Главные вкладки

    Конспект занятия ОО Речевое развитие . Тема "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина "
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Прокофьева Елена Викторовна

    Углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pushkin_konspekt.docx30.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    "города Мценска " детский сад № 4

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №8 

    по творчеству А. С. Пушкина

     Тема: «Путешествие по сказкам»

    Подготовила:  Прокофьева Е.В.

    март  2019г.

    Конспект занятия по развитию речи  

    по творчеству А. С. Пушкина

    Тема: «Путешествие по сказкам»

    Цель

    Углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

    Программные задачи

    Обучающие

    Закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина.

     Формировать связную речь, обогащать словарь.

    Закрепить умения подбирать слова-родственники.

    Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений.

    Уточнить содержание сюжета через сложноподчиненные связи в предложениях.

    Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

    Развивающие.  

     Повторить жанровые различия произведений – рассказов, сказок.

    •  Развивать фонематический слух через дифференциацию звуков Р – РЬ

    Развивать у детей творческие способности,

    внимание, мышление, память.

    Воспитательные

    Воспитывать интерес к художественному слову, доброжелательное отношение к произведениям А.С. Пушкина. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.

    Оборудование

    Сказки Пушкина, портрет Пушкина А.С, няни  и бабушки Пушкина, иллюстрации к сказкам.

    Предварительная работа

    Чтение произведений А.С. Пушкина, заучивание наизусть эпизодов из сказок А.С. Пушкина,   рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов, слайд-шоу о детстве поэта, рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций, фотографий с памятниками Пушкину, выставки книг Пушкина.

    Интеграция образовательный областей

    Познавательное развитие, речевое развитие ,физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

    Ход занятия

    Методы используемые на каждом этапе

    Этапы занятия

    Использование ТСО

    Словесный (беседа, рассказ,),

    Словесный (бесе

    да, рассказ)

    Использование ТСО

    Организационный момент.

    Музыка «Приходите сказки к нам» Дети входят под музыку в группу.

    Воспитатель :В сказках какого автора живут эти герои?

    Ответы детей:(В сказках Пушкина)

    Воспитатель: Что вы знаете о Пушкине? (Ответы детей)

    Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и послушать о Пушкине А. С.               1. Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, его стихи известны во всем мире.

    2.  Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня  1799г. в Москве . Он родился очень давно, более 200 лет назад, когда еще наших бабушек и дедушек не было.

    3. У него была старшая сестра и младший брат.

    4. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна. Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок.

    5. А еще в их семье жил большой пушистый кот. Когда няня Арина рассказывала детям сказки, он приходил к Саше на колени и мурчал.

    6. Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием.

    7. В период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!»  

    8. Во многих городах есть памятники Пушкину. В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина!

    9. Пушкин очень  любил писать об осени.

    Сейчас мы с вами посмотрим, как Пушкин работает(Ребенок, изображая Пушкина пишет стихотворение )

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.

    Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством Пушкина. Тогда Пушкин станет вам понятнее и дороже.

    Словесный (бесе

    да, рассказ)

    Использование ТСО

    Мотивационный этап 

    Воспитатель: Ребята что же мы с вами можем сказать о Пушкине А. С.?

    Расскажет нам  Арина.

    Он много сказок сочинил,

    Нам в Лукоморье путь открыл,

    В страну, где с чудесами

    Встречаемся мы с вами.

    Да! Пушкин учит нас любить,

    Дружить, природой любоваться

    И красотою слова восхищаться!

    Воспитатель: Послушайте, ребята. София приготовила нам стихотворение.

    Сказки Пушкина мы знаем,

    Любим очень и читаем.

    Всех героев этих сказок

    Узнаем мы без подсказок:

    Царь Салтан и Черномор.

    Поп, Балда и Царь Гвидон…

    Страницы сказок мы листаем,

    Путешествие начинаем.

    (Под музыку дети движутся по группе к дубу)

    Наглядный , словесный (рассматривание картинок )

    Игровой метод

    Наглядный метод , беседа , рассказ (рассматривание картинок )

    Двигательная деятельность

    Наглядный метод , беседа

    Игровой метод

    Использование ТСО

    Практический этап

     Воспитатель: И вот мы в стране Сказок .Давайте присядем.(Дети присаживаются на стульчики у дуба.)

    Воспитатель: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами? (В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)

    Воспитатель: Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина? (Волшебная белка. Тридцать три богатыря, волшебный петушок, волшебное зеркальце, царевна-лебедь, золотая рыбка и т. д.)

    Воспитатель вместе с детьми рассматривают дуб(Под дубом стоит сундук закрытый на замок. На сундуке надпись "Что бы сундук открыть нужно ключик раздобыть."

    На дубу находят волшебный мешочек.

    1.Воспитатель: Посмотрите, в волшебном мешочке рыбка. (Сказка о рыбаке и рыбке.) Рыбка предлагает нам поиграть.

    Игра «Подбор признаков к предметам». (С мячом)

    Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.

    Игра «Различай звук Р »

    Начало, середина, конец.

    Старуха, черномор , старче, корыто, рыбка, рожок, коршун, зеркало, крыльцо , ветер.

    Игра «Слова-противоположности» 

    Большо- маленький

    Высокий – низкий

    Длинный –короткий

    Горячий –холодный

    Веселый - грустныйый

    Толстый –тонкий

    Много – мало

    Широкий – узкий

    Белый – черный

    2.Воспитатель: Посмотрите, в волшебном мешочке лежит яблоко. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

    Как описывает Пушкин яблоко? (Молодое, наливное, золотое, соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь.)

    Как выражает пёс свое предчувствие беды? (На доске иллюстрации) (Жалко смотрит, грозно воет, Словно песье сердце ноет, словно хочет ей сказать: Брось! Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей.)

    Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее? (На доске иллюстрации) (А царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. 

    3.Воспитатель: Посмотрите, в волшебном мешочке лежит орех. (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

    Воспитатель : Ребята расскажите как можно попасть в царство князя Гвидона ?

    Дети : (Поморю)

    Физкультминутка.

    Мы по морю проплывали –

    Птицу-лебедь увидали.

    А как вышли мы на берег,

    Там увидели мы терем,

    Черномора, повариху,

    Белку, бабу-Бабариху…

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Любим сказки мы читать!

     Игра "Потому что… ."

    Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что …. (он спас лебедь от погибели) .

    Гвидон превратился в комара, потому что… .(ему захотелось попасть в дом отца Салтана) .

    Все удивлялись чудесной белке, потому что (она  пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды) .

    Князь Гвидон превратился в муху, потому что (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят) .

    Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что… (хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону) .

    Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что (хотела исполнить желание Гвидона навестить отца Салтана)

    Воспитатель:

    Мы побывали в разных сказках, встречались с их героями, но ключ от сундучка так и не нашли.

    Воспитатель: Ребята что то море расшумелось?(Звучит музыка "Шум моря") . Подходит к морю и находит бутылку которую море выбросило на берег. В бутылке свиток ,но прочесть не возможно так как водой размыло некоторые слова.

    Воспитатель:

     Жил старик со своею старухой

    У самого синего…(моря)

    Родила царица в ночь

    Не то сына, не то… (дочь)

    И днем и ночью кот ученый

    Все ходит по цепи…(кругом)

    Белка песенки поет

    Да орешки все… (грызет)

    Месяц, месяц, мой дружок,

    Позолоченный…(рожок)

    Нужен мне работник:

    Повар, конюх и… (плотник)

    Сказка ложь, да в ней намек,

    Добрым молодцам урок.

    В сказке горе – не беда,

    Зло наказано всегда.

    Вы добрые и дружные дети, хорошо знаете сказки эти. Так и быть, я вам помогу. (в конверте ключ).

    Воспитатель :  Дети, как вы думаете ,откуда появился ключ? (Дети предполагают что его подарила золотая рыбка)

    Дети благодарят рыбку. Воспитатель открывает сундучок, вынимает книгу сказок А.С.Пушкина и дарит ее детям.

    Словесный (беседа)

    Рефлексивно-оценочный этап

     Воспитатель

    Молодцы, ребята вы хорошо знаете сказки Пушкина. А что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились    и сумели ответить на все вопросы, показав этим, как хорошо вы знаете сказки А.С. Пушкина.  

    Ангелина:

     Да! Пушкин-это чудо

    Это прелесть без конца

    В нашей жизни будут вечно

    Его сказок голоса!

    Читайте Пушкина, пусть его сказки всегда будут с вами. А сказка с нами не прощается, сказки еще будут впереди….

    Музыкальная вставка «музыка из сказки». 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по речевому развитию во 2 младшей группе "В гости к сказке"

    Почему остановилась на этой теме? Детки маленькие, они у нас новенькие с июля, так что адаптационный период почти до нового года! Сказки любят наверное в любом возрасте , а в этом возрасте  особе...

    Конспект занятия по речевому развитию "Весенняя сказка"

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Весенняя сказка»...

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

    Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:"Сказки А. С. Пушкина" в подготовительной группе

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Сказки А. С. Пушкина"...

    Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие»«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина

    Задачи: ОбразовательныеСоздавать условия для обобщения и углубления знаний детей о А. С. Пушкине и его сказкахПродолжать формировать умение распознавать сказки А.С. Пушкина по иллюстрациям и небо...

    Конспект НОД по речевому развитию " Путешествие по сказкам А.С.Пушкина " для детей подготовительной группы

    Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок А.С. Пушкина...