конспект НОД, область Речевое развитие в старшей возрастной группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юлия Николаевна Габдрахманова

Заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" с детьми старшей возрастной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima_nedarom_zlitsya.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»

Возрастная группа: старшая группа №1 «Белочка»

                                                                                                    Выполнил: воспитатель

                                                                                                       МАДОУ детский сад №4

                                                                                г,Туймазы

                                                                                                   Габдрахманова Юлия

                                                                                  Николаевна

                                                                                                   

Туймазы

Цель: Выучить отрывок стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»

Задачи:

Образовательные: 

-систематизировать и углубить знания детей о сезонных изменениях в природе;

-  учить называть самостоятельно характерные признаки весны;

- познакомить детей со стихотворением Ф. И. Тютчева "Зима недаром злится" и помочь детям запомнить его;

- продолжать учить понимать содержание стихотворений;

- активизировать словарный запас детей

Развивающие:

- развивать память, внимание, восприятие;

- развивать умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений;

- формировать умение слушать и запоминать стихотворение.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.

Методы и приемы:

беседа, пояснения, поощрение, физкультминутка, слушание музыки, заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Оборудование и материалы:

1. портрет Ф.И. Тютчева;

2.Изображение весны;

3. Схема  для запоминания -мнемотаблица;

4. Произведение А. Вивальди "Весна";

5. Презентация «Весна»;

6. Цветок подснежника для Дид.игры «Весенний цветок»;

7. Мяч для Дид.игры «Приметы весны»

Интеграция образовательных областей:

«Развитие речи» - отгадывание загадки, ответы на вопросы, дидактические игры «Приметы весны», «Эхо», «Весенний цветок»;

«Здоровье» - физминутка;

«Музыка» - слушание произведения Вивальди «Весна»;

«Чтение художественной литературы» - знакомство со стихотворением, заучивание стихотворения

Словарная работа:нудит, трезвон

Ход занятия:

Орг. момент:

(Взявшись за руки дети встают в круг в середине группы.)

Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся

В круг скорее соберёмся.

(Воспитатель приветствует детей)

Воспитатель:  Здравствуйте мои друзья,

Рада встрече с вами я.

Воспитатель: Дети, у нас сегодня не обычный день. К нам пришли гости.  Поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте, дорогие гости.

Воспитатель: А как ещё мы любим и умеем здороваться?

Дети:«Я здороваюсь везде.

Дома, и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравтвуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!»

Вводная часть:

Воспитатель:  Дети, отгадайте загадку.

« Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт».

Воспитатель: Что это, дети?

Дети: весна

Воспитатель: Правильно, это весна.

Воспитатель: А какое сейчас время года?

Дети: весна

Воспитатель: а какое время года было до весны?

Дети: зима

Воспитатель: уж очень не хотелось зиме уходить, а мы так соскучились по весне…

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети: весну…

Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игруД/и «Приметы весны»

Воспитатель: Передаём друг - другу мяч и называем весенние приметы.

(дети называют приметы, ориентируясь на экран)

Дети:

- Солнце светит ярко

- тает снег, с крыш капает капель

-появляются проталинки на земле

-дни становятся длиннее, а ночи короче

-бегут весенние ручейки

-вся природа просыпается от зимнего сна

-на деревьях и кустах появляются листья

-птицы прилетают с тёплых краёв и строят гнёзда

-от спячки просыпаются зимующие звери

-засцветают на полянах  цветы

-появляются насекомые…

Воспитатель: Молодцы, дети!..

Воспитатель: Назовите весенние месяцы

Дети: март, апрель, май

Воспитатель: Сейчас у нас какой месяц?

Дети: апрель

Воспитатель: А вы знаете стихотворения о весенних месяцах? Кто расскажет?..

Дети: да ..

( читают стихотворения «Март» Алёна,,  «Апрель, апрель» Сафина М.,

«Распустился ландыш в мае» Даниил Г.)

Основная часть:

Воспитатель: Многие поэты, писатели и композиторы с любовью и нежностью изображали природу. О каждом времени года написано много красивых стихотворений.

Воспитатель: Один из них, это Ф.И. Тютчев. С его творчеством мы уже немного знакомы.  Мы знаем его стихотворение…

Дети: «Весенние воды»

Воспитатель: Ф. И. Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Его чувства и отношение к природе он отражал в своей поэзии, в своих стихотворениях.

Воспитатель: Я хочу познакомить вас с новым стихотворением....

Воспитатель: Давайте пройдём на свои места. Сядем за свои парты.

(дети рассаживаются по местам за парты; вспомнить правило, как мы сидим за партой)

Воспитатель: Фёдор Иванович Тютчев. Вот его портрет.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся и даже попробуем выучить отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится».

Воспитатель: Зима у нас в этом году уж больно не хотела уходить, но весна всё – таки уговорила зиму и наконец –то светит яркое солнышко и зазвенела птичья трель… Стихотворение, которое вы сейчас услышите немного напомним нам об этом…Послушайте…

(читает отрывок стихотворения, в сопровождении мелодии Вивальди «Времена года. Весна» )

«Зима недаром злится.

Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора.

И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон.

И жаворонки в небе уж подняли трезвон.

Взбесилась ведьма злая,

И снегу, захватя,

Пустила, убегая, в прекрасное дитя»…

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Будем его учить?..

Дети: да

Воспитатель: Я прочитаю вам его ещё раз, а вы внимательно слушайте, и попробуйте его запомнить.

Воспитатель: На доске у нас схема, которая поможет вам запомнить стихотворение.

(вывешивает на доску схему - мнемотаблицу стихотворения «Зима недаром злится»; воспитатель читает повторно стихотворение, ориентируя детей на схему)

Воспитатель: Кто скажет, как называется стихотворение?

Дети: «Зима недаром злится»

Воспитатель: Кто автор этого стихотворения?

Дети: Ф.И.Тютчев

Воспитатель: Дети, скажите, почему злится зима?

Дети: «Зима не даром злится, прошла её пора..», ей пора уходить…

Воспитатель: Что идёт на смену зиме?

Дети: Весна.

- «Весна в окно стучится и гонит со двора»..

Воспитатель: Послушайте строчку «И всё засуетилось, всё нудит зиму вон»

Воспитатель: Почему всё суетится?

Дети:  Весна с зимою спорят, кто останется..

Воспитатель: Как вы думаете, что значит нудит?

Дети: принуждает уходить, настаивает, гонит…

Воспитатель: А кто ещё суетится весной?

Дети: Птицы. Они спешат прилететь с юга.

-«И жаворонки в небе уж подняли трезвон»..

Воспитатель: Что значит подняли трезвон?

Дети: то есть запели звонко

Воспитатель: Как вы думаете, зима хотела уходить?

Дети: нет

-«Взбесилась ведьма злая, и снегу, захватя, пустила, убегая, в прекрасное дитя..»

Воспитатель: Кто это прекрасное дитя?

Дети: Весна

Воспитатель: Весна. Правильно.

Дид.игра «Эхо»

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами находимся в горах, где живёт эхо. Эхо хочет поиграть в игру.

Воспитатель: Я буду читать вам отрывок стихотворения, а вы будете моим эхом. На кого я посмотрю и укажу, будет повторять за мной строки стихотворения.

(воспитатель читает, дети повторяют)

Воспитатель: Вы, наверное, устали сидеть, давайте сделаем разминку

Физ.минутка

«Солнце засветило,

Сугробы растопило.

Тёплую погоду принесла весна.

Грачи к нам прилетают.

И ёж с медведем знают,

Пора им просыпаться, весною любоваться.»

Воспитатель:Я зачитаю вам ещё раз стихотворение, а вы, повторяйте его за мной без голоса, только шевеля губами..

(повторное чтение стихотворения воспитателем)

Дид.игра «Весенний цветок»

Воспитатель:Получается у вас запомнить новое стихотворение?.. Чтобы проверить это, предлагаю поиграть в игру «Весенний цветок»..Я даю весенний цветок Гульшат. Гульшат читает первые строчки стихотворения и передаёт цветок соседу, он читает следующие две строчки.. (и так далее, до конца стихотворения)

Воспитатель: Кто хочет самостоятельно прочитать отрывок стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»?

(чтение стихотворения детьми по желанию, 2-3 ребёнка)

Аналитическая часть:

Воспитатель: Что мы сегодня делали?

Дети: познакомились с новым стихотворением, отрывок из стихотворения, выучили его; узнали новое слово «нудит»…

(вынуждает, настаивает..)

Воспитатель: Как называется стихотворение?

Дети: «Зима недаром злится»

Воспитатель: Кто автор стихотворения?

Дети: Ф. И. Тютчев

Воспитатель: О чём это стихотворение?

Дети: о весне

Воспитатель: Как вы узнали, догадались, что оно о весне?

Дети: из строк стихотворения

« Весна в окно стучится», «И жаворонки в небе уж подняли трезвон», « Зима недаром злится, прошла её пора»…

Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети: весеннее, радостное, потому что весна идёт, жаворонки летят, птицы прилетели, звонко поют…

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

Дети: да

Воспитатель: Сложно вам было его запомнить?..

Дети: нет, помогла схема и игры..

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Мы старались не напрасно, всё закончилось прекрасно! Молодцы, спасибо вам!

Воспитатель: Поблагодарим наших гостей, попрощаемся..

Дети: Спасибо. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»...

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в средней возрастной группе на тему: «Лесные жители»

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в средней возрастной группе на тему: «Лесные жители»...

НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе

НОД  по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе...

Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе

Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе "Сказочный переполох"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию в старшей возрастной группе с применением технологии ТРИЗ- РТВ на тему «Анализ художественной картины «Снегири» (Н. Ульянов)

Конспект непосредственно – образовательнойдеятельности по речевому развитию в старшей возрастной группе с применением технологии ТРИЗ- РТВ на тему «Анализ художественной картины «Сне...

Конспект занятия ООД Область: Речевое развитие в средней возрастной группе «Лесные жители»

Конспект занятия ООДОбласть: Речевое развитие в средней возрастной группе «Лесные жители»...