Конспекты комплексных занятий по развитию речи в средней группе детского сада
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Скоридченко Светлана Анатольевна

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития детей: мышления, воображения, восприятия, памяти, эмоции. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Ребёнку необходимо осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Вот уже несколько лет я занимаюсь проблемой развития речи детей. Мои  многолетние наблюдения и педагогический опыт привели меня к выводу - это непростая задача, как для педагога, так и для детей. Во-первых, контекстная, описательно-повествовательная речь для детей психологически  считается более сложной, чем разговорная, обиходная. Дети подолгу могут рассказывать о том, к примеру, кого они видели по дороге в детский сад, или к кому в гости собираются вечером, но вот составить развёрнутый рассказ им сложно.Во-вторых, все дети индивидуальны: одни сразу  активно реагируют, другим следует обдумать ответ на вопрос, а третьи застенчивы,  нерешительны. Есть ещё фактор: не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с лёгкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто могут игнорировать. 

С учётом всех этих факторов я пришла к такому заключению. что решать  эту проблему следует в комплексе. Гланый принцип: от простого к сложному, от знакомого к новому! Отношения между детьми и педагогом партнёрские, доверительные, где каждый ребёнок уверен, что его хотят услышать, его ответ важен! 

Для этого начинаются занятия с разминки, где при помощи "предмета-помощника" (мяча, верёвочки, флажка и т.д.) быстро проводится "мозговая атака"- задаются детям задания, вопросы, на которые  каждый из них, к кому попал "предмет-помощник" отвечают! Приветствуется поддержка товарищей! Обычно в этой части занятия даются задания, основаные на знакомом детям материале.  Далее мотивация: в гости приходит какой-нибудь герой, или дети попадают в какую-то ситуацию и решают эту проблему - это основная часть, где ребята учатся составлять разные виды рассказов. В следующей части ООД  работа по ЗКР или формированию граматического строя речи. В заключение провожу рефлексию.

Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь

         

 ТЕМА: «Составление рассказов об игрушках, включая описание их внешнего вида»

 ЗАДАЧИ:

 Учить детей составлять рассказы об игрушках, включая описание их внешнего вида.

 Упражнять в развитии слухового восприятия; закреплять  навыки правильного произношения звуков.   Закреплять  понятия: «звук», «звучит», «слово».

 Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать активность.

Материал: игрушки: кошка, собака; картинки с изображением домашних животных; мольберт; красная звезда и белый квадрат; фишки; самосвал-игрушка; поезд - нагрудный знак.

  1. Дидактическое упражнение «Угадай по голосу»  (Воспитатель с разной силой голоса произносит звукоподражания, а дети отгадывают, какое это животные, взрослое или детеныш. При каждом правильном ответе воспитатель поднимет красную звездочку, неверном - белый квадрат). Игра производиться на ковре, дети сидят полукругом.
  2. Упражнение «Закончи стихотворение»

Верещунья, белобока,

А зовут ее        (сорока).

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую        (лису).

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе        (живот)

Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не        (киска),

  1. Мотивация. Воспитатель обращает внимание детей на то, что под столом кто-то прячется. Дети    ищут и находят котенка. Воспитатель предлагает сесть детям за столы и поиграть с котенком.

Дидактическое упражнение «Назови какой?» (Воспитатель поочередно спрашивает сначала у желающих, а затем и у других детей: «Какой котенок?». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку).

Вопросы: Чем вам нравиться кошка?

Как вы думаете, что она может делать? Что не любит делать кошка? Что полезного она может делать?

Я думаю, если кошку погладить по шерстке не ласково, то кошка зашипит, выпустит коготки? А вы как думаете? (За правильный ответ – фишка).

  1. Далее воспитатель говорит, что наша кошка рассорилась с собачкой из-за миски молочка, предлагает детям их помирить. Показывает игрушку собачки и просит ребят рассказать о ней, - какая она, что умеет делать, как может играть?

Дети составляют рассказы.

Физ. минутка: «Котята и щенки», /на ковре/.

3.1. Воспитатель: Но не только кошки и собаки живут с человеком. А кто же еще?


Помогут вам картинки волшебные в этом, (на доске стоят картинки с изображением домашних животных, но они отвернуты от детей).

Дидактическое упражнение «Назови домашних животных» (Дети называют правильно животное, дети отгадывают нужное слово и воспитатель переворачивает картинку лицевой стороной к детям).

Воспитатель:

Как много слов вы назвали, отгадали всех животных.

  • Что вы дети говорили? (слова) Молодцы!

  1. Воспитатель объясняет детям, что всем нашим гостям понравилось у нас в группе, и особенно понравился самосвал.
  • Что понравилось? (самосвал).

Слышите, с какого звука начинается это слово «самосвал))? Произнесите это слово медленно с-с-с-самосвал. Звук «с-с-с» (Дети хором и индивидуально произносят изолированный звук «с»).

  1. Упражнение «Отыщи правильное слово» (Воспитатель говорит, что всем нашим животным-гостям хочется покататься на самосвале, но поедут только те животные, в названии которых есть звук «с»). Дети поочередно произносят предлагаемые названия, выбирают: «свинья», «собака».

Воспитатель задает вопросы:

  • Кто еще не катался?
  • Повезет машина утку или лошадь?
  • Почему?

  1. А остальных гостей покатаем на поезде.

Игра-инсценировка «Вот поезд наш едет».
(С этой песней заканчивается наше занятие).

Рефлексия. 

- Ребята, вам понравился сегодняшний наш гость – котёнок. Чем?  Как вы думаете, котёнку и его друзьям понравилось у нас в гостях?




Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Речевой диалог на заданную тему».

ЗАДАЧИ:

Учить детей вести диалог на заданную тему. Упражнять детей в подборе слов-антонимов к заданным в предложениях словам.

Развивать фонематический слух.  Умение дифференцировать звуки «с» и «съ».

Развивать силу голоса.

Воспитывать доброжелательность.

Материал: воротца; игрушки зверей (белка, мишка, лисичка, волк, еж и т.д.); костюм лесовика (борода и шапка); магнитная доска, на котором синий большой и зеленый маленький кружки и картинки с изображением: слона, автобуса, лисы, поросенка, синицы, лося; мяч.

1.1. Дидактическая игра «Я старик-лесовик».

Мотивация.

Воспитатель загораживает детям вход в группу (на ковер-полянку),  воротцами из веток, сам воспитатель надевает шапку и бороду, на краю коврика стоят игрушки зверят: белки, мишки, лисы, волка, ежа, зайки и т.д.

Воспитатель перекрывает вход в воротца.

Дети: «Зачем так села, почему не хочешь пустить нас?»

Воспитатель: «За моей спиной дремучий лес, а я старик-лесовик». Кто я? .... Правильно! По лесу хожу за порядком слежу, деревьям помогаю, зверушек защищаю, ягодами угощаю. Приглашаю в свой лес всех зверушек. Детям без взрослых в лес ходить не советую. Потеряться легко, да и зверь нечаянно испугать может.

-   А звери заходите. Милости просим!

Дети называются зверушками и по наводящим вопросам воспитателя описывают характерные черты этого зверя. Если ребенок затрудняется, перед ним игрушка. Затем, после правильного ответа - пропускает. Дети рассаживаются полукругом на ковре и слушают рассказывающих детей, помогают им.

2.1.        Психогимнастика «Старик-лесовик не в духе»
Воспитатель читает стихотворение, а дети идут по кругу и действуют согласно тексту:

Шел старик-лесовик (идут согнувшись),

Через лес напрямик, (руки за спину),

Он грозил кулаком, (грозят кулаком),

Был старик-лесовик не в духе, (сердитое выражение лица),

Старика покусали мухи, (отмахивается от мух).

2.2.        Воспитатель предлагает развеселить детям старика-лесовика и достает мяч.
Дети становятся в круг.

Игра «Насос»

Воспитатель: Вот какой у нас мяч, но он сдулся - ш-ш-ш (воспитатель и дети подбегают к середине круга). Давайте его надуем огромным насосом с-с-с. (дети отходят назад, имитируют, что надувают мяч насосом, произносят с-с-с). мы так сильно накачали мяч, что он может лопнуть ш-ш-ш. Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом сь-сь-сь. (Дети имитируют работу маленького насоса, произносят звук «сь», делают круг).

Игра повторяется 2 раза.

2.3.        Упражнение «Синий или зеленый». Воспитатель выставляет вверху слева
фланелегрофа большой синий кружок, внизу слева - маленький зеленый, в середине -
предметные картинки: слон, автобус, лиса, поросенок, синица, лось. Дети по желанию на-
зывают предметы, затем с помощью воспитателя произносят слово с интонационным вы-
делением звука «с» или «сь». Если в слове «с» - картинка после большого синего кружка,
если «сь» - после зеленого маленького.

Воспитатель:

«Звуки «с» и «сь» - братцы : «с» - большой, а звук «сь» - маленький».

3-1. Упражнение «Закончи предложение»


Сахар сладкий, а перец        (горький).

Летом листья зеленые, а осенью        (желтые).

Дорога широкая, а тропинка        (узкая).

Пластилин мягкий, а камень        (твердый).

Девочка говорит громко, а мальчик        (тихо).

3.2. Упражнение «Скажите громко, тихо, шепотом».

Са-са~са - в лесу бегает лиса.

Со-со-со - у Вовы колесо.

Су-су-су - было холодно в лесу.

Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь. (Дети произносят и прихлопывают соответственно)

Рефлексия.

Педагог:

-Каким пришёл к нам старик-лесовик? А каким стал?

 Старик-лесовик благодарит ребят за то, что сделали его веселее и  добрее и многому  научили, прощается с детьми.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Придумывание разных вариантов историй».

ЗАДАЧИ:

Учить детей придумывать продолжение знакомой детям сказки.

Уточнить у детей понятие «слово». Упражнять в образовании существительных родительного падежа множественного числа. КР. Развивать фонематический слух, умение различать звук «с».

Развивать быстроту мышления.

Воспитывать творчество, фантазию.

Материал: поднос с муляжами овощей, корзинка,  мольберт, сумка, открытки с изображением овощей и фруктов (огурец, помидор, лимон, апельсин, банан, яблоко, груша), вырезанные из бумаги маленькие репки-детки); мяч.

  1. Игровое упражнение «Когда это бывает?» (Дети на ковре сидят полукругом).

«Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я        (лето).

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И  летят, летят, летят        (осень).

Дети отгадывают времена года.

  1. Воспитатель беседует с детьми о том, что они делали летом, какое сейчас время года (осень) и что созревает осенью.

Игровое упражнение  «Назови овощ» (с мячом) Воспитатель бросает поочередно мяч детям со словами: «Какой овощ знаешь?»; дети возвращают мяч, отвечая на вопрос, если ошибается, ему помогают товарищи.

  1. Мотивация. Воспитатель загадывает загадку:

Круглая, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая да не сахар, С хвостиком, да не мышь?

(Репа),

предлагая найти ответ среди овощей на подносе. Дети находят Репу.

Педагог:

«Ребята, почему Репа грустит? Что с нею дальше будет?»

Предлагает придумать новую историю.

  1. После этого дети вспоминают, что про (овощи) репу есть не только загадка, но и сказка, (вспоминают также краткое содержание). Затем воспитатель просит детей придумать, что случилось дальше и показывает, как это можно сделать: («Репку вытащили и пошли за корзинкой, а она испугалась и побежала по дорожке и т.д. ...»).

Дети придумывают свои варианты.

Физ. минутка: Инсценировка песенки «Мы корзинки берем».

Дети идут по кругу и поют, имитируя движения, собирающих урожай людей

(репки собираются в корзинку).

                           Мы корзиночки берем, хором песенку поем

Урожай собирай, да в корзинку отправляй.


Ты пузатый кабачок, отлежал себе бочок, Не ленись, не зевай, а в корзинку полезай.

Мы ребята молодцы, собираем огурцы,

 И фасоль, и горох, урожай у нас не плох.

  1. Дети садятся за столы.
  1. Затем Петрушка достает из своей сумки открытки, дети называют фрукты и овощи, изображенные на них. Названные открытки размещаются на стенде так: с одной стороны - яблоки, груши, огурцы, помидоры; с другой - бананы, апельсины, лимоны.

Проводится игра «Чего не стало?» Петрушка:

Хорошо запомнили картинки?

  • Закрывайте глаза, (прячет бананы, на их место ставит огурцы) Теперь откройте глаза.

Чего не стало? (бананов)

  • Что появилось? (огурцы)

И т.д.

  1. Упражнение «Найди знакомый звук».

Петрушка читает скороговорку, интонацией выделяя звук «с»

Купила Марусе бусы бабуся,

На рынке споткнулась Бабуся о гуся ...

Все бусы склевали по бусинке гуси. Дети называют запомнившиеся слова со звуком «с».

Рефлексия.

-Ребята, о ком мы сегодня придумывали новые истории? Как вы думаете, нашей репке они понравились? Чем понравились? Вы и об остальных овощах и фруктах много интересного рассказали, молодцы!

 Достаёт из корзинки маленькие репки, их в благодарность детям передала большая Репа.