Конспект проведения занятия по пересказу русской народной сказки в старшей группе «Царевна-лягушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ботвинник Лидия Александровна

                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pereskaz_skazki_tsarevna_lyagushka.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения занятия по  пересказу русской народной сказки в старшей группе

«Царевна-лягушка»

           

                                                                               

Конспект НОД

Знакомство и пересказ русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Образовательные задачи:

1.Закреплять умение пересказывать знакомую сказку.

2.Закреплять умение передавать полноту произведения.

3. Продолжать формировать полное понимание текста.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей интерес к русско-народным сказкам.

1.Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и друг друга.

Развивающие задачи:

1.Развивать память.

2.Развивать речевую активность детей.

Материал: иллюстрация лягушки на экране, аудиозапись «кваканье лягушки».

Ход деятельности:

Вводная часть.

Раздается кваканье лягушек.

Воспитатель: «Ой, ребята, вы это слышали? Что это такое?»

Дети: «Кваканье лягушек».

Воспитатель: - «Вы правы, только ее нигде не видно, давайте поищем лягушку вместе». (На слайде появляется изображение лягушки). Вот же она, ребята, посмотрите. Сегодня к нам в гости пришла сказочная гостья, только она совсем забыла из какой сказки. Поможем Лягушке вспомнить?»

Дети: «Да».

Воспитатель: «Давайте с вами вспомним, какие сказки бывают?»

Дети: «Волшебные, о животных, о людях – бытовые.»

 кто может писать сказки? (авторы и народ) 

Воспитатель:  «А кто может писать сказки?»

Дети: «Авторы и народ»

Воспитатель: «Верно, молодцы! Сказку «Царевна-лягушка» написал народ, русский народ – это русская народная сказка. А может кто-то из вас помнит названия сказок, где присутствует наша гостья?».

Дети перечисляют  знакомые им сказки про лягушек. В том числе называют «Царевна - Лягушка». («Лягушка-путешественница», «Дюймовочка», «Царевна-лягушка»)

Воспитатель:  «Ребята, наша гостья сказала, что она вспомнила из какой она сказки. Её сказка это «Царевна - Лягушка». Теперь наша Лягушка возвращается в свою сказку. Хотите узнать о жизни нашей гостьи? Давайте прочтем эту скузку.

Основная часть.

Принимайте позу слушателя. (чтение сказки)

текст русской народной сказки «Царевна-лягушка»        

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в  сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Говорит им царь таково слово:

«Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.

Говорит Иван-царевич:

«Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»

— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».

Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а Иван-царевич на лягуше-квакуше.

Призывает их царь и приказывает:

«Чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу».

Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

«Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? — спрашивает его лягуша.

— Аль услышал от отца своего слово неприятное?»

— «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб».

— «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!»

Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу — и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо

и закричала громким голосом:

«Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки».

Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши хлеб давно готов — и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен хлеб разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами. Благодарствовал царь на том хлебе Ивану-царевичу

и тут же отдал приказ трём своим сыновьям:

«Чтобы жены ваши соткали мне за единую ночь по ковру».

Воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

«Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? Аль услышал от отца своего слово жесткое, неприятное?»

— «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал за единую ночь соткать ему шелковый ковер».

— «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!»

Уложила его спать, а сама сбросила лягушечью кожу — и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою, вышла на красное крыльцо

и закричала громким голосом:

«Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь шелковый ковёр ткать — чтоб таков был, на каком я сиживала у родного моего батюшки!»

Как сказано, так и сделано. Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши ковер давно готов — и такой чудный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать. Изукрашен ковер златом-серебром, хитрыми узорами. Благодарствовал царь на там ковре Ивану-царевичу и тут же отдал новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на смотр вместе с женами. Опять воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил. «Кваква, Иван-царевич! Почто кручинишься? Али от отца услыхал слово неприветливое?» — «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка велел, чтобы я с тобой на смотр приходил; как я тебя в люди покажу!» — «Не тужи, царевич! Ступай один к царю в гости, а я вслед за тобой буду, как услышишь стук да гром — скажи: это моя лягушонка в коробчонке едет».

Вот старшие братья явились на смотр с своими женами, разодетыми, разубранными; стоят да с Ивана-царевича смеются:

«Что ж ты, брат, без жены пришёл? Хоть бы в платочке принёс! И где ты этакую красавицу выискал? Чай, все болота исходил?»

Вдруг поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакивали с мест своих и не знают, что им делать; а Иван-царевич и говорит:

«Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала».

Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая — такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти бранные. Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жены старших царевичей увидали ее хитрости, давай и себе то ж делать. После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками — гостей забрызгали, махнули правыми — кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их с позором.

Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашёл лягушечью кожу и спалил ее на большом огне. Приезжает Василиса Премудрая, хватилась — нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась

и говорит царевичу:

«Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».

Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок.

«Здравствуй, — говорит, — добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?»

Царевич рассказал ему своё несчастье.

«Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе и снимать было! Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась; он за то осерчал на неё и велел ей три года квакушею быть. Вот тебе клубок; куда он покатится — ступай за ним смело».

Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь.

«Дай, — говорит, — убью зверя!»

А медведь провещал ему:

«Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе».

Идёт он дальше, глядь, а над ним летит селезень; царевич прицелился из ружья, хотел было застрелить птицу, как вдруг провещала она человечьим

голосом:

«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сама пригожусь».

Он пожалел и пошёл дальше. Бежит косой заяц; царевич опять за ружье, стал целиться, а заяц провещал ему человечьим

голосом:

«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сам пригожусь».

Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.

«Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море».

Он бросил ее в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.

Говорит Иван-царевич:

«Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом».

Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошёл в неё и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит.

«Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал?» — спрашивает баба-яга Ивана-царевича.

«Ах ты, старая хрычовка! Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала».

Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила; а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую.

«А, знаю! — сказала баба-яга. — Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».

Указала яга, в каком месте растет этот дуб. Иван-царевич пришел туда и не знает, что ему делать, как сундук достать? Вдруг откуда не взялся — прибежал медведь и выворотил дерево с корнем; сундук упал и разбился вдребезги, выбежал из сундука заяц и во всю прыть наутек пустился: глядь — а за ним уж другой заяц гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал. Вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко; летит, а за ней селезень бросился, как ударит её — утка тотчас яйцо выронила, и упало то яйцо в море. Иван-царевич, видя беду неминучую, залился слезами; вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо; он взял то яйцо, разбил, достал иглу и отломил кончик: сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть! Иван-царевич пошел в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился домой. После того они жили вместе и долго и счастливо. Вот и сказке Царевна-лягушка конец, а кто слушал - молодец!

3. Беседа после чтения:

1.Назовите главных героев. Кто из них вам понравился больше всего?

Почему?

Какой Иван-царевич в сказке? А Василиса Премудрая?

Почему Василису называют Премудрой?

2.Какие волшебства вы заметили в сказке?

3.Как вы думаете, для чего нужны чудеса в сказках?

К какому же виду сказок она относится?

4. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5.Понравилась ли вам сказка? Чем?

Какие особенности народной сказки можете назвать?

Воспитатель: «Устали быть внимательными слушателями, давайте встанем и проведем физкультминутку. Повторяйте слова и движения за мной».

Проведение физкультминутки.

Физкультминутка «Две лягушки».

Видим, скачут по опушке

(Повороты в стороны.)

Две зеленые лягушки.

(Полуприседания вправо-влево.)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Переступание с носка на пятку.)

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

(Выполнять движения в соответствии с текстом.)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет,

(Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель: - «Отдохнули мы с вами, а сейчас я прочитаю вам сказку ещё раз, вы слушайте внимательно и старайтесь запомнить сюжет, а после расскажите мне, что же случилось с лягушкой ». (Повторное чтение сказки с установкой на пересказ).

В процессе пересказа детьми сказки воспитатель использует вспомогательные вопросы, подсказ нужных слов.

Заключительная часть.

Воспитатель: «С какой сказкой вы сегодня познакомились? Какая это сказка? Чему она учит? Что вам понравилось больше всего в сказке?  Каждый из вас по-своему представляет нашу гостью, мне очень интересно посмотреть какой вы ее представляете. Я предлагаю вам, присесть за столы и нарисовать «Царевну-лягушку», а после, мы с вами организуем выставку ваших рисунков и ваши родители, бабушки и дедушки, также смогут полюбоваться вашим творчеством».

Дети рисуют «Царевну-лягушку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке "Лиса и заяц".

Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке"Лиса и заяц". Цель:Познакомить с русскими народными сказками о животных;ввести термин "анималистические"сказки; развивать мышление,уме...

Конспект проведения беседы Тема: «Русские народные сказки»

Цель: изучить особенности диалогического общения детей в специально организованной беседе.ХодЯ устанавливаю контакт с ребенком, доверительные отношения и на этом фоне создаю ситуацию разговора.Вопросы...

Конспект игры-занятия по русской народной сказке "Теремок"

Конспект игры - занятия по русской народной сказке "Теремок" для младшего возраста...

КОНСПЕКТ «ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДОУ»

                     ( В РАМКАХ ТВОРЧЕСКО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА      ...

Конспект интегрированного занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел» (подготовительная к школе группа)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»....