Пересказ рассказа "Ёж" по Е.Чарушину
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Чернышева Наталья Юрьевна

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza.docx177.76 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи

тема:

Пересказ рассказа «Ёж»

(по Е. Чарушину)

в средней группе

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.

Задачи:

- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

- Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

- Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Методические приёмы:

Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, графических схем, выстраивание графического плана рассказа; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Оборудование:

Игрушка бибабо – ёж, предметные картинки: ребята, ёж (3 вида), крыша дома, блюдце с молоком; схемы графического плана.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги

Е. Чарушина «Моя первая зоология».

Рассматривание картинок с изображением диких животных.

Чтение рассказа М. Пришвина «Ёж».

Лепка из пластилина по теме «Ёж».

Ход занятия:

Организационный момент.

Развитие произвольного внимания, словесно – логического мышления.

Педагог: Дети отгадайте загадку.

                Шуба – иголки,

                Свернётся – колкий,

                Рукой не возьмёшь.

                Кто это? (Ёж)

Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Сюрпризный момент – в гости приходит ёж (игрушка бибабо).

Ёж: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

- Где я живу? (В лесу.)

- Зачем мне нужны иголки? (Чтобы защищаться от врагов.)

- Как я спасаюсь от врагов? (Ёж сворачивается шариком.)

- Чем я питаюсь? (Мышами, жуками, червяками, молоком.)

- Если до меня дотронешься, то больно уколешься. А чем ещё можно уколоться? (Иголкой, булавкой, кактусом…)

Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

- Послушайте рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Ёж».

По ходу чтения рассказа педагог выставляет картинки.

Ходили ребята по лесу. (Появляются 2 ребенка.)

Нашли под кустом ежа. (Затем ёжик.)

Он со страху шариком свернулся ( Замена ежа другим,

свёрнутым в клубочек.)

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.

(Появляется крыша над ребятами.)

Дали ему молоко. (Блюдце перед ёжиком.)

Развернулся ёж и начал есть молоко.

( Замена ежа другим.)

А потом ёжик убрал у себе обратно в лес.

( Убирается картинка ежа.)

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Дети отвечают полным предложением.

- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

- Где сидел ёжик? (Ёжик сидел под кустом.)

- Что сделал ёжик со страху? (Он со страху свернулся шариком.)

- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

- Почему они не укололись? (Ребята дали ему молока.)

- Что было дальше? (Ёжик развернулся и начал есть молоко, потом он убежал в лес. )

Физкультминутка «Ёжик». Координация речи с движением.

Ёжик в бане вымыл ушки. (Потереть ушки.)

Шейку, кожицу на брюшке (Потереть шейку, животик.)

И сказал еноту ёж: « Ты мне спинку не потрешь?» (Потереть спинку.)

Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Согласование существительных в косвенных падежах.

- Как нужно говорить правильно?

- Дети нашли ( кого?)… ( ежа ).

- Они подошли ( к кому?)…( к ежу ).

- Напоили его ( чем?)…(молоком).

- Ёжик напился ( чего?)…(молока).

- Значит, дети позаботились ( о ком?)…(о еже).

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания.

Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слуховой памяти.

- Ребята, я вам сейчас ещё раз прочитаю рассказ, а помогут вам схемы.

Дети рассказывают по цепочке. В конце 1-2 ребенка повторяют рассказ целиком.

Итог.

- Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего запомнилось? Я предлагаю вам самим оценить свою работу на сегодняшнем занятии.

Детям предлагаются кружочки красного и синего цвета. Если ребенок выбирает красный кружочек, значит не очень хорошо потрудился, что – то не понял.

-Ребята вы все молодцы, хорошо занимались и ёжик приготовил вам угощение.

Ёжик угощает детей печеньем.

Источники:

- Л.В.Лебедева, И.В.Козина «Конспекты занятий по обучению детей пересказу»

- интернет ресурсы

Схемы:

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"...

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы "Светофорик" в образовательной области "Познание" Тема: "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Воробей" с использованием мнемотехники

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА  Е. ЧАРУШИНА "ВОРОБЕЙ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ1.     Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.2....

Пересказ рассказа Е.Чарушина "Лисята"

учим пересказывать рассказ Е.Чарушина "Лисята", согласовывая прилагательные с существительными, пользоваться восклицательными интонациями...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.Образовательные задачи: до...

"Пересказ рассказа Евгения Чарушина «Лиса»

Конспект занятия по развитию речи в старшей  группе....

Конспект по развитию речи пересказ произведения Е. Чарушина «Лисята»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        Конспект по развитию речи в старшей группепереск...

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию....