Эссе "Технология детского совета"
статья по развитию речи (старшая группа)

Мирошниченко Юлия Юрьевна

Модерация детского разговора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка  детский сад № 22 «Колокольчик»

Эссе

Технология «Детского совета»

Воспитатель: Мирошниченко Ю.Ю.

        

2018 г.

     Умение организовать разговор с детьми на детском совете вызывает у многих воспитателей определенные трудности.

Наверное, проблема любого педагога – это неумение вовремя остановиться и замолчать, дав слово детям. Мы зачастую куда-то торопимся, подгоняя ребят, которым нужно время на обдумывание своих мыслей, или считаем, что воспитанники недостаточно компетентны в том или ином вопросе. Стоп, уважаемые коллеги! Пришло время остановиться и дать слово детям. Мы должны научиться их слушать, и они скажут нам много очень важного, нужного и интересного.

     Технология «Детского совета» позволяет детям свободно вести разговор, обсуждать актуальные проблемы и представлять свои интересы в групповом социуме. От нас, педагогов, требуется только одно – вовремя уйти на второй план или просто раствориться в детской группе, чтобы все были наравне, и создавалась атмосфера свободы во всех её проявлениях. Свобода выбора, свобода творчества, свобода на высказывание своего «мнения и воли без изменений содержания высказываемого»

     На что хотелось бы обратить внимание в первую очередь: на то, что ещё в самом начале детского совета необходимо обговорить с детьми правила, которые помогут обеспечить интересы каждого ребенка. В нашей группе во время совета главным является правило «один говорит, остальные слушают». Это правило возникло не случайно, сами дети обосновали его важность на одном из детских советов.

     Четырехлетняя Марина рассуждала о том, что на наших традиционных сборах дети рассказывают много умного и интересного, и если мы будем друг друга перебивать, то не сможем узнать что-то новое.

     Пятилетний Егор  аргументировал важность соблюдения этого правила тем, что он очень хочет, чтобы его мама вечером прочитала то, что он говорил, а если его будут перекрикивать, то воспитатель не запишет его слова и мама не узнает то, что он думает.

     Четырехлетний Иван говорил о том, что он очень хочет поделиться со всеми своими новостями, и просто хочет, чтобы его все услышали.

     Так дети сами определили для себя правила разговора, а мне как воспитателю осталось лишь «следить за тем, чтобы они имели возможность высказаться, исключить насмешки и издевательства»  

     Второй очень важный момент в модерации детского обсуждения – это «необходимость следовать теме разговора».  Для этого конечно должна быть создана соответствующая атмосфера.

Приведу несколько примеров. Тема, обсуждаемая на детском совете «Русские народные сказки». Неожиданно местом проведения сбора стала спальня, а не групповая комната. Для многих детей такой выбор места стал логичным.

     Четырехлетняя Вера сразу определила свою позицию: сказки читают перед сном, поэтому проводить совет по этой теме необходимо в спальне.

     Пятилетний Кирилл заявил, что в сказках вообще все любят поспать, поэтому спальня та комната, где сказкам самое место.

     Во время этого детского совета все дети «следовали теме разговора», а мне даже не пришлось «высказывать своего мнения, давая детям возможность занять свою позицию».

     Другой детский совет, который традиционно проходил у информационной стены, был посвящен теме «Транспорт». И здесь стало очевидно, что «дети нуждаются в том, чтобы взрослые делились с ними своим накопленным опытом».  

Четырехлетний Илюша очень хотел узнать, как на воду спускается подводная лодка. Я выступила в роли музейного экскурсовода, принеся из дома модель подводной лодки, наглядно продемонстрировала, как происходит спуск этого вида транспорта на воду. Отклониться от темы разговора было практически невозможно благодаря тому, что была создана соответствующая обстановка, располагающая к принятию новых знаний.

     И ещё один важный момент детского совета, который стал для детей огромной внутренней мотивацией на разговор  – это возможность удивлять, в том числе своего воспитателя. Для этого нужно «открыто показать детям собственную неуверенность в чем-либо» и они сами расскажут вам всё, что знают. А знают дети гораздо больше, чем мы, взрослые, можем предположить.

Поэтому очень важно стать модератором детского разговора, «помощником, который может поставить на задний план свои мнения, цели и оценки».  Ещё раз хочется повторить: дайте слово детям, послушайте, что они скажут, научитесь их слушать и наблюдать. Вам откроется совершенно новый мир детства: полный свободы, искренности и вдохновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...

«Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы»

Выступление с докладом на РМО на тему " Технология " Детский совет" как важнейшая форма поддержки детской инициативы"....

Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы.

Детский совет - это обучения, которая обьединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка  в образовательном процессе, основанном на ...

Опыт работы." Детский совет, как форма вовлечения детей старшего дошкольного возраста в планирование детских видов деятельности."

Детский совет, как форма вовлечения детей старшего дошкольного возраста в планирование детских видов деятельности....

Советы по организации и проведению "Детских советов"

Свирская Лидия Васильевнадоцент кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования», канд. пед. наук...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ» КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

Как много изменений и  новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни,  понимая, что нужно меняться самим:  менять свой образ жизни, свои ценн...