СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ«Тема: Звуки [ы]. Буква Ы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тамулина Ольга Геннадьевна

Ознакомить с артикуляцией звука [ы]. Упражнение в узнавании звука [ы] в ряду звуков, слов, слогов. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой.

Определять место звука  в словах[ы]. Конструирование и печатание буквы Ы  . Узнавание буквы Ы в словах. Совершенствование навыка звукового анализа трухзвучных слов.

Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов, мышления, мелкую моторику. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл y_zanyatie.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждении

«Детский сад комбинированного вида № 12»

г. Сорочинск  Оренбургская область

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Тема: Звуки [ы]. Буква Ы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: речевое развитие

Разработчик:

Тамулина Ольга Геннадьевна,

воспитатель МБДОУ № 12

Тема: Звуки [ы]. Буква Ы

Программное содержание: Ознакомить с артикуляцией звука [ы]. Упражнение в узнавании звука [ы] в ряду звуков, слов, слогов. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой.

Определять место звука  в словах[ы]. Конструирование и печатание буквы Ы  . Узнавание буквы Ы в словах. Совершенствование навыка звукового анализа трухзвучных слов.

Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов, мышления, мелкую моторику. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход занятия

  1. Проблемная ситуация

В Ребята, я предлагаю вам сегодня познакомимся с очень интересным звуком. Он любит прятаться среди других звуков. Он ни когда не слышится в начале слова. Попробуйте его отыскать. Слушаем подсказку

Звук — невидимка
Спрятался в часы.
А его братишка —
Дедушке в усы.

Догадались, какой это звук?  Нет? Тогда, еще одно задание — подсказка…

Смотрите внимательно!

Что на карточке лишнее? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы нашего занятия. http://festival.1september.ru/articles/417732/full.h7.jpg

А Почему? Верно, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”.

Молодцы! Э то и есть наш звук невидимка. Посмотрите на доску. Он обозначается буквой ы.

В-  Итак какую цель мы ставим перед собой?

Д-- познакомимся с очень интересным звуком.

Д- Звук [ы. ] 

В-  вот с этим звуком и буквой мы познакомимся сегодня.

В- проходите и присаживайтесь за столы

  1. «Разбор слов по слогам»

В - Ребята, посмотрите на картинки на доске  . Назовите их.

(шары, коты, бананы, арбузы)

В- каким звуком заканчивается все эти слова

Д - Звуком [ы] 

В - А теперь давайте разделим эти слова на слоги

Д- ша-ры . два слога.

Ко-ты. . два слога.

Ба-на-ны. Три слога.

Ар-бу-зы. Три слога.

Молодцы.

В – Произнесите еще раз  звук [ы] 

Обратите внимания , когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Воздух выходит изо рта спокойно. Какой это звук? Гласный или согласный?

Д — Звук [ы] гласный.

В- верно. его можно петь. Каким кружочком мы его будем обозначать?

(Выставляю на полотно букву ы , под ней обозначаю красной фишкой )

3.Игра «Разбор схемы слова» (Схемы слов, фишки)

Что вы видите на картинке.

Дым     выставляем буквы 

Полина будет выполнять у доски а вы у себя

Сколько букв в этом слове

Три

Перечислите их по порядку д, ы, м

Убрать буквы

Сколько звуков в этом слове

Три звука

Давайте выложим схему этого слова

Д синий

Почему , а ты как думаешь?

он согласный, ы – гласный, м- синий

Сколько согласных звуков в сове дым

Два

Гласных один

Сколько слогов в слове дым.

Один слог.

 А у тебя какой звук первый? Какой фишкой ты его обозначил? Почему? А ты как думаешь? Можешь кто то считает по другому?

Почему ты считаешь звук м ? согласный

Потому, что при произношение нам мешают губы

4.Игра «Подними сигнальные карточки»

Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук [ы].

- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов.

- Если услышите в слове звук [ы], в середите, то покажите карточку где звук находится в середине.

Если услышите в слове звук [ы], в конце, то покажите карточку где звук находится в конце.

Почему нет карточки где звук обозначается в начале слова

(Дым, рыба , усы, мышь, бык, весы, коты, крыса, бананы, дубы, киты , крыша, дыни, тыква, сыр, лыжи, крыжовник, прыжок, слоны,брызги )

Молодцы. Убираем сигнальные карточки

5.Физминутка лагометрика  


Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)
(Дети изображают охотящегося крокодила).
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
(Дети изображают скачущих обезьян

6. работа по букварю

В посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение.

На глазах у детворы, улетают ввысь шары

В К каких словах есть звук ы?

Подчеркните все буквы ы

А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это буква ы . под ней вы видите красный кружок. Почему?

Д- Буква ы гласная

В Давайте найдем на картинке в нижней части страницы предметы, в названии которых есть звук ы. (отметьте галочкой)

В Давайте слепим из пластилина букву ы

В Как вы это делали

Д - Мы взяли две палочки и полукруг.

В Как вы это сделали.

Д Сначала мы поставили палочку, справа от нее внизу- полукруг, и рядом еще одну палочку.

В А теперь давайте почитаем, что написано. Поставьте пальчики и следим.

(дети читают)

В Обратите внимания на имена. Почему они пишутся с большой буквой.

Д Это имя человека.

Молодцы. Закрываем буквари. (няня убирает)

7.Пальчиковая гимнастика

Выложим букву «Ы» из пальцев:

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

8.Работа в тетрадях

(детям ставим карандаши в стаканах , дети берут тетради)

В Почему рядом с этой буквой, никакой картинки нет?

Д Потому что, в русском языке нет ни одного слова, которые начинались бы с этой буквой.

В Заглавной буквы ы нет . какой карандаш вам для этого потребуется.

Д Красный- это гласная буква.

В Теперь давайте напишем букву ы в воздухе.

Воспитатель стоит к детям спиной

В А пишу сверху вниз палочку, потом справа от нее полукруг и на небольшом расстоянии от нее еще одну палочку.

Посмотрите как я напишу ее на доске. ы

В Напишите четыре буквы по точкам. Слова и предложения вы будите писать на индивидуальном занятии. Закройте тетради.

Я приглашаю вас на ковер

9Игра «Один – много» (с мячом).

Я называю предмет в единственном числе, а вы во множественном

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы

Кукла – (куклы)

10 Итог

Какую цель мы ставили перед собой?

Познакомится с интересным звуком

А почему он считается интересным?

Потому что он прячется.

 Как вы думаете мы своей цели достигли?

А что вы сегодня нового узнали?

С какой буквой  и звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук гласные или согласные?

Какими фишками мы их будем обозначать?

Кто хочет ее еще раз напечатать букву? (на песке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

Презентация логопедического занятия. Тема: "Автоматизация звука (Р)"

Презентация. Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Автоматизация звука (Р)"...

Открытое занятие.Тема "Дифференциация звуков С-Ш". Лексическая тема "Зима".

Занятие рассчитано для детей старшей группы. В игровых ситуациях дети учатся контролировать собственное звукопроизногение, составлять с помощью символов схему здорового образа жизни и поведения....

Конспект занятия тема "Гласные звуки и буквы"

Данный конспект можно использовать для детей подготовительного возраста с ТНР. В процессе занятия использовались технологии: ИКТ – технологии: Power Point, MIMIO, биоэнергопластика, релаксация, ...

Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».

Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...