Конспект занятия интегрированного НОД в старшей группе " Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», ул. Советская,43
Кулундинского района Алтайского края
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш»
Составитель
Юлия Александровна Соколова –
воспитатель
с. Кулунда
2017г
Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Задачи:
1. Образовательная:
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях.
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2. Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;
-развивать мышление, память, связную речь;
3. Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Предварительная работа:
Рассматривание картинки со звуком «ж-ш».
Методы и приёмы:
1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры
2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение.
3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.
4. Практические: подражательные упражнения, игры.
Материалы:
предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал ( цветы, жуки), картинка ослика.
Ход занятия
Организационный момент.
Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Я вам сейчас вам пропою песенки, а вы мне скажите кто поет эти песенки? звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж .
А теперь давайте вспомним слова в которых есть звуки ж и ш ( кошка, жираф карандаш, шкаф, шарф, шар, желудь, пиджак), а вы какие знаете?
А теперь я вам покажу картинки, вам нужно ласково назвать эти предметы( Книга-книжечка, кошка-кошечка, уши-ушки, башмак -башмачок, ромашка -ромашечка)
Физкультминутка «Жук» (Звуки Ш – Ж)
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь
Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:
У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.
Педагог просит детей прочитать последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).
Затем воспитатель повторяет строчки:
«Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки»
Воспитатель уверяет, что здесь есть пять слов со звуком ш .
Педагог ставит на свой стол пять кубиков одинакового цвета и один – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки, ромашки, барашки) По мере называния слов убирает один за другим кубики . Затем привлекает внимание детей к оставшемуся кубику и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж .Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение .
«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» По окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышаться в словах ширины, ужины
Рефлексия. Итог.
– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились со всеми заданиями.
– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Данный материал будет полезен при обучении детей звуковой культуре речи, дифференциации звуков [з], [ж]....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.
Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....
конспект занятия и презентация в средней группе "Звуковая культура речи: звук ж"
занятие на знакомство детей среднего возраста со звуком Ж...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...