Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: "Приключение щенка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Игнатова Любовь Евгеньевна

Цель. Развитие связной монологической речи: сочинение сказки по началу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи ,

в старшей группе

Тема. Составление творческого рассказа «Приключение щенка».

Цель. Развитие связной монологической речи: сочинение сказки по началу.

Задачи:

Развитие связной речи:

  • Учить детей придумывать и передавать в рассказе воображаемые сюжеты ,в которых определяет особенности внешнего вида (черты характера)и  повадки персонажа;
  • Учить  детей целенаправленно задавать вопросы о внешнем виде персонажа (щенка-игрушки).
  • Учить детей связно, последовательно, выразительно составлять концовку сюжета-рассказа;
  • Учить оценивать рассказы товарищей, видеть отрицательные и положительные стороны их ответов.

 Развитие словаря:

  • Обогащать опыт детей об их окружающем мире;
  • Активизация словаря на тему: «животные», «части тела животного-щенка»;
  • Познакомить со словами: торчком, во весь дух, конура.

 Грамматический строй речи:

  • Развивать умения согласовывать прилагательные + существительные;
  • Строить предложения разной конструкции.

  Развивающая задача:

  • Развивать творческую инициативу, воображение, мышление.

Воспитательная задача:

  • Воспитывать интерес к сочинению рассказов;
  • Воспитывать желание дружить, приходить на помощь.

Предварительная работа: Е. И. Чарушин «Томка», чтение рассказов Л.Н.Толстого о собаках, чтение стихотворений «В одной квартире жили», слушание музыки « Пропала собака».

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.

Оборудование: картинки (щенка, мальчика, лес, белка, медведь, заяц, ежик), стрелочки, доска, кусочек книжки, обложка для книжки малышки, игрушка- собачка, будка.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Комментарии

Вводная часть.

1.Приветствие.

2.Загадка.

3. Игра «Да,нет».

Основная часть .

4. Чтение: начало рассказа.

5. Составление рассказа по началу.

6. Рассказывание одним ребенком  историю про щенка

Заключительная часть.

6. Динамическая пауза.

Физкультминутка «Щенок»

Ребята встаньте на коврик в круг.

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Присаживайтесь, пожалуйста, на коврик, только вот так ко мне поворачиваемся.

Когда я сегодня утром пришла в детский садик ,я под дверью что-то нашла.

Отгадайте загадку,  и вы узнаете, что я нашла.

«Лает, косточки грызет.

Мяч поймает, принесет.

Скачет радостно у ног,

Этот маленький …

-Как вы быстро догадались.

-А хотите узнать ,как выглядит этот щенок?

-Давайте тогда поиграем в игру

«Да, нет», вы мне будите  задавать вопросы, о внешнем  виде щенка, но такие вопросы, чтобы я на них  могла ответить только  или да или нет.

Не забудьте спросить про шерсть,  про ушки, про носик, хвостик, лапки .

Ну, пожалуйста.

-Нет.

-Да.

-Да.

-Нет.

-Да.

-Нет.

-Нет.

-Да.

-Нет.

-Нет.

-Нет.

-Да.

-Да.

-Еще про хвостик что-нибудь спросите?

-Да.

-Да.

-Да.

А про хвостик ничего не хотите спросить?

Торчком ты хотел спросить ,да.

Вы уже задали много вопросов и наверно уже представили  себе как выглядит наш щенок.

Ну ,так, смотрите ,вот он… наш щенок .

А у меня есть интересная книжка про щенка, хотите ее послушать?

Тогда давайте спокойненько на стульчики пройдем .

А где же моя книжка?

Ой дети ,а что это случилось то?

Наш щенок оказывается,  какой озорник!

Он сгрыз  и порвал всю книжку, осталась вот одна  только маленькая страница.

А давайте  мы с вами придумаем  историю  про приключение  щенка?

Я вам прочитаю  начало, что здесь осталось, а вы продолжите и закончите.

Слушайте внимательно:  Миша давно просил родителей купить щенка и вот, наконец, его мечта сбылась! В доме появился щенок.

Миша назвал его Дружок. Летом все вместе с Дружком поехали  на дачу. Щенок весело бегал по двору ,звонко лаял,  радовался. Мама позвала Мишу обедать ,а когда он снова  вышел во двор,  Дружка уже нигде ,не было.  

Вот мы сейчас с вами, ребята, придумаем что же произошло ,что могло случиться с Дружком.

Давайте с вами посочиняем, но помните, что щенок у нас  совсем еще  маленький, он никогда, нигде не был, он ничего знает.

Вот посмотрите, какой он.

-Как его зовут?  

Дружок, а это его друг.

-Как его зовут?

Вот давайте сочиним историю.

Смотрите, что могло произойти ,куда мог исчезнуть дружок, пока Миша  обедал?

У кого какие мысли? Предлагайте.

А как ему удалось убежать?

Он  пролез под забором, а дальше что?

Он куда-то побежал, а как вы думаете, куда же он побеждал?

Вот посмотрите стрелочка ,да ,щенок выскочил под забор и побежал в лес.

-Хорошо, у меня есть такие карточки – помогалочки, наши помощницы, поставлю карточку,  что он побежал в лес.

И что же он там увидел?

Так, сначала что он увидел?

Говорим в лесу было…

А как вы думаете, он мог, кого- нибудь в лесу встретить?

Вот, знаешь ты предложил белочку, а у меня такой карточки помощницы нет ,я быстренько нарисую белочку.

Вот, пусть он встретит белочку, а тогда давайте придумаем, как же он встретил белочку.

Это он уже в лес прибежал и увидел там, на дереве белочку.

Может быть, ему было страшно в лесу? Как вы думаете?

Он же там показался один- одинешенек ,в большом -большом лесу.

Ну как произошла эта встреча?

Стал щенок оглядываться ,  где же он оказался ,посмотрел на верх, и увидел  белочку.

А давайте подумаем,  что мог сделать щенок ,когда он увидел белочку ?

-А что еще мог?

-Понравилась ему белочка или нет?

-А что делала белочка, когда она увидела Дружка?

В это время, белочка собрала орешки, да?

И вдруг она увидела кого?

Как вы думаете, что белочка стала делать, когда увидела щенка?

Значит, она не очень испугалась щенка? Наверно она подумала что щенок это маленький ,безопасно ей будет.

А что они вместе делали?

Это интересно, хорошо, вот они поиграли, поводили хоровод , дальше что случилось?

-Дальше в лес они пошли, углублялись и углублялись они .

-Вот это да, они вместе уже пошли.

-А кого они еще могли встретить?

-А девочки хотят чтобы щенок увидел зайчика, хорошо ,ну давайте сейчас послушаем девочек ,потому что мальчиков мы уже послушали.

Давайте и зайчика мы поищем.

Как произошла встреча с зайчиком?

Все глубже в лес пошли они?

Вот это да, дети!

Смотрите , кого мы встретили?

 С зайцем попрыгали , а дальше пошли что увидели?

И что он всех зверей там встретит?

И медведь тоже подружился ,так.

Ну ладно, пусть медведя они встретят, хорошо.

А может быть, медведь был голодный? И что он захотел съесть  зверей?

-Когда медведь  увидел зверей ,что он мог сделать?

А звери маленькие ,они испугались .

-Они стали от медведя что делать?

-Они почувствовали опасность и стали сразу убегать от медведя.  

- Мчаться они прямо  во весь дух!

-А на пути у них ,показалось ..?

-Они прибежали к реке.

-Они убегали от медведя и прибежали все вместе к реке.

-Все вместе? Или один только щенок убежал?

-Все вместе они прибежали, хорошо.

-Прибежали к реке  и что?

-Они умеют все плыть?

-Они все плыли на бревне и медведь не стал их догонять .

-И наконец, они плыли, плыли …

Так, а может быть кто-нибудь предлагает кого-нибудь еще встретить?

Так, давайте по порядку, значит так, плыли они на бревне ,плыли они плыли и из леса выбрались, вышли на берег, встретили они ёжика ,он попался им на встречу.

А щенок никогда не выдел ежика, что он начал делать?

Лаял и даже нюхал его, да.

А что делает ежик, когда чувствует опасность?

Сворачивается в клубок.

Свернулся ёжик в клубок , а щенку интересно все равно?

Может быть, он потрогал его лапкой?

Больно ему стало ,укололся он лапкой  и ежик что стал бы делать?

Тоже подружились бы потом?

Ого, сколько у него друзей!

Хорошо! Столько друзей нашего щенка Дружка .

и шли они по лесу, ну хорошо ,а чем мы тогда с вами закончим историю?

Значит, щенок знал или не знал ,где он живет? Раз он первый раз убежал?

Звери пошли его провожать.

-Хорошо, белка бы показывала ему путь .

Белка лучше всех знала дорогу ,да, показывала путь и наконец они пришли домой.

Значит еще по пути им попалась лягушка .

Давайте историю мы с вами закончим, и кто хочет, расскажет свою историю .

И вот, наконец, все проводили  щенка  в его домик.

А что дома происходило?

Мальчик Миша, плакал .

Почему он плакал?

Он его искал?

Он его везде искал, звал, а его не было.

Как он его звал?

И никак не мог его найти.

И вдруг как произошла встреча?

И наконец-то он подбежал к Мише.

Миша обрадовался, Дружок обрадовался тоже наверно, звонко залаял.

А друзья, которые провожали Дружка?

А их поблагодарил Миша?

Чем он их отблагодарил?

Зайчика чем?

Белочку? А Ежичка?

Все друзья стали жить в лесу, но  рядом.

А потом они встречались?

Да, еще прибегали.

Какая у нас интересная история про щенка.

А кто может рассказать  всю историю от начала до конца?

Я думаю, что  все могут.

 Анюта, попробуй, начинай, выходи сюда к нам.

Начни с того, что щенок Дружок и его друг Миша  были на даче, Мишу позвала мама обедать, а щенок …

Рассказывай, как дальше было.

А в лесу как было?

Ну ,а как они встретились?  Вспоминай.

-А медведь был злой или добрый?

-А по речке плыло…

-Где уже? На берегу ,да?

-Что они сделали? Они сошли на берег и подружились.

Обрадовались все?

Стали жить рядом и встречаться.

Хорошо ,молодец, умница.

Очень длинная получилась история ,интересный получился рассказ?

И Аня интересно рассказала, вот Аня за этот интересный рассказ получит вот такой приз ,щенка вот такого .

Давайте мы немножко отдохнем, выйдем на коврик .

Давайте все вместе говорить:

«Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.»

Хорошо, молодцы, вернемся на стульчики .

Дети ,а ведь эту историю  можно как то назвать, как мы назовем этот рассказ?

Правильно ,хорошо, смотрите  если мы в нашей истории поменяем героев ,на каких то других ,то получится уже новая история ,новый рассказ ,а пока мы вот такой рассказ сочинили.  Если вам  захочется вы можете посмотреть мои карточки- помощницы, поменять , изменить  что-то и придумать новую свою историю.

А вот  знаете ,у нас же случилась такая неприятность ,что щенок испортил  всю книжечку .

Я вам предлагаю сделать свою книжечку .

Вот сейчас все карточки  которые нам помогали, наши помощницы , я соберу и соединю в одну книжечку .

С самого начала получится вот.

Вот  я приготовила обложечку для книжечки, как наша книжечка будет называться?

Чудесная книжка-малышка у нас получилась!  Теперь вы будите ее вот-так листать и рассказывать нашу историю, которую мы сегодня сочинили, да?

Мы можем ее оставить ,даже когда ваши родители придут за вами ,вы можете им вынести показать и рассказать историю.

А за ваши  интересные  истории щенок дарит вам вот такие  раскрасочки.

Вы молодцы, понравилось вам сочинять истории?

Молодцы!

Щенок!

Да!

У него ушки коричневые?

У него носик черный?

А у него белые лапы?

У него черный хвостик?

Белый хвостик?

А у него пушистый он?

У него свисают ушки?

Шерсть гладкая?

Он в коричневых пятнышках?

У него на хвосту черное пятно?

У него глазки голубые?

У него глазки черные?

У него хвостик белый?

А у него белый живот?

Он весь белый?

У него белая спинка?

А у него уши высокие?

Да-а!

-Да-а-а!

Да, давайте!

Дружок!

Миша.

Он мог убежать в лес

Он мог убежать.

Через забор.

 В лес!

Белочку!

Ёлки и деревья.

В лесу было  много деревьев и берез.  

Да мог, белочку, лису, медведя, волка.

Он встретил там белочку.

Он под забор пролез и посмотрел наверх и увидел белочку.

Испугаться, подружиться, сыграть хоровод

Полаять , подружиться.

Понравилась.

Собирала орешки.

Да, в дупло кидала.

Щенка.

Она спрыгнула и захотела подружиться с щенком.

Она не испугалась

Играли, водили хоровод .

Они пошла  дальше в глубину леса.

И встретили они дальше медведя.

Зайчика!

Они шли, и увидели  зайчика, который прыгает и они тоже решили попрыгать и пошли уже вместе с зайчиком все глубже в лес.

Медведя!

Нет!

Медведь решил, что они добрые и решил с ними тоже подружиться.

Испугать! Рычать!

Они попрыгали и увидели ручей и бревно и поплыли на нем.

Убегать.

Бревно , которое плыло по реке.

Все вместе.

И начали плыть и лапами  гребсти .  

Да, но на бревне.

И увидели ёжика и с ним подружились и пошли дальше!

Щенок стал лаять.

Вертелся перед ним.

Превращается в клубок.

Да, он захотел с ним тоже подружиться.  

И ему стало больно.

Свернулся бы в клубочек и покатился.

Нет, они бы с ним подружились бы потом!!

да

Что они пошли потом назад и пришли ,а потом все звери пошли по домам, а щенок прополз обратно под забор и вернулся домой.

нет

А белка показывала бы ему путь.

Да и потом они увидели бы лягушку и подружились бы.

И потом бы они прыгали.

Домик.

Мальчик плакал.

Потому что щенка не было.

Искал .

Дружок , дружок!

Дружок под забором пролез  и наконец-то  Миша его нашел .

Они решили жить около его дома.

Да-а-а.

Зайчика морковкой,

Белочку орешками, Ежика яблочками.

Да! И потом еще друзья прибегали.

Щенок пролез под забором  и убежал в лес,

Страшно и он пошел дальше и он встретил белочку и они пошли дальше.

Щенок сначала полаял, они подружились и  пошли они  дальше, и встретили они зайчика который прыгал и они тоже решили поиграть  с зайчикам, и вдруг они увидели медведя.

Злой.

И он захотел съесть их, а они увидели речку и побежали к ней .

А по речку плыло бревно.

Они туда прыгнули  и поплыли дальше и они увидели ежика .

Да.

Они подружились, и потом они пошли дальше искать щенка дом, они потом встретились с лягушкой, она прыгала, и они тоже решили попрыгать поиграть. Потом они  пошли все вместе и нашли  дом щенка, а там дома ждал щенка друг Миша.

-да, обрадовались все  и  звери стали жить  рядом с дачей.

Да-а.

«Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.»

«Приключение щенка», «Приключение щенка», «Первый раз на даче», «Путешествие зверей»

«Умные звери».

С самого начала.

Приключение щенка.

Их можно вырезать и раскрасить!

Да-а-а.

Дети вместе с воспитателем стоят на ковре и приветствуют друг друга словами:

«Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся».

Дети садятся вокруг воспитателя на коврике.

Воспитатель загадывает загадку,а дети дружно отвечают .

Воспитатель предлагает сыграть в игру, которая называется «да, нет».

Дети задают вопросы воспитателю, а воспитатель должен отвечать да или нет.

Воспитатель достает из будки щенка и показывает всем детям.

Дети тихонько встают и идут к стульчикам и садятся на них .

Воспитатель показывает страницу .

Воспитатель предлагает придумать историю про приключение щенка.

Воспитатель читает начало истории , выразительно, дети внимательно слушают.

Воспитатель вывешивает на доску картинку щенка.

Дети отвечают, как звали щенка, вывешивает картинку мальчика.

Что можно произойти ,дети обрисовывают ситуацию на мышлении .

Воспитатель вывешивает стрелку и карточку с лесом.

Воспитатель рисует картинку белочки.

Воспитатель вывешивает на доску картинку белочки.

Воспитатель вывешивает на доску картинку зайчика.

Воспитатель вывешивает картинку медведя.

Воспитатель вывешивает стрелку и картинку реку с бревном.

Воспитатель вывешивает стрелочку и картинку ёжика.

Воспитатель показывает стрелку и картинку домика.

Воспитатель вызывает Аню к доске, она рассказывает историю при помощи воспитателя и картинок.

Воспитатель просит всех детей встать на коврик и немного отдохнуть.

Дети садятся на стульчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Домашние животные «Как щенок узнал, кто всех важнее»

Цель: Актуализация словаря по теме «Домашние животные».Задачи: ·        Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного па...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Приключение куклы Маши и собачки Снежка».

Задачи:- Формировать представление о назначении зимней одежды.- Закрепить понятие «одежда».- Учить пользоваться в речи сложноподчинёнными предложениями.- Учить правильно произносить звук ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»Цель: учить составлять описательный рассказ по картине.• формировать ...