Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зазулина Ольга Николаевна

Знакомство детей старшей группы со сказкой "Петух да собака", обучение пересказу, составлению плана пересказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_skazki.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».

Цели:  учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

  1. Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.
  2. Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.
  3. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».
  4. Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
  5. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.
  6. Словарная работа: подкрадывается. «куда глаза глядят»

Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово», «Угадай, какое слово заблудилось».

Материалы и оборудование: книга сказок, презентация, иллюстрации к сказке.

Ход занятия:

Вводная часть.

Првевтствие: Игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Воспитатель: Мы с вами поздоровались и теперь можем отправляться в сказочную страну, а вот с кем мы познакомимся в этой сказке, нам поможет узнать загадка. (дети садятся на коврик)

Основная часть.

Воспитатель: Приготовились отгадывать загадки и отвечать на вопросы? (дети - да)

Воспитатель загадывает загадку:

«Спозаранку он встаёт,

Звонким голосом поёт.

Травку разгребает,

Зёрна собирает.

У него есть гребешок,

Кто он дети…» (Петушок)

Задаёт вопросы:

Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)

Как ходит петух? (важно)

Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)

 Воспитатель загадывает следующую загадку:

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)

Воспитатель загадывает последнюю загадку:

«Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!» (Лиса)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)

Физминутка: "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

«Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали».

Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:

1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).

7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).

Игра «Расставь по порядку»

Детям предлагается рассмотреть  иллюстрации по сказке, и расставить из по порядку в соответствии с развитием сюжета

Воспитатель предлагает детям пересказать сказку.

 «Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером, - поясняет воспитатель.

– С чего надо начать пересказ - сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А потом? ( Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше? (Что хотела лиса от петуха ) Чем сказка закончилась?  (Петух обманул лису, а собака разорвала её )».

 Составление плана:

 «Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана,  пересказывать легче».

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку:

Затем проводится пересказ по ролям. Воспитатель  выбирает ребёнка на роль  рассказчика, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль петуха. Петух выбирает лису. Во время пересказа воспитатель  следит за тем, чтобы исполнители чётко проговаривали свой текст.

Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.

- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова) Какое слово надо переставить?

Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.

Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.

- Молодцы, справились с этим заданием. Очень важно, чтобы слова находились на своем месте.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по речевому развитиюТема: «Путешествие в страну сказок»...

Конспект занятия по речевому развитию. Тема: "Этическая беседа о честности и правдивости"

Конспект проведения занятия по речевому развитию с детьми старшей группы.Тема: «Беседа о честности и правдивости». Цель и задачи: Уточнить представления детей о честности и правдивости, формирова...

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Не бойся сказки…»

Цель. Развивать способности и инициативу детей; учить детей использовать свое мышление и воображение.Задачи. Развивать владение речью как средством общения и культуры, обогащать активный словарь,...

Конспект занятия ОО Речевое развитие . Тема "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина "

Углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина....

Конспект занятия по речевому развитию. Тема: ” Эти мудрые сказки!”

Цель: познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать наизусть; самос...

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам. Задачи: Образовательные: - Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию...