Развитие речи с помощью коллажей. Буква Н
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Холодкова Наталья Васильевна

Перед ребенком кладется коллаж.  Педагог вместе с ребенком рассматривают его.

П: Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.

Р: Буква "Н"

П: Молодец! Правильно! Для начала, давай дадим характеристику звуку «Н».

Р: Звук «н» - согласный, звонкий, непарный.

П: Хорошо. Его можно смягчить?

Р: Да, гласными второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.

П: Отлично! Давай на коллаже найдем букву Н.

Р: Вот она, между звонком и ананасом.

П: Верно! Вот так пишется буква Н. Из скольких элементов, состоит буква Н?

Р: Из трех.

П: А посмотри внимательно на что похожи наши нитки?

Р: На букву Н

П: Хорошо. Теперь разберем с тобой все картинки, использованные в коллаже. Посмотри на самый первый рисунок. Кого ты здесь видишь?

Р: Это катушки- нитки.

П: Верно! Скажи, в слове нитки есть буква Н?

Р: Да, есть.

П: Скажи, какая позиция звука в данном слове и почему?

Р: Звук «Н» в слове нитки мягкий, потому что после него стоит звук «И», который влиял на него.

П: Отлично! Запиши слово нитки в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?

Р: Зеленым, потому что здесь звук «Нь» мягкий.

П: Хорошо. Скажи, что ты знаешь о нитках?

Р: Нитками шьют одежду

П: Верно! Без ниток нельзя сшить не одну одежду. Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?

Р: Это фото пленка.

П: Правильно, пленка. Скажи, а есть в этом слове буква Н?

Р: Да.

П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове пленка?

Р: Два  слога, потому что там две гласных.

П: Очень хорошо! А какая позиция звука «Н» в этом слове?

Р: Твердая, после нее стоит согласная «К».

П: Молодец! Правильно! Запиши слово Пленка в тетрадку.

Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.

П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение звука «Н» в этом слове:

Р: Синий. Так, как «Н»  твердый звук  за счет согласного «К».

П: Молодец! Отметь его цветом.

Ребенок обозначает звук синей точкой под буквой.

П: Хорошо! Молодец! Смотрим дальше. Что ты видишь справа от пленки?

Р: Это яблонька.

П: Верно! Скажи, какая позиция звука «Н» в слове яблонька?

Р: Мягкая.

П: А почему мягкая?

Р: Потому что после «Н» идет «Ь».

П: Абсолютно верно! Ты молодец! Запиши слово "яблонька"  в тетрадку.

П: А какая позиция звука «Нь»?

Р: Мягкая. Ведь после него стоит согласный «Ь»

П: Умница!  Запиши в тетради слово яблоньки. И обозначь звук «Н» цветным карандашом.

Ребенок выполняет, педагог следит.

П: Почему ты отметил зеленым цветом звук «Н»?

Р: Потому, что после «Нь», идет «Ь» знак

П: Хорошо. Давай посмотрим дальше. Что ты видишь рядом с яблонькой?

Р: Это рябина.

П: Молодец! Скажи, сколько слогов в слове рябина?

Р: Три, потому что там три гласных звука.

П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове рябина?

Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «А» первого ряда.

П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово рябина в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?

Р: Синий.

П: Все верно!

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П: Хорошо. Мы записали слово рябина. Смотрим на коллаж. Что ты видишь под нитками?

Р: Это машина.

П: Молодец! Скажи, сколько слогов в слове машина?

Р: Три, потому что там три гласных звука.

П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове машина?

Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «А» первого ряда.

П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово машина в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?

Р: Синий.

П: Все верно!

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П: Хорошо. Мы записали слово машина. Смотрим на коллаж. Что ты видишь справа от машины?

Р: Звонок.

П: Так. Скажи, сколько слогов в слове звонок?

Р: два, потому что там два гласных звука.

П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове звонок?

Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «О» первого ряда.

П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово звонок в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?

Р: Синий.

П: Все верно!

Ребенок выполняет, педагог контролирует

 П: Хорошо. Мы записали слово звонок. Смотрим на картинку дальше. Что ты видишь правее звонка?

Р: Это буква Н.

П: Да. Посмотри внимательно, как она пишется .

Р: Сверху вниз палочка и с середины палочка поперек, затем опять палочка сверху в низ и маленький хвостик.

П: Правильно! Запиши, пожалуйста, эту букву в тетрадь, большую и маленькую.

Ребенок выполняет, педагог контролирует

П: Хорошо. Посмотрим дальше. Что ты видишь справа от буквы Н на коллаже?

Р: Это ананас.

П: Правильно! Скажи, а сколько звуков «Н» в слове ананас

Р: Два

П: А какие они?

Р: Одинаковые

П: Верно! Скажи тогда звуки «н» в этом слове какие по счету?

Р: Второй и четвертый звук.

П: Верно. Но, послушай внимательно – а-на-на-с. Как звучит «Н»?

Р: Твердо.

П: Правильно. Запиши в тетрадь слово ананас.

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Хорошо. Обозначь, пожалуйста все согласные звуки. Прокомментируй, что ты делаешь. Какой цвет тебе понадобиться?

Р: Мне нужен синий цвет. Им мы обозначаем согласные.

П: Хорошо. А сколько гласных в слове ананас букв? И о чем нам может сказать количество гласных в слове?

Р: О том, сколько слогов в слове.

П: Хорошо! Значит, сколько слогов в этом слове?

Р: Три слога.

П: Правильно! Молодец! Давай посмотрим на картинку которая находится под машиной и слева от чайника.

Р: Телефон

П: Да телефон! А зачем он нужен?

Р: Чтоб звонить и разговаривать на расстоянии.

П: Хорошо: А сколько слогов в слове те-ле-фон?

Р: Три

П: Верно. Скажи, какая позиция звука «Н» в данном слове и почему?

Р: Звук «Н» в слове телефон твердая, потому что «Н» находится конце слова

П: Отлично! Запиши слово телефон в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?

Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый

П: Правильно. Идем дальше. После телефона на картинке что изображено?

Р: Чайник

П: Верно! А сколько слогов в слове чай-ник? И как ты определил?

Р: Два, потому что две гласные в слове чайник.

П: Да все правильно! Скажи, какая позиция звука «Н» в данном слове и почему?

Р: Звук «Н» в слове чайник мягкий, потому что «Нь» находится перед «И»

П: Отлично! Запиши слово чайник в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?

Р: Зеленым, потому что здесь звук «Нь»идет перед «И».

П: Хорошо! После чайника у нас идет…..

Р: Индюк

П: Скажи а индюк это кто?

Р: Это домашняя птица.

П: Правильно, а знаешь ли ты что мясо индюшки считается полезным.

Р: Да, у меня мама очень часто готовит из этого мяса еду.

П: Хорошо. Тогда скажи, сколько слогов в слове индюк?

Р: В слове индюк два слога.

П: Верно! А в какой позиции стоит звук «Н»?

Р: В твердой, потому что он стоит перед гласной «Ю» второго ряда.

П: Правильно. Теперь запиши слово индюк в тетрадь и подчеркни звук «Н» нужным цветом.

Ребенок выполняет, педагог следит за выполнением.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н? Почему

Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый.

П: Все верно! И осталась у нас последняя картинка. Что это?

Р: Индеец.

П: Правильно. Тогда скажи, сколько слогов в слове индеец?

Р: В слове индеец три слога. Так как три гласные в этом слове.

П: Верно! А в какой позиции стоит звук «Н»?

Р: В твердой, потому что он стоит перед согласной

П: Правильно. Слово индеец пишется с двоенными буквами ЕЕ после Д. Теперь запиши слово индеец в тетрадь и подчеркни звук «Н» нужным цветом.

Ребенок выполняет, педагог следит за выполнением.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н? Почему?

Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый.

Рефлексия

Коллаж убирается, тетрадка закрывается.

П: Итак, с каким звуком мы сегодня работали?

Р: Со звуком «Н».

П: Верно! Дай ему характеристику.

Р: Звук «Н» - согласный, непарный, звонкий, его можно смягчить мягким знаком и гласными второго ряда. И еще звуком «и».

П: Молодец! Вспомни, какие картинки были на коллаже

Ребенок перечислят, что он запомнил. В случае, если какой-либо элемент был забыт, педагог наводящими вопросами напоминает ребенку о них.

П: Ты молодец! Очень хорошо занимался!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Перед ребенком кладется коллаж.  Педагог вместе с ребенком рассматривают его.

П: Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.

Р: Буква "Н"

П: Молодец! Правильно! Для начала, давай дадим характеристику звуку «Н».

Р: Звук «н» - согласный, звонкий, непарный.

П: Хорошо. Его можно смягчить?

Р: Да, гласными второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.

П: Отлично! Давай на коллаже найдем букву Н.

Р: Вот она, между звонком и ананасом.

П: Верно! Вот так пишется буква Н. Из скольких элементов, состоит буква Н?

Р: Из трех.

П: А посмотри внимательно на что похожи наши нитки?

Р: На букву Н

П: Хорошо. Теперь разберем с тобой все картинки, использованные в коллаже. Посмотри на самый первый рисунок. Кого ты здесь видишь?

Р: Это катушки- нитки.

П: Верно! Скажи, в слове нитки есть буква Н?

Р: Да, есть.

П: Скажи, какая позиция звука в данном слове и почему?

Р: Звук «Н» в слове нитки мягкий, потому что после него стоит звук «И», который влиял на него.

П: Отлично! Запиши слово нитки в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?

Р: Зеленым, потому что здесь звук «Нь» мягкий.

П: Хорошо. Скажи, что ты знаешь о нитках?

Р: Нитками шьют одежду

П: Верно! Без ниток нельзя сшить не одну одежду. Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?

Р: Это фото пленка.

П: Правильно, пленка. Скажи, а есть в этом слове буква Н?

Р: Да.

П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове пленка?

Р: Два  слога, потому что там две гласных.

П: Очень хорошо! А какая позиция звука «Н» в этом слове?

Р: Твердая, после нее стоит согласная «К».

П: Молодец! Правильно! Запиши слово Пленка в тетрадку.

Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.

П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение звука «Н» в этом слове:

Р: Синий. Так, как «Н»  твердый звук  за счет согласного «К».

П: Молодец! Отметь его цветом.

Ребенок обозначает звук синей точкой под буквой.

П: Хорошо! Молодец! Смотрим дальше. Что ты видишь справа от пленки?

Р: Это яблонька.

П: Верно! Скажи, какая позиция звука «Н» в слове яблонька?

Р: Мягкая.

П: А почему мягкая?

Р: Потому что после «Н» идет «Ь».

П: Абсолютно верно! Ты молодец! Запиши слово "яблонька"  в тетрадку.

П: А какая позиция звука «Нь»?

Р: Мягкая. Ведь после него стоит согласный «Ь»

П: Умница!  Запиши в тетради слово яблоньки. И обозначь звук «Н» цветным карандашом.

Ребенок выполняет, педагог следит.

П: Почему ты отметил зеленым цветом звук «Н»?

Р: Потому, что после «Нь», идет «Ь» знак

П: Хорошо. Давай посмотрим дальше. Что ты видишь рядом с яблонькой?

Р: Это рябина.

П: Молодец! Скажи, сколько слогов в слове рябина?

Р: Три, потому что там три гласных звука.

П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове рябина?

Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «А» первого ряда.

П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово рябина в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?

Р: Синий.

П: Все верно!

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П: Хорошо. Мы записали слово рябина. Смотрим на коллаж. Что ты видишь под нитками?

Р: Это машина.

П: Молодец! Скажи, сколько слогов в слове машина?

Р: Три, потому что там три гласных звука.

П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове машина?

Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «А» первого ряда.

П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово машина в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?

Р: Синий.

П: Все верно!

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П: Хорошо. Мы записали слово машина. Смотрим на коллаж. Что ты видишь справа от машины?

Р: Звонок.

П: Так. Скажи, сколько слогов в слове звонок?

Р: два, потому что там два гласных звука.

П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове звонок?

Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «О» первого ряда.

П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово звонок в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?

Р: Синий.

П: Все верно!

Ребенок выполняет, педагог контролирует

 П: Хорошо. Мы записали слово звонок. Смотрим на картинку дальше. Что ты видишь правее звонка?

Р: Это буква Н.

П: Да. Посмотри внимательно, как она пишется .

Р: Сверху вниз палочка и с середины палочка поперек, затем опять палочка сверху в низ и маленький хвостик.

П: Правильно! Запиши, пожалуйста, эту букву в тетрадь, большую и маленькую.

Ребенок выполняет, педагог контролирует

П: Хорошо. Посмотрим дальше. Что ты видишь справа от буквы Н на коллаже?

Р: Это ананас.

П: Правильно! Скажи, а сколько звуков «Н» в слове ананас

Р: Два

П: А какие они?

Р: Одинаковые

П: Верно! Скажи тогда звуки «н» в этом слове какие по счету?

Р: Второй и четвертый звук.

П: Верно. Но, послушай внимательно – а-на-на-с. Как звучит «Н»?

Р: Твердо.

П: Правильно. Запиши в тетрадь слово ананас.

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Хорошо. Обозначь, пожалуйста все согласные звуки. Прокомментируй, что ты делаешь. Какой цвет тебе понадобиться?

Р: Мне нужен синий цвет. Им мы обозначаем согласные.

П: Хорошо. А сколько гласных в слове ананас букв? И о чем нам может сказать количество гласных в слове?

Р: О том, сколько слогов в слове.

П: Хорошо! Значит, сколько слогов в этом слове?

Р: Три слога.

П: Правильно! Молодец! Давай посмотрим на картинку которая находится под машиной и слева от чайника.

Р: Телефон

П: Да телефон! А зачем он нужен?

Р: Чтоб звонить и разговаривать на расстоянии.

П: Хорошо: А сколько слогов в слове те-ле-фон?

Р: Три

П: Верно. Скажи, какая позиция звука «Н» в данном слове и почему?

Р: Звук «Н» в слове телефон твердая, потому что «Н» находится конце слова

П: Отлично! Запиши слово телефон в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?

Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый

П: Правильно. Идем дальше. После телефона на картинке что изображено?

Р: Чайник

П: Верно! А сколько слогов в слове чай-ник? И как ты определил?

Р: Два, потому что две гласные в слове чайник.

П: Да все правильно! Скажи, какая позиция звука «Н» в данном слове и почему?

Р: Звук «Н» в слове чайник мягкий, потому что «Нь» находится перед «И»

П: Отлично! Запиши слово чайник в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?

Р: Зеленым, потому что здесь звук «Нь»идет перед «И».

П: Хорошо! После чайника у нас идет…..

Р: Индюк

П: Скажи а индюк это кто?

Р: Это домашняя птица.

П: Правильно, а знаешь ли ты что мясо индюшки считается полезным.

Р: Да, у меня мама очень часто готовит из этого мяса еду.

П: Хорошо. Тогда скажи, сколько слогов в слове индюк?

Р: В слове индюк два слога.

П: Верно! А в какой позиции стоит звук «Н»?

Р: В твердой, потому что он стоит перед гласной «Ю» второго ряда.

П: Правильно. Теперь запиши слово индюк в тетрадь и подчеркни звук «Н» нужным цветом.

Ребенок выполняет, педагог следит за выполнением.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н? Почему

Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый.

П: Все верно! И осталась у нас последняя картинка. Что это?

Р: Индеец.

П: Правильно. Тогда скажи, сколько слогов в слове индеец?

Р: В слове индеец три слога. Так как три гласные в этом слове.

П: Верно! А в какой позиции стоит звук «Н»?

Р: В твердой, потому что он стоит перед согласной

П: Правильно. Слово индеец пишется с двоенными буквами ЕЕ после Д. Теперь запиши слово индеец в тетрадь и подчеркни звук «Н» нужным цветом.

Ребенок выполняет, педагог следит за выполнением.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н? Почему?

Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый.

Рефлексия

Коллаж убирается, тетрадка закрывается.

П: Итак, с каким звуком мы сегодня работали?

Р: Со звуком «Н».

П: Верно! Дай ему характеристику.

Р: Звук «Н» - согласный, непарный, звонкий, его можно смягчить мягким знаком и гласными второго ряда. И еще звуком «и».

П: Молодец! Вспомни, какие картинки были на коллаже

Ребенок перечислят, что он запомнил. В случае, если какой-либо элемент был забыт, педагог наводящими вопросами напоминает ребенку о них.

П: Ты молодец! Очень хорошо занимался!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи с помощью коллажей. "Горыныч Осень"

Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку. По признакам, изображенным на коллаже, он дол...

Развитие речи с помощью коллажей. Рецепторы

Перед ребенком кладется коллаж. Рассматривается вместе с педагогомП: Посмотри на коллаж. Расскажи, кого ты видишь в самом центре?Р: Это МальчикП: Верно! Посмотри внимательно, что ты видишь вокруг маль...

Развитие речи с помощью коллажей. Крот в саду.

Педагог показывает коллаж, на котором изображен крот и фрукты и ягоды.П: Внимательно рассмотри коллаж. Что ты видишь?Р: Здесь стоит крот, а вокруг него фрукты и ягоды.П: Верно! А почему крот в очках?Р...

Развитие речи с помощью коллажей. Птицы

Перед ребенком кладется коллаж. Рассматривается вместе с педагогомП: Посмотри на коллаж. Расскажи, что здесь изображено.Р: Здесь есть пингвин, петух, ласточка, цыпленок, синичкаП: Молодец! Ты знаешь, ...

Развитие речи с помощью коллажей. Стрелки

Перед ребенком кладется коллаж. Ребенок вместе с педагогом рассматривают его.П: Посмотри внимательно и расскажи, что ты видишь на данном коллаже.Р: Я вижу замок, будильник, гвоздики, стрелков, белки, ...

Развитие речи с помощью коллажей. Помидор

П: Сегодня мы с тобой будем заниматься по очень интересному коллажу.Педагог кладёт перед ребёнком коллаж.П: Рассмотри картинки, но пока не называй их вслух.Твоя задача будет объединить их парами. Поду...