Конспект Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тематической недели «Неделя книги»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Богатова Наталья Владимировна

Конспект  Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тематической недели «Неделя книги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nedelya_knigi.docx174.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

на тематической недели

«Неделя книги»

Цель:

             Развивать чувство понимания ценности знаний, которые дают нам книги.

Задачи:

  • Совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую и монологическую речь детей.
  • Повторить знакомые потешки, считалки, игры, сказки, пословицы.
  • Воспитывать любовь к книгам, понимание того, что книги дают нам много знаний, которые нам необходимы в жизни.

Воспитатель: Ребята, вы верите в чудеса? (Дети: Да.)

Воспитатель: Я тоже верю. Что вы можете назвать чудом? (размышления детей о чуде)

Воспитатель: Чудес на свете много, но самое прекрасное чудо на свете – это книга (показ книги, выставка книг). С самого детства мы рассматриваем картинки в книжках, потом учимся читать. Книги бывают разные: веселые и грустные, познавательные, сказочные. Я открываю книгу, перелистываю страницы и происходит удивительное чудо: книга начинает со мной говорить, уносит меня то в тридевятое царство, то в тридевятое государство. Книга заставляет плакать и переживать, смеяться и страдать, жить вместе с ее героями. В книге мы можем прочитать сказки, рассказы, стихи и многое- многое другое.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.    (Книга)

А чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.) Кто пишет рассказы? стихи? сказки? (Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.) А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая? А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы.) Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (Разукрашки.)

Воспитатель: Ребята, а чтобы знать, что написано в книгах, надо, что уметь делать?

Дети: Читать.

Воспитатель: Как называется книга, которая научит вас читать в школе?

Дети: Азбука.

Воспитатель:  Вот сейчас вам расскажу одну интересную сказку про азбуку:

Жил-был маленький бельчонок, который очень любил ходить в школу. У него была азбука, которую ему подарила мама-белочка на день рождение, чтоб бельчонок выучил буквы и мог читать. Ведь он очень был любознательный, и все время просил маму бельчиху почитать ему сказки. А теперь он сам научился читать, так как знал почти все буквы.

Но, однажды, случилось несчастье. Хитрая проворная лисичка очень завидовала маленькому бельчонку, что он умеет читать, а она не знает ни одной буквы. Тогда она сходила к бабе яге и попросила, чтобы та заколдовать азбуку бельчонка.

Все страницы в азбуке заклеились, теперь бельчонок не может ее открыть (воспитатель показывает азбуку с заклеенными страницами).

Ребята, надо как — то помочь бельчонку. Поможем бельчонку?

Дети: Да.

Воспитатель: А как же мы это сделаем? Дело в том, что я знаю один секрет, все можно расколдовать в этом мире, если применить силу. А главная сила- это знания! А откуда мы берем эти знания? (из книг) Давайте покажем, что мы знаем, чему нас научили наши друзья книги и непременно расколдуем азбуку бельчонка.

(Дети выполняют задания и каждая страничка открывается)

1 страничка. 

Задание №1: Ребята, вы умеете отгадывать загадки?

-Давайте попробуем отгадать загадки и посмотрим, откроется ли первая страничка азбуки.

Загадки

Рыжая плутовка                                                 Сердитый недотрога, 
Спряталась под ёлкой.                                         Живёт в глуши лесной. 
Зайца ждёт хитрюга та.                                         Иголок очень много, 
Как зовут её?..        (лиса)                                         А нитки не одной.     (ёж) 

У косого нет берлоги,                                         Косолапый и большой, 
Не нужна ему нора.                                                 Спит в берлоге он зимой. 
От врагов спасают ноги,                                         Любит шишки, любит мёд, 
А от голода – кора.      (заяц)                                 Ну-ка, кто же назовет?       (медведь) 

Зверька узнали мы с тобой                                         Словно царскую корону, 
По двум таким приметам:                                         Носит он свои рога. 
Он в шубе серенькой зимой,                                 Ест лишайник, мох зеленый. 
А в рыжей шубке — летом.     (белка)                         Любит снежные луга.      (олень)

 (Дети отгадали загадки, воспитатель открывает первую страничку азбуки, там появляются картинки животных, которые были в загадках.)

Воспитатель: Вот они лесные друзья нашего бельчонка. Как называются эти животные?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Вот мы и расколдовали первую страничку азбуки.

2 страничка. 

Задание №2:

Воспитатель: А еще в книгах можно найти и прочитать небольшие стихотворения, которые очень развлекают маленьких детишек и одновременно учат их. Помните: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила…..»Эти маленькие забавные стишки называются потешками. Давайте вспомним и расскажем потешки.

(Дети рассказывают потешки с элементами пальчиковой гимнастикм)

http://www.chernikova-neiro.ru/assets/images/13000000.jpg

https://i.pinimg.com/736x/ac/6d/a2/ac6da22dd661c654e13e900804c3d9da--menu.jpg

Воспитатель: Вот и вторая страничка открылась (на ней нарисованы герои потешки).

3 страничка. 

Задание №3

 Воспитатель: В книгах еще можно найти и прочитать считалки. А зачем они нужны? А вы ребята, знаете считалки? Ну, если считалки нужны для того, чтобы выбрать ведущего в игре, давайте посчитаем, выберем и поиграем.

Ребенок проговаривает считалку и считает

Игра средней подвижности (Море волнуется раз, …..)

Воспитатель: Вот открылась 3 страничка в азбуке. Чтобы открыть следующие странички надо вспомнить сказки, которые вы знаете.Я прочитаю отрывок из сказки, а вы вспомните и назовите её.

  1. «Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек» («Маша и Медведь»).
  2.  «Несет меня лиса за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Кот, петух и лиса»).
  3.  «Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся!»(« Гуси-Лебеди»).
  4.  «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было» («Лисичка-сестричка и волк»).

А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?

  1. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш. Перро «Золушка».)
  2.  И осталась у разбитого корыта. (Старуха из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  3.  Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)
  4.  Не люблю грязь, не мытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)
  5.  Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка».)
  6.  Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)
  7.   Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)

(На 4-5 страничках нарисованы герои угаданных сказок.)

Воспитатель: Расколдовали азбуку? Еще одна страничка осталась. А чтоб её открыть, надо ответить на вопрос:  Что можно прочитать в азбуке бельчонка?

Дети: Загадки, потешки, считалки, игры, сказки.

Воспитатель:  Вот сколько всего интересного и познавательного можно узнать из книг. Ведь недаром в русском народе говорят: (дети договаривают пословицы)

  1. Кто много читает, тот много ………знает.
  2. Книга учит жить, книгой надо ……..дорожить.
  3. Одна книга тысячи людей ………учит.
  4. Хорошую книгу читать не в тягость, а в ……..радость.
  5. Книга твой друг, без неё как без ………рук.
  1. Книгу читать скуки …….не знать.

Такие мудрые высказывания называются пословицы, их придумал народ, наш русский народ. И не только их, но и загадки, потешки, считалки, сказки.

Воспитатель:  Вот и раскрылась последняя страничка азбуки. Оказывается есть еще одна мудрая пословица про книгу, которая написана здесь: «Книга лучший подарок»

Бельчонок благодарит вас и дарит вам книгу и желает, чтоб книга навсегда оставалась вашим самым лучшим другом: «Книга твой друг, без неё как без рук» (посл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Сделаем книгу своими руками»

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе«Сделаем книгу своими руками»...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Белая книга Зимы»

Данное занятие проводится с групой детей старшего дошкольного возраста по теме "Белая книга Зимы". На занятии созданы условия для активизации словаря по теме "Зима", таким образом ...