НОД по речевому развитию "Рассказывание по картине" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никитина Ирина Александровна

Составление рассказа по картине «Зима» (С.А.Куприянов)

Интеграции о.о.: познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи: Учить детей рассматривать пейзажную картину, испытывать эстетические чувства. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение. Воспитывать любовь к родной природе.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassskazyvaeie_po_kartine_zima.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие «Зимний лес»

Составление рассказа по картине «Зима» (С.А.Куприянов)

Интеграции о.о.: познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи: Учить детей рассматривать пейзажную картину, испытывать эстетические чувства. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение. Воспитывать любовь к родной природе.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые

Логика образовательной деятельности:   Доброе утро дети!  

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

В кругу в-ль показывает снежинку:

-Ребята, сегодня в гости к нам прилетела снежинка. Посмотрите какая она волшебная, красивая. А слетела она к нам с одного дерева, про которое я вам хочу прочитать стихотворение. Хотите послушать? (да). Тогда усаживайтесь на стульчики и приготовьтесь слушать (дети садятся).

Это стих-е написал Сергей Есенин, называется оно «Береза». А вы закройте глаза и представьте, что вы проснулись очень рано и смотрите в окно. Утро розовеет  от восходящего солнца. А перед окном береза такая, какую увидел ее Сергей Есенин. (ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ). О чем это стих- е ? (о березе)

-Нам автор говорит, что береза принакрылась снегом точно серебром, и горят снежинки в золотом огне. Правда  очень красивое стихотворение, оно вам понравилось? - Да.

-Давайте  придумаем красивые слова к слову береза. Какая она? (белая, белоствольная, снежная,  пушистая, золотая – (от солнечного света),  стройная.

-А теперь представим себе небе небо, какое оно бывает?   (синее, голубое,  хмурое, облачное, высокое)

-Поэт описывает  природу словами, а художник как? (красками)

-Посмотрите на картину, которую написал Сергей Александрович Куприянов, и назвал ее «Зима »  (смотрят) . Вам нравится картина?  (да)  .

-Ребята, что изображено на картине? (деревья- лес, снег)

-А почему вы решили, что это лес?  (лес – это когда много деревьев - березы, ели, дубы, осины, рябины). Да это лес.  

-Какие деревья вы видите? (береза, ель, рябина)

-Посмотрите на березу и скажите какой здесь ее изобразил художник? (стройная, хрупкая – тонкая, высокая, белоствольная, красивая, заснеженная.)

Правильно. Березки стройные, хрупкие. Их веточки покрыты снегом (заснеженные) и они как бы тянутся к небу, сливаются с ним.

-Посмотрите внимательно на картину и скажите, все ли деревья сбросили листья? (нет).  -А какие деревья остались зелеными? (зелеными остались ели). Давайте их опишем.  Какие ели?  (зеленные, высокие, заснеженные)

Ели стоят заснеженные, как будто одеты в пуховые шубки.

-Ребята, обратите внимание на дерево, стоящее рядом с березами. Что это за дерево? (Рядом с березами стоит рябина) . Кто сидит на рябине? (На рябине сидят снегири)

-Как вы думаете, в какое время суток художник увидел и написал  эту картину? (Художник написал эту картину днем)

-Как вы догадались? Какое небо? (голубое) Какой снег? (снег белый, мягкий, пушистый, искрящийся на солнце) .

Небо голубое, снег белый, пушистый  блестит на солнце.  Снег укрыл землю и корни деревьев, как покрывало.  А везде ли снег белый? (нет, под деревьями он синий). -Художник показал нам что там тень, и снег кажется синим.

-А как вы думаете какая погода была в этот день? (солнечная или пасмурная)

-Почему солнечная?  (тень от деревьев).  

Да, ребята,  молодцы!  

На картине художник изобразил  зимний лес. Белый снег укрыл землю и корни деревьев будто белым покрывалом.  В тишине стоят стройные, хрупкие березки.  Ветки у березы тонкие,  и   они как  бы тянутся к солнцу.  Рядом с березками стоит рябинка. Ягодками рябины лакомятся (угощаются)  снегири. Чуть дальше от берез и рябины стоят  заснеженные ели.  Денек солнечный, хороший ! Так и хочется погулять по этому лесу.  

Так давайте мы с вами представим что мы оказались в этом чудесном лесу.

Физминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес     (шаг на месте)

Сколько здесь вокруг чудес   (руки в стороны)

Справа березка в шубе стоит (поворот вправо)

Слева елка на нас глядит      (поворот влево)

Снежинки в небе кружатся   (покружится)

На землю красиво ложатся! (сесть)

-А теперь я  предлагаю вам рассказать про эту картину. Кто хочет?  

Рассказывают 2- 3 ребенка. Молодцы!

А еще мы с вами знаем стихотворения о зиме и пословицы! Давайте сначала послушаем пословицы о зиме  (дети рассказывают).

-Береги нос в большой мороз!  Спасибо мороз,  что снегу нанес!

-А теперь расскажем стих- е о зиме. Кто хочет рассказать? (Лера «Мороз – Воевода» Н.Некрасов, Кирилл «Идет волшебница зима» А.С. Пушкин, Ирина «Зима»).

А еще природу можно изобразить и в музыке. Представьте, что мы гуляем в таком же лесу, как на этой картине. Выходим на прогулку  (включить музыку П.И.Чайковского из альбома «Времена года»)

- Ветер качает ветки деревьев (руки над головой легко покачиваются). Закружились в танце снежинки (дети кружатся). Вдруг пролетела стайка снегирей (руки поочередно поднимаются вверх). Проскакал зайчик, пробежала лиса (изображают зверей). Тихо в лесу( садятся).

-О чем  мы сегодня говорили? (рассматривали картину, зимний пейзаж). Понравилось вам наше занятие? (да).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины. Старшая группа.

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины.  Тема занятия: Примерное комплексно-тематическое планирование программы «От рождения до школы». Старшая группа. Лето...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Речевые пятиминутки в режимных моментах воспитателя (практический речевой материал для детей старшей группы)

Эффективность коррекционно-образовательного процесса предусматривает тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями массовых групп. Совместное планирование работы позволяет оптимизировать рабо...

Конспект занятия по развитию речи (связная речь) «Составление рассказа по картине» (старшая группа)

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект занятия по Развитию речи «Весна. Рассказ по картине» (Старшая группа)

- Учить составлять рассказ по картинке и вопросам, пересказы­вать его.- Формировать понятия «время года», «весна».- Закрепить признаки весны.- Учить образовывать уменьшител...