Статья «Сказка как средство развития связной речи у детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст)»
статья по развитию речи (средняя группа)

Протасова Ирина Борисовна

Актуальность темы.

Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, заставляют выдвигать сказки, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Для ребенка хорошая связная речь- залог успешного обучения грамоте и развития. Обучение ребенка связной речи посредством сказки способствует развитию его интеллекта и эмоций, а также подготавливает условия для успешного обучения в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka-kak_sredstvo_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 106

комбинированного вида Невского района г.Санкт-Петербурга

Тема статьи: «Сказка как средство развития связной речи у детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст)»

   Выполнила: Протасова И.Б

г. Санкт-Петербург

2019

Актуальность темы.

Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, заставляют выдвигать сказки, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Для ребенка хорошая связная речь- залог успешного обучения грамоте и развития. Обучение ребенка связной речи посредством сказки способствует развитию его интеллекта и эмоций, а также подготавливает условия для успешного обучения в школе.

 Цель: Выявить влияние русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.

 Задачи: 

  1. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи, обогащать словарь;
  2. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки, излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, эпитеты, метафоры и другие средства образной выразительности;
  3. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость;
  4. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Введение.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

В процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучению родному языку, развитию речи, речевому общению уделяется большое внимание. Работа состоит из решения ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования ( диалогической, монологической ) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний ,контроля за этими знаниями. Ребенок может научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий доступным для понимания окружающими людьми.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста- это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности, в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Необходимо вызвать у детей интерес к родному языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее развитию.

Для дошкольника правильная связная речь является залогом успешного обучения грамоте. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии. Все знают, что дети с плохо развитой связной речью могут оказаться неуспевающими по разным предметам.

Влияние русской народной сказки на развитие связной речи.

На развитие связной речи детей влияет много факторов. Одним из них является устное народное творчество. Наиболее интересным жанром народного творчества для детей дошкольного возраста являются сказки. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность и меткость языка, показывают, насколько разнообразна и богата родная речь живыми и образными выражениями. Удивительная сила языкового творчества русского народа проявила себя с такой яркостью именно в русских народных сказках. Характерная для сказок образность, яркость, простота, способность воспроизводить повторно одни и те же речевые формы и образы позволяют выставлять эти произведения устного народного творчества как фактор развития связной речи детей, имеющий важное значения. На примере сказочных персонажей можно доступно детям объяснить такие понятия, как «добро», «зло», «смелость» и т.д., заставляя вместе с героями пережить множество чувств. Всем известно, что сказки подразделяются на три основные группы: сказки о животных, волшебные сказки и социально-бытовые сказки.

Активная и пассивная роль сказки в развитии речи дошкольников.

Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и пр), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.

Звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим, пассивно, — важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка
  • преподносит готовые художественные обороты и метафоры
  • показывает пример составления различных предложений
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.

Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение.

В работе над сказкой речь ребенка обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. 

При драматизации сказки дети учатся:

ставить себя на место положительного или отрицательного героя;

выражать свои чувства, через движения, жесты, речь;

строить диалоги, делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширяют свой словарный запас;

работать в группе, распределять роли.

Так же для развития связной речи детей, важно научить детей не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации.

 Заключение.

Работая над проблемой связной речи в ДОУ по русским народным сказкам, можно сделать следующий вывод, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством для развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи ребенка дошкольного возраста, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Список литературы:

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: изд. центр «Академия», 2012. – 158 с.

 2.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В.Артемова. - М.: Просвещение, 2006. –127 с.

3.Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П.Короткова. – М.: Просвещение,- 2009. -398 с.

4. Сидорчук Т.А, Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников»(методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений) 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказка как средство формирования связной речи у детей 4–5 лет (средний дошкольный возраст)»

Ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, была проведена работа по развитию связной речи  по средствам сказок.Цель:  доказать, что сказки являются эффективн...

Статья "Сказки как средство развития связной речи ребенка"

В сказке предстают блестящие образцы родного языка – всё это является необходимым и благоприятным материалом для развития речи детей....

Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для развития связной речи (диалогической и монологической) посредством русской народной сказки....

Статья "Сказка как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

В настоящее время мы переходим к новой системе дошкольногообразования, в основу которой положен федеральный закон «Об образовании вРоссийской Федерации» и Федеральный государственный образ...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Сказка как средство развития связной речи у детей от 4 – 5 лет»

Родительское собрание в средней группе на тему: «Сказка как средство развития связной речи у детей от 4 – 5 лет»....

Обобщение опыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

обобщение оыта работы по теме "  Использование сказки  как средства  развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...