Технологическая карта занятия по речевому развитию в старшей возрастной группе на тему "Весенние проталины"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Технологическая карта занятия
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия: описательный рассказ по картине «Весенние проталины»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: составление описательного рассказа по фотографии «Весенние проталины» с опорой на мнемодорожку и образец воспитателя.
Задачи занятия:
- обучающие: посмотреть видеофрагмент про проталины; ответить на вопросы про проталины с опорой на фотографию в процессе беседы полными и развернутыми предложениями; рассмотреть фотографию; составить план вместе с воспитателем с опорой на мнемодорожку; составить описательный рассказ с опорой на фотографию «Весенние проталины»
- воспитательные: соблюдать правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе беседы; отвечать по одному, не перебивая сверстников и взрослого.
- развивающие: выделять связь между состоянием снега и погодными условиями на фотографии; подбирать слова и выражения для описательного рассказа.
Словарная работа:
Проталина - место, где стаял снег и открылась земля.
Планируемые результаты занятия: составят описательный рассказ по фотографии «Весенние проталины» с опорой на мнемодорожку полными и развернутыми предложениями.
Подготовительная работа: чтение и обсуждение стихотворения «Весна пришла» Н. Самоний
Материалы и оборудование: стулья по количеству детей, фотография «Весенние проталины», мнемодорожка, клей карандаш, колокольчик
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, приемы, формы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап 2 мин | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Привлекает внимание детей звучанием колокольчика и художественным словом. Предлагает детям сесть на стулья. Напоминает правила при сидении на стульях. Читает стихотворение. Задает вопрос. | Словесный: Художественное слово, вопросы, указание, чтение. Напоминание; Фронтальная форма. | Дети подходят к воспитателю. Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос воспитателя. | Проявят интерес к предстоящей деятельности, прослушали стихотворение и ответили на вопрос. |
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы 2 мин | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Задает проблемный вопрос: “Что нужно сделать для того, чтобы составить описательный рассказ получился качественным и интересным? | Словесный: Проблемный вопрос, Ситуативный разговор. | Ответят на проблемный вопрос и выскажут свои предположения. | Включатся в деятельность: сформулируют проблемную ситуацию. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом 7 мин | Усвоение обобщение и расширение, определенного объема знаний и представлений о проталинах | Показывает фотографию “Весенние проталины”. Объясняет незнакомые слова Проводит беседу по фотографии. | Словесный: напоминание, целевая установка, пояснение, ситуативный разговор, вопросы, беседа Наглядный: показ фотографии | Рассмотрят фотографию, ответят на заданные вопросы в ходе беседы. | Обобщат и расширят знания и представления о проталинах |
Динамическая пауза «Весна пришла» 1 мин | Снятие мышечного напряжения после статического вида деятельности | Показывает движения в соответствии со стихотворным сопровождением. | Практический: выполнение упражнений; Словесный: словесная инструкция Наглядный: показ упражнений | Повторяют за действиями воспитателя. | Снимут мышечное напряжение после статического вида деятельности. | |
2.3 | Этап практического решения проблемы 12 мин | Овладение действиями, способами решения проблемы | Воспитатель дает детям пустой шаблон и разрезанные части мнемодорожки и предлагает совместно ее составить. Читает пример рассказа. Предлагает составить рассказ по фотографии с опорой на мнемодорожку. Предлагает детям дать качественную оценку детским рассказам по фотографии с опорой на мнемодорожку. | Словесный: педагогическая оценка, инструкция Наглядный: показ фотографии Практический: составление мнемодорожки | Сделают совместно с воспитателем мнемодорожку и с помощью нее опишут картину | Составят описательный рассказ Оценят составленные описательные рассказы |
3. | Заключительный этап 2 мин | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Проводит рефлексию: «Что было сложнее всего? Кому бы вы хотели показать и описать эту картину? Благодаря чему у нас появился такой описательный рассказ?» Проводит итоги деятельности. | Словесный: вопросы, ситуативный разговор | Отвечают на вопросы и подводят итоги. | Подведут итоги деятельности, выразят личное отношение и сложности на занятии. |
Беседа:
Начало беседы:
«Дети, сегодня, когда я шла в детский сад, заметила, что на улице снега совсем нет и где-то появилась зеленая трава»
Показывает фотографию «Весенние проталины»
Основная часть:
1 микротема «Природное явление - проталины»
- Что вы видите на фотографии, перечислите?
- Как вы думаете, какой может быть изображен месяц на фото, если появились проталины, и почему?
2 микротема «Появление первых проталин»
- Как вы думаете, почему появляются первые проталины?
- Как выглядят эти проталины?
- Чем отличается земля, которая находится под солнцем от той, которая в тени?
3 микротема «Значение проталин»
- Как вы думаете, чем полезно появление проталин для растений?
- Почему растения прорастают на месте проталин, а не в снегу?
- Как вы думаете, кому, кроме растений, полезно появление проталин?
Заключительный этап:
«Дети, сегодня мы рассматривали фотографию «Весенние проталины». На этой фотографии было изображено природное явление- появление первых весенних проталин. На землю светит солнце, но где-то еще лежит снег.
Как вы думаете, могут ли не появляться проталины? О чем нам может сказать их появление?
Динамическая пауза:
«Весна пришла»
Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 228.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия: «Составляем описательный рассказ по фотографии “Весенние проталины”»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: составление описательного рассказа по фотографии «Весенние проталины» с опорой на мнемодорожку.
Задачи занятия:
- обучающие: посмотреть видеофрагмент про проталины; ответить на вопросы про проталины с опорой на фотографию в процессе беседы полными и развернутыми предложениями; рассмотреть фотографию; составить план вместе с воспитателем с опорой на мнемодорожку; составить описательный рассказ с опорой на фотографию «Весенние проталины»
- воспитательные: соблюдать правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе беседы; отвечать по одному, не перебивая сверстников и взрослого.
- развивающие: выделять связь между состоянием снега и погодными условиями на фотографии; подбирать слова и выражения для описательного рассказа.
Дополнительные задачи:
игровая: дидактическая игра: выполнение игровых заданий.
Словарная работа:
Проталина - место, где стаял снег и открылась земля.
Планируемые результаты занятия: составят описательный рассказ по фотографии «Весенние проталины» с опорой на мнемодорожку полными и развернутыми предложениями.
Подготовительная работа: чтение и обсуждение стихотворения «Весна пришла» Н. Самоний
Материалы и оборудование: стулья по количеству детей, фотография «Весенние проталины», мнемодорожка, клей карандаш, видеофрагмент про проталины, проектор, ноутбук
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, приемы, формы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап 2 мин | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Педагог предлагает посмотреть видеофрагмент про проталины. Задаёт вопрос о том, что они увидели | Словесный: ситуативный разговор, обсуждение, напоминание Наглядный: показ видеофрагмента Форма: фронтальная | Посмотрят видео и ответят на вопрос воспитателя | Проявят интерес к предстоящей деятельности. |
2. | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы 2 мин | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Задает проблемный вопрос: “Что нужно сделать для того, чтобы составить описательный рассказ про проталины?” | Словесный: обсуждение | Ответят на проблемный вопрос и выскажут свои предположения. | Включатся в деятельность: сформулируют проблемную ситуацию. | |
Этап ознакомления с материалом 8 мин | Усвоение обобщение и расширение, определенного объема знаний и представлений о проталинах | Показывает фотографию “Весенние проталины”. Объясняет незнакомые слова Проводит беседу по фотографии. | Словесный: напоминание, целевая установка, пояснение, ситуативный разговор, вопросы, беседа Наглядный: показ фотографии | Рассмотрят фотографию, ответят на заданные вопросы в ходе беседы. | Обобщат и расширят знания и представления о проталинах | |
Динамическая пауза «Весна пришла» 1 мин | Снятие мышечного напряжения после статического вида деятельности | Показывает движения в соответствии со стихотворным сопровождением. | Практический: выполнение упражнений; Словесный: словесная инструкция Наглядный: показ упражнений | Повторяют за действиями воспитателя. | Снимут мышечное напряжение после статического вида деятельности. | |
Этап практического решения проблемы 12 мин | Овладение действиями, способами решения проблемы | Воспитатель дает детям пустой шаблон и разрезанные части мнемодорожки и предлагает совместно ее составить. Предлагает описать картину с опорой на мнемодорожку. Предлагает детям дать качественную оценку детским рассказам по фотографии с опорой на мнемодорожку. | Словесный: педагогическая оценка, инструкция Наглядный: показ фотографии Практический: составление мнемодорожки | Сделают совместно с воспитателем мнемодорожку и с помощью нее опишут картину | Составят описательный рассказ Оценят составленные описательные рассказы | |
3. | Заключительный этап 2 мин | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Проводит рефлексию: «Что было сложнее всего? Кому бы вы хотели показать и описать эту картину? Благодаря чему у нас появился такой описательный рассказ?» Проводит итоги деятельности. | Словесный: вопросы, ситуативный разговор | Отвечают на вопросы и подводят итоги. | Подведут итоги деятельности, выразят личное отношение и сложности на занятии. |
Беседа:
Начало беседы:
«Дети, сегодня, когда я шла в детский сад, заметила, что на улице снега совсем нет и где-то появилась зеленая трава»
Показывает фотографию «Весенние проталины»
Основная часть:
1 микротема «Природное явление - проталины»
- Что вы видите на фотографии, перечислите?
- Как вы думаете, какой может быть изображен месяц на фото, если появились проталины, и почему?
2 микротема «Появление первых проталин»
- Как вы думаете, почему появляются первые проталины?
- Как выглядят эти проталины?
- Чем отличается земля, которая находится под солнцем от той, которая в тени?
3 микротема «Значение проталин»
- Как вы думаете, чем полезно появление проталин для растений?
- Почему растения прорастают на месте проталин, а не в снегу?
- Как вы думаете, кому, кроме растений, полезно появление проталин?
Заключительный этап:
«Дети, сегодня мы рассматривали фотографию «Весенние проталины». На этой фотографии было изображено природное явление- появление первых весенних проталин. На землю светит солнце, но где-то еще лежит снег.
Как вы думаете, могут ли не появляться проталины? О чем нам может сказать их появление?
Динамическая пауза:
«Весна пришла»
Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Составление описательного рассказа об игрушке "Кто у нас в гостях"
Речевое развитие. Составление описательного рассказа о игрушке «Кто у нас в гостях?»...

Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по речевому развитию «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Старшая группа
Педагогический замысел: - пополнить знания детей о перелётных птицах;- формировать у детей представления об изменениях в жизни птиц с наступлением осени;- познакомить детей с понятиями: лете...

Технологическая карта занятия по речевому развитию в старшей группе
quot;Как помочь птицам зимой"...

Технологическая карта занятия по речевому развитию «Купание куклы Кати» группа раннего возраста (2-3 года)
Технологическая карта занятия по речевому развитию «Купание куклы Кати» группа раннего возраста (2-3 года)...

Технологическая карта занятия по речевому развитию с технологией "Мнемотаблица" (старшая группа)
Технологическая карта занятия по речевому развитию с технологией "Мнемотаблица" (старшая группа)...

Технологическая карта занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны»...