Рассказ и пересказ по тексту Б.А. Емельянова "Мамины руки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Селиванова Екатерина Николаевна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Челядьöс сöвмöдан 117 №-а видзанiншколаöдз велöдан»Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна учреждение»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 117 общеразвивающего вида»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе №1

Тема: «Рассказ и пересказ по рассказу Б.А.Емельянова «Мамины руки».

                                                                                     Воспитатель:

                                                                                    Селиванова Е.Н.

        

Сыктывкар, 2017

Цель: сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.

Задачи:

  1. Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
  2. Развивать умение пересказывать нужные моменты из текста, высказать свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы, обогащать словарный запас детей.
  3. Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа, продолжить работу над построением правильных высказываний.

Форма организации: открытое занятие для родителей.

Предварительная работа: закрепление стихотворения «Золотые руки», подготовка поделок для мам-подарки, словарная работа (прилагательные про маму).

Оборудование и материалы: схемы по рассказу «Мамины руки» картинки  и фотографии с изображением мам, ноутбук (презентация «Моя мама»); магнитофон.


                          Технологическая карта ОД.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Вводная часть.

Организационный момент

(эмоционально – психологический настрой)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

1 мин.

Мотивация.

(звучит музыка, песня про маму).

- Какая мама?

Дети слушают внимательно и отгадывают, про что и про кого песня.

Дети называют прилагательные, относящие  к слову «мама»( хорошая, красивая, умная, изысканная и т.д.)

1,5 мин.

2

Основная часть.

1)Художественное слово.

- Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение «Золотые руки».

Говорят у мамы руки не простые:

Говорят у мамы руки золотые.

Я гляжу внимательно, подношу поближе,

Трогаю и глажу – золота не вижу.

Почему же люди наши заводские

Говорят – у мамы руки золотые?

Спорить я не буду: им видней-

Ведь они работают с мамою моей.

2) Знакомство с автором.

- Ребята, обратите, пожалуйста внимание на книжный центр. Скажите, с какими писателями мы с вами уже знакомы? (Маршак, Барто, Чуковский и т.д.)

- Сегодня я хочу вас познакомить еще с одним писателем Борисом Александровичем Емельяновым, который много написал рассказов про наших любимых мам.

3) Сообщение темы занятия.

- На сегодняшнем занятии, я вас познакомлю с одним из рассказов Б.А.Емельянова «Мамины руки».

4)Первичное чтение.

- Садитесь на стульчики и внимательно послушайте, а я вам прочту.

5)Беседа по рассказу.

- Почему у Маши был неудачный день?

- С чего начался разговор мамы и дочери?

- Какие слова Маши обидели маму?

-Что сказала мама сама про свои руки?

- Кто ее остановил?

- Что сказала бабушка про руки Машиной мамы?

- Какой же работницей была мама?

- Маша сразу осознала, что обидела маму?

- Какой совет бабушка дала Маше?

- Были ли с вами случаи, когда вы кого – нибудь обидели словом? А маму свою?

- Часто Маша обижала маму или нет?

- Поняла ли Маша свою ошибку? Как бы поступили вы?

 - Почему же бабушка и мама в конце засмеялись?

- Как вы думаете простили мама и бабушка Машу?

- А можно сказать, что у ваших мам и бабушек сердце мягкое?

- Чему учит этот рассказ?

6)Повторное чтение.

- А сейчас еще раз внимательно прослушайте этот рассказ.

7)Пересказ.

-Ребята, а сейчас давайте попробуем пересказать этот рассказ.

8)Анализ пересказа.

- Ребята, вам понравилось, как пересказали?

- Использовали ребята слова, выражения автора?

- Какие? (дети перечисляют)

Проговаривание вместе с детьми.

Дети внимательно рассматривают книжный центр, анализируют, на вопросы отвечают полным предложением.

Дети вспоминают, что стихотворение было тоже посвящено «золотым» рукам мамочки.

Дети аккуратно присаживаются на свои места, спокойно, друг друга не толкают, внимательно слушают рассказ.

Дети отвечают на поставленные вопросы полным предложением, не торопятся, задумываются перед ответом и вспоминают рассказ.

Начинает один ребенок, затем продолжает другой. Пересказывают полным предложением, внимательно смотрят схемы по рассказу, которые им помогут.

20 мин.

Физкультминутка.

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Ребята говорят слова и показывают все в движении, имитируют.

2 мин.

3

Заключительная часть.

Итог занятия.

1)Выкладывание на столах фотографии мам.

- Ребята, а сейчас подойдите к столам. Перед вами фотографии мам в детстве, я предлагаю вам внимательно посмотреть на каждую фотографию и сделать свой выбор.

- Встаньте перед своими мамами покажите фотографию.

-Посмотрите, какие у нас красивые, милые мамы!

2)Использование веселой интонации.

-Ребята, скажите слово «мамочка моя» с веселой интонацией, с ласковой, с требовательной.

5) Подведение итога.

- Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

- С каким автором вы познакомились?

- Какой рассказ мы сегодня читали?

- Что интересного и нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Дети внимательно рассматривают и делают выбор своих любимых мам.

Дети отвечают полным предложением, делают для себя вывод, что нужно ценить взрослых.

7 мин.

Дети под музыку дарят мамам поделки, изготовленные своими руками и танцуют медленный танец со своей любимой мамой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...

Пересказ адаптированного текста рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину) (конспект занятия по развитию речи детей старшей группы)

Целью данного занятия является обучение детей составлению предложений из 3-х и более слов с использованием графических схем. Материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям коррекционны...

Пересказ адаптированного текста рассказа Ушинского К.Д. «Уточки»

Конспект занятия по развитию связной речи для детей средней группы на тему: Пересказ адаптированного текста рассказа К.Д. Ушинского «Уточки»   ...

Пересказ адаптированного текста рассказа К.Д.Ушинского «Мышки»

Конспект занятия по развитию связной речи для детей средней группы.Тема: Пересказ адаптированного текста рассказа К.Д.Ушинского «Мышки»...

Методическая разработка НОД для детей средней группы с ОНР. Тема: Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки» (по К.Д. Ушинскому)

Формирование связной речи - одна из основных задач логопедической работы, которая успешно решается  в процессе пересказа адаптированных текстов....

Конспект занятия по развитию связной речи для детей средней группы на тему: Пересказ адаптированного текста рассказа Ушинского К.Д. «Уточки»

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.Создание положительного эмоционального настроя. Развитие словесно-логического мышления.Формирование навык...

Тексты авторских рассказов для пересказа в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Данная подборка охватывает небольшие авторские тексты по различным лексическим темам и предназначается для пересказов детьми групп компенсирующей направленности. Материал будет интересен учителям-лого...