Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Видякина Ирина Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi_zh_i_sh.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Александровский детский сад «Ягодка»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Конспект занятия

по развитию речи в старшей группе

«Звуковая культура речи:

работа со звуками ж – ш».

 

                                                                        Подготовила и провела:

                                                                  воспитатель высшей

квалификационной категории

                                                         Видякина И.И.

Александровка, 2025

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Задачи:

1. Образовательные:

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2. Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

-развивать мышление, память, связную речь;

3. Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Предварительная работа:

Рассматривание картинки со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф. Душ…., разучивание скороговорок.

Методы и приёмы:

1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.

2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.

3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.

4. Практические: подражательные упражнения, игры.

Материалы: предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш]  в словах, раздаточный материал (кружочки), игрушка ослик.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются с гостями)

Воспитатель. Присаживаемся на стульчики. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы внимательно послушайте.

(Воспитатель загадывает загадки).

Воспитатель. Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я   не железный, я же –  …

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

 И умылся серой лапкой.  

Воспитатель. Кто это?

Дети. (Ответы детей). Кошка.

Воспитатель. Какой звук я выделяю в слове кошка?

Дети. (Ответы детей). 

Воспитатель. Правильно, звук [ш].

Воспитатель. Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня играть?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

А сейчас  давайте немножко разомнем наши пальчики, поиграем с вами в игру  «Кошка».

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,                      

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

(Сжимаем кулаки)

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,      

(Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.              

(Пальчики отскакивают друг от друга).

Воспитатель.  Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

Покажите ребята, как жужжит пчела, шмель?

Дети. (Ответы детей). ( Ж-ж-ж…)

Воспитатель. Как шипит змея?

Дети. (Ответы детей). (Ш-ш-ш…)

Артикуляционная гимнастика.

1.Упражнение «Улыбка»

Воспитатель. Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Воспитатель. Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Воспитатель. Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель. Ребята, звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука.  Услышав тот или иной звук, вы должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

(Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз).

(Дети садятся за столы)

Воспитатель. Ребята, у вас на столах лежат кружочки, каким они цветом?

Дети. (Ответы детей).  (желтого, зеленого).

Воспитатель. Сейчас я буду называть слова в которых есть звук ш и ж. В котором слове вы услышите звук ж, поднимаете желтый кружок, в котором есть звук ш поднимаете зеленый кружок.

(Слова педагог произносит с легким интонированием звука.)

Жираф, шар, журавль, кошка,  жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка,  жеребёнок, машина,  шапка,  гараж, снежинка,  ежи, ковш, золушка.

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю  выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

Воспитатель. Чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

Воспитатель. Ребята, а почему у ослов такие длинные уши?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. А сейчас я вам прочитаю стихотворение-сказку, а вы внимательно послушайте!

Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.

Воспитатель. Ребята, понравилось  стихотворение-сказка?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Повторите, пожалуйста  последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали». (хоровое и индивидуальные повторения).

Воспитатель. «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки».

Здесь есть три слова со звуком ш.

(Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один – другого цвета).

Воспитатель. Ребята, назовите  слова со звуком ш.

Дети. (Ответы детей.)(Ушки, лошадки, хрюшки.)

( По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра).

Воспитатель. Ребята, посмотрите у нас остался один цилиндр, что в стихотворении есть слово со звуком ж.

У ослика был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,

Дети. (Ответы детей). Рождение

Воспитатель. «Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай. Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Дети. (Ответы детей).

(Воспитатель вместе с детьми выбирает солиста, ставит в центр, и отдает игрушку –ослика. Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза.

Воспитатель. Ребята, какой звук слышится в слове ширины?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, какой звук слышится в слове ужины?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. А теперь присаживаемся на стульчики.

С какими звуками мы сегодня работали?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Чему мы учимся на занятиях по развитию речи?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.

Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»...