Конспект занятия по формированию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Николаева Наталья Владимировна

Познакомить с качествами и свойствами различных видов бумаги.

Закрепить способы обследования и соответствующий словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл забота о книгах15.1 КБ

Предварительный просмотр:

   

Конспект занятия по формированию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.

Старшая группа

                                                                                                  Николаева Н.В.

Задачи:

1. Познакомить с качествами и свойствами различных видов бумаги.

2. Закрепить способы обследования и соответствующий словарь.

3. Учить детей ориентироваться на различные качества как на признаки свойств предметов и материалов и учитывать их при отборе для деятельности.

В начале занятия дети получили задания подклеить книги (по две книги каждый) и для этого отобрать нужную бумагу из набора бумажных полос разных сортов, данных каждому ребенку (розовая гофрированная, голубая салфеточная, серая оберточная и белая плотная полуватманская).         Большинство детей ориентировались на цвет или размер бумажной полосы и не учитывали ее размокаемость, поэтому подклеить книги им не удалось.   Неудача одних и удача других послужили отправным пунктом для анализа разных сортов бумаги.  

Педагог в ответ на реплики детей: "А у меня не получается!"; "А у меня порвалась бумага" и т. д. -- спрашивает, у кого книга подклеена хорошо.   Этих детей он просит показать, какой бумагой они подклеивали книги, а затем предлагает всем найти такую же бумагу в наборе.

- Педагог (ставит задачу). Как узнать, какую бумагу выбрать лучше? Потрогайте ее и скажите, толстая она или тонкая.

- Дети. Не очень толстая, средняя.

- Педагог. Найдите бумагу, которая тоньше этой.

Дети находят, сравнивая, показывают педагогу. Он спрашивает, кто из детей подклеивал книги тонкой бумагой и что получилось. Дети смущенно говорят, что бумага "разорвалась", "разлезлась" и т. Д.

- Педагог. Отложите тонкую бумагу, погладьте ту полоску, которой хорошо подклеивать книги. Какая она?

- Дети. Немного шершавенькая, шероховатая, не очень гладкая.

Далее дети находят гладкую бумагу и вспоминают, что она не приклеивалась, отставала. Детям предлагается решить, какой бумагой лучше подклеивать книги, и они выбирают ту, поверхность которой шероховатая.

- Дети. Легко мнется, мягкая, очень мягкая.

- Педагог. Найдите полоски бумаги, которые легче мнутся. (Дети показывают.)

- Педагог. Что можно сказать про нее?

- Дети. Легко мнется, мягкая, очень мягкая.

- Педагог. Найдите ту полоску, которую смять трудно. (Дети показывают.)

- Педагог. Какая это бумага?

- Дети. Не мягкая, жесткая, твердая, потверже будет, толстая, сразу не сомнешь; громко получается, прямо гремит, когда мнешь.

- Педагог. Да, эта бумага более жесткая, плотная. Что случилось с бумагой тонкой и очень мягкой, когда ею подклеивали книги?

- Дети. Разорвалась; быстро размокла; разорвалась, потому что быстро размокла.

- Педагог. Верно. А что случилось с толстой, плотной, гладкой бумагой?

- Дети. Она плохо приклеивалась; отклеивалась; заворачивалась и отклеивалась.

- Педагог. Как же будем узнавать ту бумагу, которой лучше всего подклеивать?

- Дети. Она не очень толстая и не тоненькая; она не очень мягкая; она шершавенькая.

Педагог предлагает отобрать подходящую бумагу и подклеить книги. Дети выполняют задание безошибочно.

Данное содержание может быть закреплено в разных формах работы: при отборе бумаги для аппликаций; для поделки вертушек и ленточек для игр с ветром, коробочек для посева семян и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию словаря в средней возрастной группе. Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Образовательные задачи:- Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.- Знакомить детей с дидактическими играми, направленными на закрепление представлени...

Конспект занятия по формированию словаря в средней группе. Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Данный материал  будет  полезен для  воспитателей  средней  группы  детского  сада...

Конспект занятия по формированию словаря в средней группе по теме: Предметы личной гигиены.

Конспект занятия по формированию словаря в средней группепо теме: Предметы личной гигиены....

Конспект занятия по формированию словаря детей. Группа: старшая группа Тема: «Наш богатый урожай»

Тема:  «Наш богатый урожай»Цель: создание благоприятных условий для формирования словаря детей: обогащение, уточнение, активизация словаря детей; для воспитания бережного отношения к ...