Конспект ОД ОО «Социально - коммуникативное развитие» /Развитие речи/ Тема: «Лексические игры и упражнения» для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зайкова Карина Александровна

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razvitie_rechi_1.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД

 ОО «Социально - коммуникативная деятельность»

 /Развитие речи/

Тема: «Лексические игры и упражнения»

для детей подготовительной к школе группы

Цель: развитие связной речи детей, совершенствование осмысления речи, формирование навыка словообразования. 

Программные задачи:

  • Актуализировать знания детей по теме, умение образовывать относительные прилагательные, умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы;
  • Продолжать развивать у детей связную речь, слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь;
  • Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие и не согласие с ответом товарища.
  • Воспитывать интерес к образовательной деятельности

Методы и приемы:

Словесные: вводная беседа, решение проблемной ситуации, стихотворение И. Сурикова  «Зима», вопросы к детям, пояснения, актуализация раннее полученных знаний, указание, поощрение.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Практические: игровой персонаж «Снежинка», физминутка «Зимний лес», упражнение  «Доскажи словечко», игра "Какой? Какая?", игра: «Перескажи», игра "Скажи наоборот", игра «Найди разницу», упражнение «Сравните выражение».

Материалы и оборудование:  Картинки белочка, зайчик, снежинка.                                       

                                                   

                                                       Ход ОД:

1. Мотивация: введение в ситуацию

Воспитатель:  Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!

Я люблю наш детский сад

В нём полным полно:

Мышат? - Нет

Цыплят? - Нет!

Утят? - Нет

Бельчат? - Нет!

Ребят? - Да!

Знаю я, когда мы вместе

Настроение чудесней!

Что ж, пора нам заниматься,

Будем очень мы стараться!

 (дети садятся на места)

Воспитатель:  Ребята сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть. Какие игры вы знаете? (Предполагаемые ответы  детей - подвижные, настольные, и т.д.)

Воспитатель:  Мы сегодня будем играть в речевые игры. Это игры, которые формируют нашу речь.

2. Актуализация опыта участников деятельности:

Воспитатель:  Сегодня утром к нам залетела снежинка. Как вы думаете, как она у нас оказалась? (Ответы детей).

Воспитатель:  Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Предполагаемые ответы  детей - зима).

Воспитатель:  Почему вы так думаете? (Ответы детей).

Воспитатель:  Давайте подумаем, что любит Зима? (Предполагаемые ответы  детей - снег, холод, снежинки)

- Скажите, как называется такое явление природы, когда идет снег? (Предполагаемые ответы  детей - снегопад).

- А как называется такое явление природы, когда идет снег и дует ветер? - (Предполагаемые ответы  детей - метель).

- А что такое сугробы?  (Предполагаемые ответы  детей - сугробы – это много, много снега, который намела метель).

- Какие зимние месяцы мы знаем? (Ответы  детей).

- А сейчас у нас какой идет месяц? (Ответы  детей).

- Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы (Предполагаемые ответы  детей - холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта  льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску).

Воспитатель: За зимнюю красоту люди придумали ей ласковые названия: «Зимушка - зима», «Гостья - зима», «Зима-волшебница». И каждого  человека она очаровывает своей красотой. Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Послушайте отрывок стихотворения, какими замечательными словами говорит о зиме русский поэт Иван Захарович Суриков:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой,  принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

3. Затруднение в ситуации:

Воспитатель:  Ребята, а снежинка не простая, а волшебная. Она хочет с нами поиграть. И она приготовил для нас задания. Вы хотите поиграть снежинкой? (Ответы  детей).

- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!

Воспитатель: Мы с вами сейчас тоже расскажем о зиме. Я предлагаю вам поиграть в снежки.

4. Открытие детьми нового знания (способа действий):

Игровое упражнение «Снежный ком»

 Воспитатель: Я бросаю снежный ком, а вы должны одним словом сказать, какая бывает зима? (Предполагаемые ответы  детей - сказочная, волшебная, пушистая, морозная, снежная, суровая, радостная, злая, колючая, вьюжная, весёлая, белоснежная, чудесная).

Воспитатель:  Ребята, для того, чтобы выполнить следующее задание волшебной снежинки,  мы с вами побываем в зимнем лесу (воспитатель проводит физминутку около стульчиков).

Физминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес /ходьба на месте/

Сколько здесь вокруг чудес! /разводят руки в стороны/

Справа березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит /руки отводят в указанную сторону и смотрят/.

Снежинки в небе кружатся, /отводят руки и прослеживают взглядом/

И на землю красиво ложатся /движение «фонарики» и смотрят вверх/.

 (Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель:  Снежинка нам приготовила еще одно задание. Хотите  узнать какое? (Ответы детей)

Упражнение  «Доскажи словечко»

    Воспитатель: Нам нужно подобрать подходящие слова.

      Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ….(снег)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…. (снежинки).

На поля и на лужок

Все снижается ….(снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …. (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Это девочка (снегурка).

На снегу – то посмотри?-

С красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

Воспитатель:  На какое слово похожи все отгаданные слова? (Предполагаемые ответы  детей: снег).

Воспитатель:  Все слова образованы от слова снег, это однокоренные слова.

Воспитатель:  А теперь назовите слова от слова "зима" (Предполагаемые ответы  детей: зимняя, зимний, зимушка, зимовать, перезимуем, предзимний).

Воспитатель:  Ребята, вы любите играть? Снежинка нам приготовила еще игру.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка:

Игра "Какой? Какая?"

Воспитатель: Друзья мои, нам нужно подобрать прилагательные.

Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.

Солнышко (какое) – яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.

Мячик (какой) - круглый, большой, маленький, резиновый, гладкий, яркий.

Трава (какая) – молодая, зелёная, первая, нежная, душистая, долгожданная.

Платье (какое) - красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное.

Игра: «Перескажи».

- Снежинка пришла не одна она привела своих друзей. И приготовила про них рассказ. Вы должны его пересказать. (Воспитатель показывает зверей и читает рассказ).

Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха.

     

Игра "Скажи наоборот"

Воспитатель:  Скажи наоборот, нам нужно подобрать противоположные слова.

низкий – высокий

умный  – глупый

белый – черный

веселый - грустный

мягкий – твердый

кислый – сладкий

длинный – короткий

тяжелый – легкий

новый – старый

шумный – тихий

чистый – грязный

узкий – широкий

хороший – плохой

злой – добрый

Игра «Найди разницу»

Воспитатель:  Ребята, помогите мне разобраться со словами, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто сможет ее найти?

День - Лень; Кот - Кит; Сын - Сон; Дом - Дым.

- Какие звуки показывают, что образовались новые слова? (Ответы детей).

Воспитатель:  И еще одно задание вам приготовила снежинка

Упражнение «Сравните выражение»

- С чем можно сравнить?

Небо синее – точно… (море)

Снег мягкий – словно… (пух)

Платье оранжевое – точно… (апельсин)

Сок холодный – как… (лед)

-Молодцы ребята. Снежинке понравилось как вы справились с заданиями. Ей пора возвращаться к своим подружкам.

6. Рефлексия участниками образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, как вы считает, мы выполнили задания Волшебной снежинки? (Ответы детей).

Воспитатель:  Давайте вспомним, в какие игры мы играли? (Ответы детей).

Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете,  пригодятся нам эти знания? (Ответы детей).

Воспитатель: Какое задание вызвало у вас затруднение? (Ответы детей).

А какое задание понравилось больше?

Воспитатель: Вы меня сегодня удивили, порадовали, думаю, и вам было интересно (Ответы детей).

Воспитатель:  Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал (воспитатель раздает конфеты для детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Экскурсия по родному городу»

Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Ознакомление с предметным и социальным окружениемдля детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)на тему: «Экскурсия по родному го...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в цветочный город» для детей подготовительной к школе группы

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему «Путешествие в цветочный город»для детей подготовительной к школе группы...

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Учимся играя. Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития....

"День Победы" - игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе гр....

Рекомендации для родителей лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме Насекомые

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме "Насекомые"...

Конспект открытой образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Направление: «Развитие речи» Тема: «ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ОБУВЬ» с воспитанниками подготовительной к школе группы комбинированной направленности

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и система­тизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде, обуви, головных уборах; материалах, из которых они сде­ланы; о процессе п...