Конспект игры-фантазирования в подготовительной группе «Новые приключения Красной шапочки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вахотина Светлана Анатольевна

Цель данного занятия: Формирование интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_igry-fantazii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 114» г. Сыктывкара

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                «Центр развития ребенка – Детский сад № 114»

        г. Сыктывкар

Конспект игры-фантазирования

в подготовительной группе

«Новые приключения Красной шапочки»

        Воспитатель: Вахотина Светлана Анатольевна

Сыктывкар, 2013

«Моя Вообразилия, моя Вообразилия!

У всех, кому захочется, там вырастают крылья,

И каждый обязательно становится кудесником

Будь он твоим ровесником или моим ровесником!...

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии –

Там царствует фантазия во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются, а наши огорчения

Сейчас же превращаются в смешные приключения!»

Цель: Формирование интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию.

Задачи:

  • Развивать творческое воображение и абстрактно-логическое мышление через умение оперировать символами.
  • Активизировать творческую речевую деятельность через обучение приемам изменения сюжета знакомой сказки, используя технологию ТРИЗ.
  • Воспитывать инициативу, стремление экспериментировать, самостоятельно применять свои знания при решении проблемной ситуации.

  Методические приемы: использование наглядности; рассказ воспитателя; вопросы к детям, игры: «Сказка-путанка», «Назови сказку», рассказы детей.

Материал: «клубок со сказкой-путанкой», карты Проппа; иллюстрации к сказкам по книге Фесюковой Е.; схемы методов исследования. 

 Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой интересный клубок я сегодня нашла у себя в корзинке. Здесь на нитке прикреплены какие-то интересные картинки. Как вы думаете, что это за загадочный клубок, что за игра?

Дети: Это же игра «Сказка - путанка»!

Воспитатель: Давайте поиграем в эту игру!

(Воспитатель с детьми встают в кружок и по очереди передают клубок с картинками - подсказками для составления сказки – путанки).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, мы сейчас составили сказку, в которой с героями случались разные события- радостные и печальные, и я подумала, как бы , наверное, хотелось сказочным героям, чтобы с ними в сказках происходили только радостные события. Многие сказки тогда хотелось бы изменить, переиначить, сделать их благополучными, добрыми и миролюбивыми. Не правда ли?

Воспитатель: Ребята, у вас есть желание  переделать знаменитые сказки?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Ребята, думаю, что мы сможем справиться с этой задачей. А чтобы дело спорилось, устроим соревнование на воображение и фантазию. Нам нужно собрать команды для работы.   У вас есть карточки с изображением объектов, которые встречаются в разных сказках А.С.Пушкина. Просьба, распределитесь по столам так, чтобы за каждым столом собрались объекты из какой-то одной сказки.

Карточки:

  1. Зеркало, яблоко, ветер, солнце, месяц
  2. Баба, дед, золотая рыбка, корыто, море
  3. Комар, шмель, муха, лебедь, белочка)

Воспитатель: Ребята, конечно, сказочным героям надо помочь.  Сегодня мы начнем эту работу и сделаем необычным сюжет одной из сказок. Сейчас нам надо выбрать сказку для нашего исследования. Давайте вспомним, какие сказки мы знаем?

(Дети перечисляют сказки)

Воспитатель: Действительно, в каждой сказке есть неприятные, неблагополучные ситуации, в которых оказываются герои. Над какой сказкой мы сегодня с вами поработаем и попробуем изменить ее содержание, чтобы события в ней стали более благоприятные, и герои от этого становились только радостными и счастливыми?

(Дети выбирают сказку, помещая соответствующую иллюстрацию на мольберт).

Сказка Ш.Перро «Красная шапочка»

Воспитатель: Ребята, с чего мы начнем? Рассказывать сказку мы не будем, но как нам увидеть сложные ситуации?

(Дети предлагают выложить последовательность сказочной композиции, основные ее события в схемах-картах Проппа, среди которых есть лишние схемы, которые дети откладывают, не используя):

Воспитатель: Какие вы догадливые, сообразительные!

Воспитатель: Ребята, а каким образом мы можем узнать о способах изменения сказки?

Дети (перечисляют, опираясь на иллюстративный материал: карточки с символическим изображением методов исследования, помещая их на доску):

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Подумать самостоятельно

Спросить у другого человека

Посмотреть в книгах

Посмотреть по телевизору

Понаблюдать

Получить информацию у компьютера

Воображать (изобретенная детьми)

Воспитатель: Ребята, в первую очередь мы должны подумать сами. Что нам может помочь изменить сюжет (содержание) сказки?

Дети: Нам надо найти в сказке те места, где можно изменить события.

(Воспитатель вызывает по одному  ребенку из каждой команды и они показывают ту схему события, которое нужно изменить (встреча волка и Красной шапочки).

Воспитатель: Ребята, надо использовать наши знания. Может быть, какие-то обстоятельства или явления могли бы изменить сказку?

Дети высказывают предположения об изменении событий:

-при введении в сюжет непредвиденных ситуаций (природных явлений);

-при изменении места действия, героев или объектов (размер, характер, оживление объектов, введение нового героя, переплетение героев или предметов из других сказок);

-при внесении в сюжет «волшебных предметов» или волшебников;

Варианты ответов детей (использование природных ресурсов):

  • Если бы пошел сильный дождь, то мама не отправила бы Красную шапочку к бабушке; а в другой день по пути и не встретился бы Волк.
  • Если бы Красная Шапочка пошла в то время, когда была на небе радуга, то она залюбовалась, а Волк уже успел бы пройти по лесу мимо.
  • Если бы Красная Шапочка пошла в то время, когда было на небе северное сияние, Волк ослеп бы, и Красная Шапочка успела бы пройти по лесу.
  • Если бы Красная Шапочка пошла во время тумана, то она превратилась в речку и утекла к бабушке , Волк не заметил бы ее.
  • Если бы Красная Шапочка пошла во время ветра, то ветер ее подгонял бы в спину, и она быстро бы оказалась у дома Бабушки.
  • Если бы Красная Шапочка шла к Бабушке ночью, то Волк в это время бы спал, и они не встретились бы.

Варианты ответов детей (использование других приемов преобразования сказки):

  • Можно изменить размер героя. Если уменьшить Красную шапочку, то Волк ее не заметит в лесу, и девочка дойдет благополучно до Бабушки.
  • Можно изменить размер героя. Если уменьшить Волка, то он будет идти медленно, и они не встретятся.
  • Можно изменить размер героя. Если увеличить Красную Шапочку, то она, выйдя из дома, сделает один шаг и окажется сразу у дома Бабушки.
  • Можно изменить размер героя. Если увеличить дом в начале сказки, то в нем будут жить и мама и бабушка на разных этажах, и не надо далеко идти.
  • Можно изменить место действия. Если Красная Шапочка будет добираться до Бабушки на корабле по речке, а не по тропинке в лесу, то она с Волком не встретится.
  • Можно изменить характер героя. Если Волк станет добрым, то он не станет есть Красную Шапочку, а (наоборот) поможет ей донести пирожки, да еще цветов соберет в лесу.
  • Можно изменить характер героя. Если Красная Шапочка станет злой, то при встрече с Волком она ему нагрубит, да еще подерется с ним.
  • Можно изменить признак предмета. Пусть один из пирожков будет протухший. Если этим пирожком Красная Шапочка угостит Волка, то у него заболит живот, и он побежит к врачу.
  • Можно оживить предметы. Если оживить лес, то он будет подсказывать Красной Шапочке, что приближается Волк.
  • Можно переплести героев. В лесу может оказаться добрая Фея. Она дотронется до Волка волшебной палочкой, и он превратится в принца.
  • Можно ввести новые предметы. Если Красная Шапочка наденет на себя шапку-невидимку, то ее Волк не увидит.

(Воспитатель за каждый вариант изменения сказки предлагает жюри начислять очки каждой команде.)

Воспитатель: Ребята, думаю, мы  хорошо потрудились.

Воспитатель: Давайте теперь попробуем обобщить: получились ли у нас результаты, смогли ли мы справиться с поставленной задачей? Нашли ли мы варианты изменения сказки, чтобы в ней все стало благополучно?

Нам на помощь пришел художник и прислал нам очень интересные картинки –иллюстрации уже с изменениями в сказках. А теперь каждая команда, используя все приемы, которые мы с вами нашли, придумает окончание сказок.

И еще у меня такое предложение: чтобы вам легче было сочинять, пригласите к себе в команду кого-нибудь из наших гостей.

сочиняют в командах сказки по иллюстрациям к книге Фесюковой Е. «Воспитание сказкой»

Жюри определяет активность, фантазирование и воображение команд с помощью аплодисментов.

Воспитатель: Ребята, исследовательская деятельность очень важна. Если вы научились анализировать, рассуждать, экспериментировать в сказке, значит, и в жизни вы сумеете изменить ситуации в лучшую сторону, обойти все препятствия и неприятности, обратить их в свою пользу, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих счастливой и радостной! Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в старшей группе: «Автоматизация звука [Ш]» «Новые приключения Красной Шапочки»

Цели:    а) образовательная:                  - формировать звуковую культуру речи...

НОД в старшей группе на тему: Новые приключения Красной Шапочки.

Закрепить представление детей о типичных приемах фантазирования; учить создавать новый сюжет сказки способом введения новых персонажей; развивать образное  восприятие красоты и поэтичности сказок...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи в подготовительной группе на тему «Новые приключения Красной шапочки»

Задачи: Коррекционно -образовательные: Активизировать детей на пересказ знакомой сказки. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (словообразование , согласование прилагательных с...

Конспект развлечения для детей 4-5 лет в средней группе по теме «Новые приключения Красной шапочки».

Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных  правовых знаний.Задачи: познакомить детей с понятием «ПРАВО», объяснить, что каждый человек имеет право на счаст...

НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КРАСНОЙ ШАПОЧКИ НА НОВЫЙ ЛАД

Участие в очном этапе межмуниципального экологического  конкурса детских театров и агитбригад  "Через искусство к зеленой планете". Сценарий  и видео выступления агитбригады.h...

Конспект творческой речевой деятельности "Новые приключения Красной Шапочки"

Конспект творческой речевой деятельности "Новые приключения Красной Шапочки"...