ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи

В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ЯВЛЯЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ, РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_rechi_detey.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

                     ВОСПИТАНИЕ  КУЛЬТУРЫ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ

                               ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.

    Культура речи – одна часть из составляющих общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его развития.     Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллекта и духовного развития, но и своеобразным показателем готовности к общению. И взрослым, и детям необходимо владеть культурой речи, т.к. все мы общаемся друг с другом.

    Культура речи – совокупность навыков и знаний человека, которые отвечают за применение языка в целях общения, владение нормами устного, а в дальнейшем и письменного литературного языка (правильного произношения, ударения, словоупотребления, грамматики).

    В.А.Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». Воспитание культуры речи имеет социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении точно передавать мысли и чувства в процессе общения, манере говорить, богатстве словарного запаса языка.

    Совершенствовать свою речь и речь детей – задача каждого из нас. Для этого нужно учить детей следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений.   Нужно постоянно обогащать словарь детей, учить отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова, правильно использовать интонацию в речи.

    Дошкольный возраст – основной этап развития речи. Развитие речи ребёнка служит показателем его общего развития.

    В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволял бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.

    Своевременное речевое развитие ребёнка позволяет ему усваивать новые понятия, расширять словарный запас и представления об окружающем, поэтому речь тесно и неразрывно связана с мышлением. Если ребёнок хорошо умеет говорить, это значит, что он:

- достаточно свободно ориентируется в окружающем мире;

- умеет думать, способен  понятно выражать свою мысль, отстаивать своё мнение;

- легко устанавливает контакты с другими детьми, взрослыми.

    В воспитании и обучении детей дошкольного возраста одной из главных задач является обучение родному языку, развитие речи, речевое общение. В их составляющую входят: воспитание ЗКР; обогащение, закрепление и активизация словаря; совершенствование грамматической грамотной речи; формирование разговорной (диалогической) речи; развитие связной речи; воспитание интереса к художественному слову; подготовка к обучению грамоте. Для формирования культуры речевого общения у детей очень важным условием является грамотное использование различных приёмов работы в режимных моментах: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение книг.

    Язык – «важнейшее средство человеческого общения». С помощью языка взрослые передают детям свои знания и умения.

    В развитии речи у детей главная ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателям  - в детском саду, родителям - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

    Необходимо, чтобы речь взрослых соответствовала нормам литературного языка, грамматической правильности, в богатстве словаря, звуковой культуры (темп, дикция, произношение звуков), а также устранение из речи «нелитературных» слов. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие, т.к. речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и непосредственно зависит от окружения.Пример взрослых – самый главный. Взрослые должны являться образцом доброжелательности, уважения, взаимовежливости к окружающим. Взрослые дают детям образцы культуры ведения диалога, ребёнок слышит образцы речевого этикета, строит собственное поведение, подражает, копирует.

    Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры. С воспитанием культуры речи у детей формируются нравственные качества: вежливость, скромность, общительность.

    Культура речи, культура общения помогают ребёнку устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Потребность быть понятым в общении заставляет детей высказываться яснее и правильнее. «В слове – суть мысли». Очень важно, чтобы ребёнок умел общаться посредством слова: правильно и понятно излагать свои мысли, ясно и чётко произносить слова, говорить без крика, уметь владеть различными интонациями, не использовать слова-паразиты. Хорошо развитая речь у ребёнка позволяет ему чувствовать себя уверенным во время разговора, быть интересным собеседником. Если у ребёнка плохо развита речь, у него скудный словарный запас, то он испытывает серьёзные затруднения в повседневной коммуникации, не может понятно выразить свои мысли, желания, его не понимают сверстники. Так зарождаются многочисленные личностные комплексы, отрицательно влияющие на всю последующую жизнь.

    Наше подрастающее поколение, познающее мир со всех сторон, должно слышать положительные примеры чистой и красивой речи, уметь правильно излагать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

laquo;Скороговор­ки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего орга­на, который был бы способ...

воспитание культуры речи детей дошкольного возраста

воспитание культры речи детей дошкольного возраста...