Развитие речи с помощью коллажей. Помидор
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Холодкова Наталья Васильевна

П: Сегодня мы с тобой будем заниматься по очень интересному коллажу.

Педагог кладёт перед ребёнком коллаж.

П: Рассмотри картинки, но пока не называй их вслух.

Твоя задача будет объединить их парами. Подумай и скажи, по какому принципу будут строится пары.

Р:Мне кажется, здесь  есть предметы, которые называются одинаково.

П:Верно! Давай посмотрим на самую первую картинку. Что ты видишь?

Р:Помидор.

П:Правильно! А помидор это что?

Р:Это овощ.

П:Верно! А знаешь ли ты, какого он цвета?

Р:Красный

П: А знаешь ли ты что помидоры бывают и других цветов?

Р:Да.

П:Верно! А каких?

Р:Жёлтый, зелёный и розовый.

П:Верно. Теперь найди на коллаже рисунок, который тоже является овощем? Что это? И где он находится?

Р: Морковка, она находится во втором ряду между платьем и столом.

П: Точно! А какой она формы?

Р: Треугольной формы.

П: Правильно, а какого цвета?

Р: Оранжевая, а хвостик у нее зеленый.

П:Конечно! А знаешь что морковка бывает еще другого цвета?

Р: Да, я видел желтую еще морковку.

П: Совершенно верно! Вот мы с тобой выяснили чем схожи морковь и помидор ,тем что они овощи. А овощи же едят? И что ж из них готовят?

Р: Да их едят. А готовят из них суп, салат, сок и много всего.

П: Верно! А в чем нужно готовить, например суп?

Р: В кастрюле.

П: Правильно, а посмотри пожалуйста на коллаж, и найди там кастрюлю.

Р: Она находится в первом ряду под помидором и над пиджаком.

П: Молодец! А как ты думаешь кастрюля это что за предмет?

Р: Посуда.

П: Совершенно верно! А какие бывают кастрюли?

Р: Они бывают разные : большие и маленькие, некоторые очень красивые с рисунком.

П: Верно! А какую посуду ты еще видишь на коллаже? И где она расположена?

Р:  Я вижу чайник и чашку. Чайник в первом ряду между диваном и собачкой. А чашка в третем ряду под столом и после шкафа.

П: Молодец. А зачем они нам нужны?

Р:Из чашки пьют. А в чайнике кипятят воду или заваривают чай.

П: Верно, посмотри а чем они так схожи.

Р: Чтоб попить чай нам нужны и чашка и чайник.

П: Правильно. А на чем мы пьем чай?

Р: Мы пьем чай за столом.

П:Верно! А посмотри, есть ли у нас на коллаже стол? Где он расположен?

Р: Да есть. Он находится во втором ряду под собачкой и над чашкой.

П: Правильно. А что можешь сказать про стол?

Р: Он круглый и у него 4 ножки.

П: Верно. А какие еще бывают столы по форме?

Р: По форме бывают круглые, квадратные, овальные, прямоугольные.

П: Хорошо, А из каких материалов они могут быть сделаны?

Р: Столы могут быть деревянные, пластиковые, железные, стеклянные.

П: Молодец! А стол это что за предмет?

Р: Это мебель.

П:Правильно! А есть ли у нас на коллаже еще мебель? И где расположены картинки?

Р:Есть еще из мебели диван и шкаф. Диван находится в 1 ряду между помидором и чайником. А шкаф в 3 ряду  между петухом и чашкой.

П: Верно. А как ты думаешь, зачем они нам нужны?

Р: Диван нам нужен чтоб на нем сидеть и спать. А шкаф чтоб хранить в нем разные вещи и одежду.

П: Молодец! Верно! Посмотри внимательно на коллаж, есть ли среди картинок одежда?

Р: Да есть это платье и пиджак.

П: Верно, а где они расположены на коллаже?

Р: Платье во 2 ряду между кастрюлей и морковкой. Пиджак в 3 ряду под кастрюлей и перед петушком.

П: Хорошо а кто их носит?

Р: Платье носят девочки, мамы, бабушки, сестренки и тети. А пиджаки носят папы, дедушки, братья, мальчики, дяди.

П: Правильно. Платья носят только женщины. А вот с пиджаки могут носить и мужчины и женщины?

Р: Да пиджаки носят женщины, только они должны быть женские, а у мужчин мужские.

П: Все правильно! А из чего делают одежду?

Р: Одежду шьют из материала, ниток, пуговиц.

П: Верно! И так мы с тобой выяснили что платье и пиджак это одежда. А про что мы еще забыли поговорить? Посмотри внимательно на коллаж.

Р: Мы забыли про петушка и собачку.

П: Верно А где они нарисованы на коллаже?

Р: Собачка в первом ряду над столом и после чайника, а петух в3 ряду между пиджаком и шкафом.

П: Верно. Подумай, как можно их назвать, одним словом.

Р: Домашние животные

П: Верно. Если они домашние животные то они живут дома с человеком?

Р: Да они живут с человеком, собака в конуре а петух в курятнике. И о них заботится человек.

П: Хорошо. А какую пользу они приносят человеку?

Р: Собака охраняет, а петух будит по утрам и приносит яйца.

П:  Ну почти, только яйца несет курица.

Р: А да.

П:А знаеш ли ты как зовут детей у собак и петуха.

Р: Да знаю. У собак щенок, а у петуха цыпленок.

П: Верно. Посмотри внимательна на петуха и собаку, может еще что то найдешь у них общего?

Р: Да. У собаки хвост и у петуха хвост. Только у собаки он не пушистый и короткий, а у петуха пушистый и красивый, разноцветный.

П: Хорошо. А как они разговаривают?

Р: Собака лает ГАВ-ГАВ, а петух кукарекает КУ-КА-РЕ-КУ.

П: Молодец!

Рефлексия

Коллаж убирается.

П: Можешь вспомнить и рассказать, что было на коллаже.

Р: На коллаже были рисунки. Они были парные и имели общее значение.

П: Можешь вспомнить, какие рисунки были на коллаже?

Ребенок должен вспомнить максимальное кол-во рисунком и, желательно, парами, и дать пояснение, что значит слово-обозначение

П: Ты молодец! Хорошо работал. Что ты нового сегодня узнал?

Р: Что некоторые слова могут обозначать одно и то же значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomidor_-_morkov.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

П: Сегодня мы с тобой будем заниматься по очень интересному коллажу.

Педагог кладёт перед ребёнком коллаж.

П: Рассмотри картинки, но пока не называй их вслух.

Твоя задача будет объединить их парами. Подумай и скажи, по какому принципу будут строится пары.

Р:Мне кажется, здесь  есть предметы, которые называются одинаково.

П:Верно! Давай посмотрим на самую первую картинку. Что ты видишь?

Р:Помидор.

П:Правильно! А помидор это что?

Р:Это овощ.

П:Верно! А знаешь ли ты, какого он цвета?

Р:Красный

П: А знаешь ли ты что помидоры бывают и других цветов?

Р:Да.

П:Верно! А каких?

Р:Жёлтый, зелёный и розовый.

П:Верно. Теперь найди на коллаже рисунок, который тоже является овощем? Что это? И где он находится?

Р: Морковка, она находится во втором ряду между платьем и столом.

П: Точно! А какой она формы?

Р: Треугольной формы.

П: Правильно, а какого цвета?

Р: Оранжевая, а хвостик у нее зеленый.

П:Конечно! А знаешь что морковка бывает еще другого цвета?

Р: Да, я видел желтую еще морковку.

П: Совершенно верно! Вот мы с тобой выяснили чем схожи морковь и помидор ,тем что они овощи. А овощи же едят? И что ж из них готовят?

Р: Да их едят. А готовят из них суп, салат, сок и много всего.

П: Верно! А в чем нужно готовить, например суп?

Р: В кастрюле.

П: Правильно, а посмотри пожалуйста на коллаж, и найди там кастрюлю.

Р: Она находится в первом ряду под помидором и над пиджаком.

П: Молодец! А как ты думаешь кастрюля это что за предмет?

Р: Посуда.

П: Совершенно верно! А какие бывают кастрюли?

Р: Они бывают разные : большие и маленькие, некоторые очень красивые с рисунком.

П: Верно! А какую посуду ты еще видишь на коллаже? И где она расположена?

Р:  Я вижу чайник и чашку. Чайник в первом ряду между диваном и собачкой. А чашка в третем ряду под столом и после шкафа.

П: Молодец. А зачем они нам нужны?

Р:Из чашки пьют. А в чайнике кипятят воду или заваривают чай.

П: Верно, посмотри а чем они так схожи.

Р: Чтоб попить чай нам нужны и чашка и чайник.

П: Правильно. А на чем мы пьем чай?

Р: Мы пьем чай за столом.

П:Верно! А посмотри, есть ли у нас на коллаже стол? Где он расположен?

Р: Да есть. Он находится во втором ряду под собачкой и над чашкой.

П: Правильно. А что можешь сказать про стол?

Р: Он круглый и у него 4 ножки.

П: Верно. А какие еще бывают столы по форме?

Р: По форме бывают круглые, квадратные, овальные, прямоугольные.

П: Хорошо, А из каких материалов они могут быть сделаны?

Р: Столы могут быть деревянные, пластиковые, железные, стеклянные.

П: Молодец! А стол это что за предмет?

Р: Это мебель.

П:Правильно! А есть ли у нас на коллаже еще мебель? И где расположены картинки?

Р:Есть еще из мебели диван и шкаф. Диван находится в 1 ряду между помидором и чайником. А шкаф в 3 ряду  между петухом и чашкой.

П: Верно. А как ты думаешь, зачем они нам нужны?

Р: Диван нам нужен чтоб на нем сидеть и спать. А шкаф чтоб хранить в нем разные вещи и одежду.

П: Молодец! Верно! Посмотри внимательно на коллаж, есть ли среди картинок одежда?

Р: Да есть это платье и пиджак.

П: Верно, а где они расположены на коллаже?

Р: Платье во 2 ряду между кастрюлей и морковкой. Пиджак в 3 ряду под кастрюлей и перед петушком.

П: Хорошо а кто их носит?

Р: Платье носят девочки, мамы, бабушки, сестренки и тети. А пиджаки носят папы, дедушки, братья, мальчики, дяди.

П: Правильно. Платья носят только женщины. А вот с пиджаки могут носить и мужчины и женщины?

Р: Да пиджаки носят женщины, только они должны быть женские, а у мужчин мужские.

П: Все правильно! А из чего делают одежду?

Р: Одежду шьют из материала, ниток, пуговиц.

П: Верно! И так мы с тобой выяснили что платье и пиджак это одежда. А про что мы еще забыли поговорить? Посмотри внимательно на коллаж.

Р: Мы забыли про петушка и собачку.

П: Верно А где они нарисованы на коллаже?

Р: Собачка в первом ряду над столом и после чайника, а петух в3 ряду между пиджаком и шкафом.

П: Верно. Подумай, как можно их назвать, одним словом.

Р: Домашние животные

П: Верно. Если они домашние животные то они живут дома с человеком?

Р: Да они живут с человеком, собака в конуре а петух в курятнике. И о них заботится человек.

П: Хорошо. А какую пользу они приносят человеку?

Р: Собака охраняет, а петух будит по утрам и приносит яйца.

П:  Ну почти, только яйца несет курица.

Р: А да.

П:А знаеш ли ты как зовут детей у собак и петуха.

Р: Да знаю. У собак щенок, а у петуха цыпленок.

П: Верно. Посмотри внимательна на петуха и собаку, может еще что то найдешь у них общего?

Р: Да. У собаки хвост и у петуха хвост. Только у собаки он не пушистый и короткий, а у петуха пушистый и красивый, разноцветный.

П: Хорошо. А как они разговаривают?

Р: Собака лает ГАВ-ГАВ, а петух кукарекает КУ-КА-РЕ-КУ.

П: Молодец!

Рефлексия

Коллаж убирается.

П: Можешь вспомнить и рассказать, что было на коллаже.

Р: На коллаже были рисунки. Они были парные и имели общее значение.

П: Можешь вспомнить, какие рисунки были на коллаже?

Ребенок должен вспомнить максимальное кол-во рисунком и, желательно, парами, и дать пояснение, что значит слово-обозначение

П: Ты молодец! Хорошо работал. Что ты нового сегодня узнал?

Р: Что некоторые слова могут обозначать одно и то же значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Вещи", "Помидор - диван"

Упражнять детей в объединение предметов, по какому - либо признаку...

Развитие речи с помощью коллажей. "Горыныч Осень"

Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку. По признакам, изображенным на коллаже, он дол...

Развитие речи с помощью коллажей. Рецепторы

Перед ребенком кладется коллаж. Рассматривается вместе с педагогомП: Посмотри на коллаж. Расскажи, кого ты видишь в самом центре?Р: Это МальчикП: Верно! Посмотри внимательно, что ты видишь вокруг маль...

Развитие речи с помощью коллажей. Крот в саду.

Педагог показывает коллаж, на котором изображен крот и фрукты и ягоды.П: Внимательно рассмотри коллаж. Что ты видишь?Р: Здесь стоит крот, а вокруг него фрукты и ягоды.П: Верно! А почему крот в очках?Р...

Развитие речи с помощью коллажей. Птицы

Перед ребенком кладется коллаж. Рассматривается вместе с педагогомП: Посмотри на коллаж. Расскажи, что здесь изображено.Р: Здесь есть пингвин, петух, ласточка, цыпленок, синичкаП: Молодец! Ты знаешь, ...

Развитие речи с помощью коллажей. Стрелки

Перед ребенком кладется коллаж. Ребенок вместе с педагогом рассматривают его.П: Посмотри внимательно и расскажи, что ты видишь на данном коллаже.Р: Я вижу замок, будильник, гвоздики, стрелков, белки, ...

Развитие речи с помощью коллажей. Буква Н

Перед ребенком кладется коллаж.  Педагог вместе с ребенком рассматривают его.П: Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.Р: Буква "Н"П...