Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект  занятия по развитию речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_zh-sh.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема занятия: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

 Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Материалы:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш]  в словах, домики желтого и зеленого цветов,раздаточный материал (кружочки)

Ход занятия

Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас ! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и было хорошее настроение! 

Воспитатель загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я   не железный, я же –  … (ЖУК)»

Правильно, это жук, как он жужжит? с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (змея)

выставляется картинка. Как шипит змея?

-Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

Воспитатель:  теперь давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

У вас на столах лежат кружочки, каким они цветом (желтого, зеленого).

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети показывают(кружочки желтого и зеленого цвета), какой звук слышится в слове. Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка,  жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка,  жеребёнок, машина,  шапка,  гараж, снежинка,  ежи, ковш, золушка.

Дидактическая игра «Кто в каком домике живет?» (Зеленый дом – звук Ш, желтый – Ж)

Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

  1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш - медленно
  2. Ша-ша-ша, наша Даша хороша - быстро
  3. Жа-жа-жа, я поймал ужа - тихо
  4. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши – тихо

Физкультминутка:

 Девочки и мальчики

 Прыгают, как мячики,

 Ножками  топают,  

Ручками  хлопают,  

Головой  кивают,  

Все  вместе отдыхают.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется

«Четвертый лишний»

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

  1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?
  1. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?
  1. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.  Какая картинка лишняя, почему?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Воспитатель: Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. (Назвать слова со звуком ж)

Пальчиковая гимнастика

Есть у каждого два кулачка,

Хлопнул один по другому слегка,

Ну а ладошки не отстают

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют-

До чего стараются!

 А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

 Упражнения на развитие тонкой моторики. У меня в руках трафареты желудей и шапок. Мне бы очень хотелось, чтобы теперь поработали ваши пальчики (дети обводят трафареты и штрихуют). Совместное рассматривание работ.

Рефлексия. Итог.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.

Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....

Звуковая культура речи. Работа со звуками [ж] - [ш].

Тема: Звуковая культура речи. Работа со звуками [ж] - [ш].Цель: развивать фонематический слух и умение дифференцировать звуки [ж] - [ш]Задачи: 1. Упражнять детей в отчетливом произнесении сл...

Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...

Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со  звуками « ж и ш»; развивать  фонематический  слух:  упражнять  в  различении  (на  слух)  зн...

Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"

цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...

НОД по развитию речи " Звуковая культура речи: работа со звуками ч - щ"

Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.Программное содержание.Образовательные задачи:- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Фо...