Главные вкладки

    Конспекты комплексных занятий по развитию речи в средней группе детского сада
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Скоридченко Светлана Анатольевна

    Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития детей: мышления, воображения, восприятия, памяти, эмоции. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Ребёнку необходимо осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

    Вот уже несколько лет я занимаюсь проблемой развития речи детей. Мои  многолетние наблюдения и педагогический опыт привели меня к выводу - это непростая задача, как для педагога, так и для детей. Во-первых, контекстная, описательно-повествовательная речь для детей психологически  считается более сложной, чем разговорная, обиходная. Дети подолгу могут рассказывать о том, к примеру, кого они видели по дороге в детский сад, или к кому в гости собираются вечером, но вот составить развёрнутый рассказ им сложно.Во-вторых, все дети индивидуальны: одни сразу  активно реагируют, другим следует обдумать ответ на вопрос, а третьи застенчивы,  нерешительны. Есть ещё фактор: не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с лёгкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто могут игнорировать. 

    С учётом всех этих факторов я пришла к такому заключению. что решать  эту проблему следует в комплексе. Гланый принцип: от простого к сложному, от знакомого к новому! Отношения между детьми и педагогом партнёрские, доверительные, где каждый ребёнок уверен, что его хотят услышать, его ответ важен! 

    Для этого начинаются занятия с разминки, где при помощи "предмета-помощника" (мяча, верёвочки, флажка и т.д.) быстро проводится "мозговая атака"- задаются детям задания, вопросы, на которые  каждый из них, к кому попал "предмет-помощник" отвечают! Приветствуется поддержка товарищей! Обычно в этой части занятия даются задания, основаные на знакомом детям материале.  Далее мотивация: в гости приходит какой-нибудь герой, или дети попадают в какую-то ситуацию и решают эту проблему - это основная часть, где ребята учатся составлять разные виды рассказов. В следующей части ООД  работа по ЗКР или формированию граматического строя речи. В заключение провожу рефлексию.

    Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сентябрь

             

     ТЕМА: «Составление рассказов об игрушках, включая описание их внешнего вида»

     ЗАДАЧИ:

     Учить детей составлять рассказы об игрушках, включая описание их внешнего вида.

     Упражнять в развитии слухового восприятия; закреплять  навыки правильного произношения звуков.   Закреплять  понятия: «звук», «звучит», «слово».

     Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать активность.

    Материал: игрушки: кошка, собака; картинки с изображением домашних животных; мольберт; красная звезда и белый квадрат; фишки; самосвал-игрушка; поезд - нагрудный знак.

    1. Дидактическое упражнение «Угадай по голосу»  (Воспитатель с разной силой голоса произносит звукоподражания, а дети отгадывают, какое это животные, взрослое или детеныш. При каждом правильном ответе воспитатель поднимет красную звездочку, неверном - белый квадрат). Игра производиться на ковре, дети сидят полукругом.
    2. Упражнение «Закончи стихотворение»

    Верещунья, белобока,

    А зовут ее        (сорока).

    Серый волк в густом лесу
    Встретил рыжую        (лису).

    Лежебока рыжий кот
    Отлежал себе        (живот)

    Эй, не стойте слишком близко -
    Я тигренок, а не        (киска),

    1. Мотивация. Воспитатель обращает внимание детей на то, что под столом кто-то прячется. Дети    ищут и находят котенка. Воспитатель предлагает сесть детям за столы и поиграть с котенком.

    Дидактическое упражнение «Назови какой?» (Воспитатель поочередно спрашивает сначала у желающих, а затем и у других детей: «Какой котенок?». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку).

    Вопросы: Чем вам нравиться кошка?

    Как вы думаете, что она может делать? Что не любит делать кошка? Что полезного она может делать?

    Я думаю, если кошку погладить по шерстке не ласково, то кошка зашипит, выпустит коготки? А вы как думаете? (За правильный ответ – фишка).

    1. Далее воспитатель говорит, что наша кошка рассорилась с собачкой из-за миски молочка, предлагает детям их помирить. Показывает игрушку собачки и просит ребят рассказать о ней, - какая она, что умеет делать, как может играть?

    Дети составляют рассказы.

    Физ. минутка: «Котята и щенки», /на ковре/.

    3.1. Воспитатель: Но не только кошки и собаки живут с человеком. А кто же еще?


    Помогут вам картинки волшебные в этом, (на доске стоят картинки с изображением домашних животных, но они отвернуты от детей).

    Дидактическое упражнение «Назови домашних животных» (Дети называют правильно животное, дети отгадывают нужное слово и воспитатель переворачивает картинку лицевой стороной к детям).

    Воспитатель:

    Как много слов вы назвали, отгадали всех животных.

    • Что вы дети говорили? (слова) Молодцы!

    1. Воспитатель объясняет детям, что всем нашим гостям понравилось у нас в группе, и особенно понравился самосвал.
    • Что понравилось? (самосвал).

    Слышите, с какого звука начинается это слово «самосвал))? Произнесите это слово медленно с-с-с-самосвал. Звук «с-с-с» (Дети хором и индивидуально произносят изолированный звук «с»).

    1. Упражнение «Отыщи правильное слово» (Воспитатель говорит, что всем нашим животным-гостям хочется покататься на самосвале, но поедут только те животные, в названии которых есть звук «с»). Дети поочередно произносят предлагаемые названия, выбирают: «свинья», «собака».

    Воспитатель задает вопросы:

    • Кто еще не катался?
    • Повезет машина утку или лошадь?
    • Почему?

    1. А остальных гостей покатаем на поезде.

    Игра-инсценировка «Вот поезд наш едет».
    (С этой песней заканчивается наше занятие).

    Рефлексия. 

    - Ребята, вам понравился сегодняшний наш гость – котёнок. Чем?  Как вы думаете, котёнку и его друзьям понравилось у нас в гостях?




    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «Речевой диалог на заданную тему».

    ЗАДАЧИ:

    Учить детей вести диалог на заданную тему. Упражнять детей в подборе слов-антонимов к заданным в предложениях словам.

    Развивать фонематический слух.  Умение дифференцировать звуки «с» и «съ».

    Развивать силу голоса.

    Воспитывать доброжелательность.

    Материал: воротца; игрушки зверей (белка, мишка, лисичка, волк, еж и т.д.); костюм лесовика (борода и шапка); магнитная доска, на котором синий большой и зеленый маленький кружки и картинки с изображением: слона, автобуса, лисы, поросенка, синицы, лося; мяч.

    1.1. Дидактическая игра «Я старик-лесовик».

    Мотивация.

    Воспитатель загораживает детям вход в группу (на ковер-полянку),  воротцами из веток, сам воспитатель надевает шапку и бороду, на краю коврика стоят игрушки зверят: белки, мишки, лисы, волка, ежа, зайки и т.д.

    Воспитатель перекрывает вход в воротца.

    Дети: «Зачем так села, почему не хочешь пустить нас?»

    Воспитатель: «За моей спиной дремучий лес, а я старик-лесовик». Кто я? .... Правильно! По лесу хожу за порядком слежу, деревьям помогаю, зверушек защищаю, ягодами угощаю. Приглашаю в свой лес всех зверушек. Детям без взрослых в лес ходить не советую. Потеряться легко, да и зверь нечаянно испугать может.

    -   А звери заходите. Милости просим!

    Дети называются зверушками и по наводящим вопросам воспитателя описывают характерные черты этого зверя. Если ребенок затрудняется, перед ним игрушка. Затем, после правильного ответа - пропускает. Дети рассаживаются полукругом на ковре и слушают рассказывающих детей, помогают им.

    2.1.        Психогимнастика «Старик-лесовик не в духе»
    Воспитатель читает стихотворение, а дети идут по кругу и действуют согласно тексту:

    Шел старик-лесовик (идут согнувшись),

    Через лес напрямик, (руки за спину),

    Он грозил кулаком, (грозят кулаком),

    Был старик-лесовик не в духе, (сердитое выражение лица),

    Старика покусали мухи, (отмахивается от мух).

    2.2.        Воспитатель предлагает развеселить детям старика-лесовика и достает мяч.
    Дети становятся в круг.

    Игра «Насос»

    Воспитатель: Вот какой у нас мяч, но он сдулся - ш-ш-ш (воспитатель и дети подбегают к середине круга). Давайте его надуем огромным насосом с-с-с. (дети отходят назад, имитируют, что надувают мяч насосом, произносят с-с-с). мы так сильно накачали мяч, что он может лопнуть ш-ш-ш. Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом сь-сь-сь. (Дети имитируют работу маленького насоса, произносят звук «сь», делают круг).

    Игра повторяется 2 раза.

    2.3.        Упражнение «Синий или зеленый». Воспитатель выставляет вверху слева
    фланелегрофа большой синий кружок, внизу слева - маленький зеленый, в середине -
    предметные картинки: слон, автобус, лиса, поросенок, синица, лось. Дети по желанию на-
    зывают предметы, затем с помощью воспитателя произносят слово с интонационным вы-
    делением звука «с» или «сь». Если в слове «с» - картинка после большого синего кружка,
    если «сь» - после зеленого маленького.

    Воспитатель:

    «Звуки «с» и «сь» - братцы : «с» - большой, а звук «сь» - маленький».

    3-1. Упражнение «Закончи предложение»


    Сахар сладкий, а перец        (горький).

    Летом листья зеленые, а осенью        (желтые).

    Дорога широкая, а тропинка        (узкая).

    Пластилин мягкий, а камень        (твердый).

    Девочка говорит громко, а мальчик        (тихо).

    3.2. Упражнение «Скажите громко, тихо, шепотом».

    Са-са~са - в лесу бегает лиса.

    Со-со-со - у Вовы колесо.

    Су-су-су - было холодно в лесу.

    Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь. (Дети произносят и прихлопывают соответственно)

    Рефлексия.

    Педагог:

    -Каким пришёл к нам старик-лесовик? А каким стал?

     Старик-лесовик благодарит ребят за то, что сделали его веселее и  добрее и многому  научили, прощается с детьми.



    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «Придумывание разных вариантов историй».

    ЗАДАЧИ:

    Учить детей придумывать продолжение знакомой детям сказки.

    Уточнить у детей понятие «слово». Упражнять в образовании существительных родительного падежа множественного числа. КР. Развивать фонематический слух, умение различать звук «с».

    Развивать быстроту мышления.

    Воспитывать творчество, фантазию.

    Материал: поднос с муляжами овощей, корзинка,  мольберт, сумка, открытки с изображением овощей и фруктов (огурец, помидор, лимон, апельсин, банан, яблоко, груша), вырезанные из бумаги маленькие репки-детки); мяч.

    1. Игровое упражнение «Когда это бывает?» (Дети на ковре сидят полукругом).

    «Я соткано из зноя,
    Несу тепло с собою,
    Я реки согреваю,
    «Купайтесь!» - приглашаю.
    И любите за это
    Вы все меня. Я        (лето).

    Утром мы во двор идем -
    Листья сыплются дождем,
    Под ногами шелестят
    И  летят, летят, летят        (осень).

    Дети отгадывают времена года.

    1. Воспитатель беседует с детьми о том, что они делали летом, какое сейчас время года (осень) и что созревает осенью.

    Игровое упражнение  «Назови овощ» (с мячом) Воспитатель бросает поочередно мяч детям со словами: «Какой овощ знаешь?»; дети возвращают мяч, отвечая на вопрос, если ошибается, ему помогают товарищи.

    1. Мотивация. Воспитатель загадывает загадку:

    Круглая, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая да не сахар, С хвостиком, да не мышь?

    (Репа),

    предлагая найти ответ среди овощей на подносе. Дети находят Репу.

    Педагог:

    «Ребята, почему Репа грустит? Что с нею дальше будет?»

    Предлагает придумать новую историю.

    1. После этого дети вспоминают, что про (овощи) репу есть не только загадка, но и сказка, (вспоминают также краткое содержание). Затем воспитатель просит детей придумать, что случилось дальше и показывает, как это можно сделать: («Репку вытащили и пошли за корзинкой, а она испугалась и побежала по дорожке и т.д. ...»).

    Дети придумывают свои варианты.

    Физ. минутка: Инсценировка песенки «Мы корзинки берем».

    Дети идут по кругу и поют, имитируя движения, собирающих урожай людей

    (репки собираются в корзинку).

                               Мы корзиночки берем, хором песенку поем

    Урожай собирай, да в корзинку отправляй.


    Ты пузатый кабачок, отлежал себе бочок, Не ленись, не зевай, а в корзинку полезай.

    Мы ребята молодцы, собираем огурцы,

     И фасоль, и горох, урожай у нас не плох.

    1. Дети садятся за столы.
    1. Затем Петрушка достает из своей сумки открытки, дети называют фрукты и овощи, изображенные на них. Названные открытки размещаются на стенде так: с одной стороны - яблоки, груши, огурцы, помидоры; с другой - бананы, апельсины, лимоны.

    Проводится игра «Чего не стало?» Петрушка:

    Хорошо запомнили картинки?

    • Закрывайте глаза, (прячет бананы, на их место ставит огурцы) Теперь откройте глаза.

    Чего не стало? (бананов)

    • Что появилось? (огурцы)

    И т.д.

    1. Упражнение «Найди знакомый звук».

    Петрушка читает скороговорку, интонацией выделяя звук «с»

    Купила Марусе бусы бабуся,

    На рынке споткнулась Бабуся о гуся ...

    Все бусы склевали по бусинке гуси. Дети называют запомнившиеся слова со звуком «с».

    Рефлексия.

    -Ребята, о ком мы сегодня придумывали новые истории? Как вы думаете, нашей репке они понравились? Чем понравились? Вы и об остальных овощах и фруктах много интересного рассказали, молодцы!

     Достаёт из корзинки маленькие репки, их в благодарность детям передала большая Репа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

    Материал посвящен знакомству детей с различными профессиями....

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада « Снежный хоровод».

    Конспект занятия содержит игровой материал, позволяющий расширить знание детей о снеге, его свойствах и зимних явлениях природы. Словарная работа на занятии способствует пополнению словарного запаса д...

    Конспект заняти по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой".

    Конспект занития по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой"....

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада "Город мастеров"

    Занятие по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями людей....

    План-конспект занятия по развитию речи для средней группы детского сада

    Предлагаю материал для средней группы детского сада. Очень люблю произведения Виталия Валентиновича Бианки, вот решила использовать одно из них для разработки сценария НОД. Надеюсь, коллегам будет инт...

    Конспекты комплексных занятий по развитию речи в средней группе детского сада

    Комплексные занятия эффективны как обучающие, так и итоговые, где дети в игровой занимательной форме закрепляют свои навыки и умения!...

    Конспекты комплексных занятий по развитию речи в средней группе детского сада

    Одной из важнейших задач на занятиях по развитию речи, считаю развитие творческого мышления, когда дети осмысленно выстраивают свою речь....