Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Лысенкова Галина Александровна

    Составление описательного рассказа о ранней весне.

    Задачи:

    - систематизировать знания детей о ранней весне, весенних месяцах;

    - обобщить характерные признаки ранней весны;

    - закрепить знания детей об использовании орудий труда в весеннее время.

    - развивать связную речь при помощи составления описательных рассказов о ранней весне; мышление; память.

    - закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;

    - подбирать слова с противоположным значением;

    - подбирать существительные и прилагательные, характеризующие раннюю весну, солнце, почки.

    - воспитывать бережное отношение к природе;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya.docx21.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    по развитию речи в старшей группе

    «Ранняя весна»

    Цель: Составление описательного рассказа о ранней весне.

    Задачи:

    - систематизировать знания детей о ранней весне, весенних месяцах;

    - обобщить характерные признаки ранней весны;

    - закрепить знания детей об использовании орудий труда в весеннее время.

    - развивать связную речь при помощи составления описательных рассказов о ранней весне; мышление; память.

    - закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;

    - подбирать слова с противоположным значением;

    - подбирать существительные и прилагательные, характеризующие раннюю весну, солнце, почки.

    - воспитывать бережное отношение к природе;

    - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

    Словарная работа: набухают, пахучие, пашут, сеют, липкие, проталины, скворечники, инструменты.

    Материал к занятию:

    Конверт, «письмо от медведя Умки», картинки с изображением орудий труда, картинка «Нелепицы»; лепестки, где на каждом нарисованы картинки по теме «Ранняя весна», фломастеры.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.

    Ход занятия:

    Организационный момент.

    Ребята, сейчас за столы садится тот, кто повторит цепочку слов:

     Греет, светит, тает;

     Скворец, грач, ласточка;

    Солнце, ветер, дождь;

    Сосулька, вода, лужи;

     Теплый, яркий, солнечный;

     Деревья, почки, листочки;

     Распускается, бежит, плывут;

    Капает, журчит, набухают,

     Звенит, шумит, поют;

     Капель, ручей, дождь.

    Дети по одному называют слова и садятся за столы.

    Cтук в дверь, помощник воспитателя вносит письмо.

    Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на конверте кто-то нарисован. Кто же это?

    Дети: Белый медведь.

    Воспитатель: Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что он пишет нам

    «Здравствуйте, дорогие ребята!

    Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа»

    Воспитатель: Вот такое письмо прислал нам медведь Умка. А в письме фотография медвежонка.

    Воспитатель: Расскажем Умке о весне?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Какое время года наступило в природе?

    Дети: Весна.

    Воспитатель: Я предлагаю для начала, вспомнить и сказать после какого времени года наступает весна?

    Дети: После зимы.

    Воспитатель: Назовите, пожалуйста, весенние месяцы?

    Дети: Март, апрель, май.

    Воспитатель: Для того, чтобы лучше запомнит весенние месяцы, мы с вами поиграем в игру «Матушка Весна».

    Двое детей зелеными лентами образуют ворота. Выбирается «весна», она ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг. Все дети говорят:
    Идет матушка-весна,
    Отворяйте ворота.
    Первый март пришел,
    Всех детей провел;
    А за ним и апрель
    Отворил окно и дверь;
    А уж как пришел май -
    Сколько хочешь гуляй!

    Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»
    Воспитатель:
     Сейчас я буду бросать каждому мяч и задавать вопрос, а вы поскорей отвечайте:
    -весна какая?

     Дети: (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
    -солнышко какое?

    Дети: (теплое, желтое, радостное)

    -небо какое?

    Дети: (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)

    - деревья какие?

    Дети: (молодые, цветущие, зеленые)
    - одежда весной какая? 
    - погода весной какая?
    - травка весной какая?
    - цветы весной какие?

    -почки какие?

    - настроение весной какое?
    Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне.

    Игра «Что за чем?»

    Воспитатель: А сейчас мы пройдём за столы и вспомним признаки весны.

    На доске есть картинки, они перепутаны местами, кто поможет их расставить.
    На магнитной доске в разброс, расположены картинки, дети должны выстроить их по порядку, проследив закономерность и объясняя почему именно так, а не иначе. Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель — это результат яркого и теплого весеннего солнца и т.д.

    Физкультминутка

    Не идет ли к нам весна?

    На сосну взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
    С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу) Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
    Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
    За деревней, за долиной,
    Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
    Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
    Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

    Воспитатель: Вы немного отдохнули. Садитесь на свои места. Ребята, у вас на столах лежат карточки. На них изображены разные предметы. Я попрошу вас обвести эти предметы по контуру (грабли, ведерко, метла, молоток, гвозди, лейка, кисть, лопата, топор.

    Дети обводят

     Воспитатель: Скажите, а как эти предметы связаны с весной? Что ими можно делать весной?

    Дети показывая свою карточку, отвечают полными ответами

    Дети: Граблями сгребают мусор и старую траву. Кистью белят стволы деревьев. Гвоздями приколачивают скворечники. Лейкой поливают растения.

    Воспитатель: Ребята, назовите эти предметы «ласково».

    Дети образовывают слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов. Грабельки, топорик, ведерочко, молоточек, гвоздик, леечка, кисточка, лопаточка, метелочка

    Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про письмо. А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и назвать, чего не бывает ранней весной.

    Вызванный ребенок подходит к доске и называет полными предложениями чего не бывает ранней весной. Остальные дети дополняют ответы

    Дети: Весной не делают снеговика. Ранней весной не купаются в реке. Ранней весной не ловят бабочек.

    Воспитатель: Молодцы, помогли разобраться в ошибках. Ребята, а вы помните о чём нас просил в своём письме Умка? Ведь медвежонок ждет ответ. Я предлагаю снова вернуться к картинкам на доске и по ним составить рассказ о весне. Рассказы должны быть связными, полными и, конечно же, интересными.

    Рассказ о ранней весне

    Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие. Земля весной оттаивает. Возвращаются птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда. Просыпаются весной звери. Они линяют, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они копают, сажают, сеют.

    Итог занятия:

    Воспитатель: Чем интересным мы занимались сегодня на занятии?

    Дети: Мы составляли рассказ о ранней весне для Умки.

    Воспитатель: -Вечером мы отправим письмо Умке с вашими рассказами о весне. Умка будет все знать о ранней весне и будет очень вам благодарен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Ранняя весна"

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Ранняя весна"...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна».

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. «РАННЯЯ ВЕСНА».                   ЦЕЛИ.  Учить пересказывать литературный текст  ...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Весна»

    Занятие поможет закрепить полученные ранее в процессе наблюдений в природе признаки весны и активизировать слова в речи детей....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Весна».

    Занятие поможет закрепить представления о весне и ее приметах. Уточнить, расширить  словарь детей  по теме «Весна»....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " Утро весны - март"

    Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны в марте....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Птицы весной"

    Показать изменения в жизни и поведении птиц...