Проект «Сказка –ложь, да в ней намёк…»
проект по развитию речи (младшая группа)

Шешина Раиса Анатольевна

Приобщение детей к традиционному русскому фольклору через устное народное творчество, позволяет ребёнку овладевать не только  родным языком, но и осваивать его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа.  В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx269.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное  образовательноеD:\РАЯ\НОВАЯ ПАВПКА С РАМКАМИ\80146700_large_fon.gif

учреждение – детский сад №3 образовательного вида  с  приоритетным осуществлением деятельности   по социально – личностному развитию детей

ЗАТО посёлок Солнечный Красноярского края

Проект

«Сказка –ложь, да в ней намёк…»

во 2-ей младшей группе

Воспитатели: Шешина Р.А.

  Шувалова Н.В.

Тип проекта:

Познавательно-речевой.

Участники проекта:

Дети 2 младшей группы, родители, воспитатели, муз. руководитель.

Время реализации:

Краткосрочный с 1.04.  по 25.04.2019.

Актуальность проекта:  

В настоящее время  Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме. 
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. 

Актуальность темы: 

Приобщение детей к традиционному русскому фольклору через устное народное творчество, позволяет ребёнку овладевать не только  родным языком, но и осваивать его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа.  В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. 

 Цель проекта:

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи проекта:

  • - Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
  • -Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
  • -Формировать умение отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
  • -Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
  • -Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка .
  • -Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Предполагаемые результаты:

  • - Дети хорошо знают сказки: « Заюшкина избушка», «Теремок»,  

  «Репка», « Маша и Медведь», «Колобок», и др.

  • - В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь,

  развивается связная речь

  • - Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной

  деятельности.

  • - У детей появится интерес к играм, драматизациям.
  • - Родители принимают активное участие в проектной деятельности,

  маски с изображением героев сказок; дидактическую игру «Найди  

  героев сказки»; пальчиковый театр; кукольный театр, подборка

  раскрасок «Герои сказок»

  • - Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребёнка.

Предмет исследования:

Сказки

Формы реализации:

  • - Беседы с детьми и родителями;
  • - Изготовление пособий для игр- драматизаций;
  • - Игровая деятельность;
  • - Выполнение работ по изобразительной деятельности;
  • - Чтение, прослушивание и просмотр сказок;
  • - Совместная деятельность по конструированию;
  • - Организация  драматизации сказки « Волк и семеро козлят на новый лад».

Предметно-развивающая среда:

  • - маски для сказок « Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок»;
  • - дидактическая игра « Собери сказку»;
  • - кукольный театр «Три  Медведя»;
  • - подборка раскрасок «Герои сказок»

 

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1.Выбор темы.

2.Планирование реализации проекта.

3.Пополнение  дидактическим материалом.

4.Подготовительные работы педагогов к постановке сказки.

Основной этап:

1.Взаимодействие педагогов, детей и родителей, муз. руководителя.

Итоговый этап:

1.Итоговое мероприятие  драматизация сказки « Волк и семеро козлят на  

   новый лад».

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.

1 подготовительный

Изучение литературы по теме.

  • Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
  • Памятки для родителей через папки-передвижки.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий.
  • Пополнение книжного уголка.

2 основной

Дни недели

План занятий

  Время проведения

1.04.

2.04

3.04

 

4.04

5.04

8.04

9.04

10.04

11.04

12.04

15.04

16.04

17.04

18.04

19.04

22.04

23.04

24.04

 

25.04

Работа с родителями:

ЗАДАЧИ:

Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении влияния сказки на жизнь ребёнка.

Итоговое мероприятие

Ситуативная беседа на тему:  «Путешествие в мир сказок».

П\игра « Лиса и Зайцы».

Д\игра « Угадай сказку».

Беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказкам « Теремок»,   «Репка».

Рассматривание иллюстраций к сказке « Теремок».

Д\игра « Персонажи  сказки « Теремок».

Лепка « Герои любимых сказок».

Ситуативная беседа о бережном отношении к книге.

 Чтение худ. Литер. :  «Заюшкина избушка»

Д \игра « Узнай героя по описанию».

Студия « Собери  Избушку для Зайки и Лисички из геометрических фигур».

Игра « Что – сначала, что – потом».

Рассматривание альбомов с русскими народными сказками.

Пение песен из любимых мультфильмов.

Настольная игра с кубиками.

Д\игра « Угадай сказку».

Аппликация « Герои любимых сказок».

Просмотр мультфильма « Маша и Медведь».

Беседа по ОБЖ – «Можно ли входить в чужое помещение…»

Д\Игра « Строим башню их квадратов»

Беседа на тему: «Как Дружба в беде помогает».

Д\ игра « Назови сказку».

Д/игра « Собери сказку из частей.

Развитие речи по сказке « Кот, Петух и Лиса».

 Лепка « Вкусные пирожки для зверят»

П\игра « Зверушки на дорожках».

Муз. путешествие по сказкам « Угадай мультфильм – сказку».

Чтение Т.Н.С.  «Рукавичка» - беседа по содержанию.

Игра « Угадай на чём играю» - игры с муз. инструментами.

П \ игра « У Медведя во бору».

 Экспериментальная деятельность с водой.

Заучивание потешки « Водичка».

П \ игра «Найти свой домик»

Работа с раскрасками « Любимый сказочный герой»

Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев.

Аппликация:  «Тарелочки 3-х медвежат».

П\Игра « У Медведя во бору»

Игры с настольным театром по выбор детей.

Беседы с детьми: "Моя любимая сказка". Герои из геометрических фигур

Книжный уголок с Р.Н.С. – рассматривание книжек.

Д\Игра « Из какой сказки наш герой».

Чтение и прослушивание сказки  «Волк и семеро козлят». – беседа по содержанию.

Лепка « Бублики для козлят»

Д\игра «Волшебный мешочек».

П\игра « Гаси - Гуси»

Д\игра « Где, чей домик»- Лепбук

Работа по сказке  «Волки семеро козлят»- работа с героями..

Игра малой подвижн.  По сказке «Колобок».

Рисование « Цветы для Маши»

Игра « Книжкина Больница»- чиним книжки своими руками

Рассматривание Р.Н.К. к сказкам  «Теремок», « Волк и семеро козлят»

Драматизация сказки

« Теремок»

П\игра « Хитрая Лиса»

Драматизация сказки « Волк и семеро козлят на новый лад»

Д\игра « Кто, что ест»

Изготовление книжки –малышки  своими руками по сказке

« Волк и семеро козлят».

П\Игра « Летает - не летает»

Рисование в раскрасках

« Сказочные персонажи».

 Просмотр Р.Н.С.

«Три медведя»- беседа по содержанию.

С/р игра « Больница для зверят»

Разуч. Пальч. Игры

« Репка»

Экспериментальная деятельность:    «Лёгкое и тяжёлое».

Театральная деятельность в играх..« Моя любимая сказка»

Аппликация « Фартук для мамы – Козы»

П \ игра « Зверята на тропинке»

Д\игра « Собери сказку»

Познакомить родителей с темой проекта.

Памятка «Значение сказок в жизни ребёнка»

Рекомендации для родителей «Ребёнок и книга».

Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки».

Изготовление масок для сказок.

Изготовление книжки-малышки  «Волк и семеро козлят»».

Организация выставки творческих работ «В мире сказок».

 

Драматизация сказки   «Волк и семеро козлят на новый лад»

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

НОД

Вечер

НОД

Утро

НОД

Вечер

Вечер

Утро

НОД

Вечер

Утро

НОД

До обеда

Вечер

НОД

Утро

Вечер

НОД

Прогулка

Вечер

НОД

Вечер

Прогулка

НОД

Прогулка

Вечер

Утро

НОД

Прогулка

Вечер

НОД

Вечер

НОД

Утро

Прогулка

Вечер

НОД

Утро

Вечер

НОД

Вечер

Прогулка

Утро НОД

Вечер

НОД – с использованием ранее заготовленных рисунков к сказке

Прогулка

вечер

НОД

Вечер

НОД

Вечер.

НОД

Прогулка

Вечер

 

В течении всего этапа по проекту

Работа студий

Создать игровую ситуацию, с музыкальным сопровождением, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости.


3 заключительный

 Драматизация музыкальной сказки « Волк и семеро козлят на новый лад»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект   по лепке «Бублики для козлят»  по мотивам сказки « Волк и семеро козлят».

Цель:

1. Продолжать отрабатывать навыки лепки.

2. Закрепить умение работать с пластилином.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Совершенствовать умение раскатывать пластилин прямыми движениями, свертывать палочку в кольцо (соединять концы, плотно соединяя  их друг к другу), лепить аккуратно.

Материалы:

 Тарелки,   доски для лепки, пластилин, салфетки, резиновая кукла - Коза.

(предварительно в уголке приготовлен и накрыт стол с тарелочками)

 Ход занятий:

Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Как вас много! Скажите, из какой сказки этот отрывок?

-Ах, козлятушки мои, отопритеся, мои милые ребятки, отворитеся. Ваша мамочка пришла, молочка принесла.

-Правильно « Волк и семеро козлят».

Мы с вами сегодня отправимся в гости к козлятам.

Физ. минутка:

-Выглянуло солнышко, светит высоко.

По тропинке с солнышком нам бежать далеко.

(бег в колонне за воспитателем)

По тропинке с солнышком нам шагать легко.

Ярко светит солнышко. Вместе - хорошо.

(Ходьба маленькими шагами за воспитателем)

Солнышко скрывается,

Туча собирается.

Будем солнышко искать,

Будем с солнышком играть.

Игра «Тихо-громко».

(Спрятать заранее солнце, и на звук дети его ищут.)

Воспитатель: Ребятки, вы хорошо погуляли, поиграли на тропинке нашей? (ответ)

-Вы молодцы ребятки!

Вот мы с вами и дошли до нашей мамы -козы

Давайте, посмотрим, что у неё стоит на столе?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте поможем  маме Коле испечь много бубликов.

(Дети садятся за стол. Воспитатель сначала показывает, как сделать бублик. Потом дети повторяют.)

И во время лепки повторяем стихотворение:

-Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка,

Вкусные два пряничка.

Я ребяток позову,

Пирожками угощу.

Воспитатель: Какие вы молодцы, все испекли нашим козляткам бублики.

Конспект   по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Цель:

Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса». Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей.

Материалы:

Книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке; Куклы – герои сказки.

Ход занятия:

Воспитатель читает сказку так, чтобы дети переживали за простодушного Петушка и радовались благополучному окончанию его приключений. Затем интересуется, волновались ли дети за Петушка, которого Лиса все время обманывала.

Воспитатель:

- И я за него очень-очень волновалась. Ведь лиса могла съесть петушка по дороге. И тогда это была бы страшная сказка. И, наверное, она бы нам не понравилась, не так ли? (отв. Детей)

Примечание. В подходящий момент воспитатель приглашает желающих детей поиграть в сказку, помогая исполнителям ролей лисы, петушка и музыканта-кота спеть песенки и проговорить несложный текст (в сокращении).

Конспект  драматизации сказки « Волк и семеро козлят на новый лад»

Цель:

  • Обобщить знания детей о сказках; воспитывать у детей желание помогать  и сопереживать;
  • развивать память, мышление, внимание, речь;
  • развивать связную речь детей, интонационную выразительность, творческие способности;

 

Материалы:

 Муз сопровождение, Костюмы героев сказки, домик козы, лес, муз. инструменты.

Ход

Ведущ.

- На лесной опушке, стояла избушка.. в ней жила Коза со своими козлятами.. а козляток было 7... жили они дружно и весело.. мама – Коза уходила в лес за капустою, а козлята оставались дома одни.

Мама коза приходила и всегда пела одну и ту же песню

 ( исполняется песенка Козы)

Козлята двери открывали и маму - Козу в домик пускали..

Однажды узнал об этом Волк и решил похитить маленьких козлят..Он подошёл к домику, когда козы не было дома и запел песню.. ( Волк поёт песню).. Козлята его не пускают.. он идёт к Петушку.. перековать голосок.. Мама –Коза приходит к домику , поёт свою песенку и козлята ей открывают и сообщают о том, что был Волк.. Мама –Коза опять уходит в лес..Приходит волк и поёт песенку Козы..(исполняется песенка Волка тоненьким голоском) Козлята открывают и Волк их забирает к себе.. Коза приходит в дом, и не находит козлят.. она слышит голоса в лесу.. Козлята вместе с Волком поют весёлые песенки, им аплодируют зрители.. Мама – Коза в восторге, что козлята целы и невредимы..

 

Пальчиковая игра

«Как мы репку посадили»

Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти!

Появляются листочки,

Распускаются цветочки.

Физкультминутка

«Репка»

Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили  (имитация  движения)
А теперь её потянем  (имитация  движения) 
И из репы кашу сварим  (имитация  движения) 
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу).

«Посадили репку в огороде»

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом      (ходьба)

Перед нами огород             (руки вытянуть вперед)

Дед на помощь нас зовет        (махи руками)

Вот мы репку посадили          (наклониться)

И водой её полили                  (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем                          (имитация движения)

И из репы кашу сварим                      (имитация движения)

И будем от репки здоровые и крепкие         (показать силу)

Быстро справится сумели 
И на место тихо сели.

Бодрящая гимнастика «В огороде –Репка».

В огород мы пойдем.                  (дети идут по кругу и изображают

Овощей наберем.                          как будут набирать овощи)

В огороде нашем

Нет нашей репки краше!              (поглаживают руками лицо)

Круглый бок,                                (повороты в стороны)

Желтый бок                                  (наклоны в стороны)

Сидит на грядке колобок                  (дети приседают)

Врос он в землю крепко

Потянем его детки!                            (наклоны вперед)

Тянем - потянем

Вот и вытащили репку!                   (руки поднимают вверх)

А она сочна, кругла, большая,               (руки в стороны)

Одним словом удалась –

Желтым солнышком зажглась!       (дети закрывают глаза, жмурятся ;руки поднимают вверх).

Литература:

  1. « Методика работы со сказкой» Рыжова Л.В.
  2. «Конспекты комплексно – тематических занятий. Вторая младшая группа». Голицына Н.С.
  3. « Занятия для детей 3-5 лет по социально – коммуникативному развитию» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова л.А.

 

Рекомендации родителям

- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.

- Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

- Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

- Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

Памятка для родителей «Значение сказок в жизни ребёнка»

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности . Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребёнку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"

Проект для подготовительной к школе группы:"Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"(По сказкам А.С.Пушкина)...

Проект "Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"

Проект для подготовительной к школе группы"Сказка -ложь, да в ней намёк!Добрым молодцам урок!"...

Проект "Сказка-ложь, да в ней намёк..." младшая группа

сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего детства, сопровождает его всё его дошкольное детство и остаётся с ним на всю жизнь....

Проект "Сказка - ложь, да в ней намёк"

Через сказку можно донести до ребёнка урок. Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Пояснить его суть, выявить главный смысл сказки. Поэтому те уроки, которые дает сказка, ...

Проект "Сказка ложь, да в ней намёк..."

laquo;Проект для дошкольников"Сказка ложь, да в ней намёк…"«Благодаря сказке ребёнок познаётмир не только умом, но и сердцем».В.А. СухомлинскийСказка – не...