Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Скрытченко Светлана Леонидовна

Заучивание с детьми произведение Сергея Александровича Есенина «Берёза».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

« Белая берёза»

для детей старшей группы

  1. Тема: «Белая берёза».
  2. Группа: старшая
  3. Направление: Речевое развитие
  4. Раздел программы: Развитие речи
  5. Тип организованной деятельности: основной
  6. Место: групповая комната

Цель: Заучивание с детьми произведение Сергея Александровича Есенина «Берёза».

Задачи:

Обучающие:

  •  Учить детей рассказывать произведение наизусть, передавая интонационную выразительность.
  •  Формировать чувство рифмы.
  •  Закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи.
  • Упражнять в подборе прилагательных к слову «зима»
  • Активизировать словарь детей.(кайма, бахрома).

Развивающие:

  •  Развивать мышление, внимания и восприятия, творческого воображения, речевого слуха и памяти.
  •  Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Использовать выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения)
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родной природе. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
  • Вызвать интерес к созданию зимнего пейзажа нетрадиционным способом;
  • Воспитывать интерес к языку.

Оборудование и материал:

Музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование, презентации (зимних пейзажей с изображением берёз, портрет С. А. Есенина). Кайма, бахрома, Снежинки из бумаги по числу детей. Листы бумаги синего и фиолетового цвета, красивые бумажные рамки для пейзажей, кисти клеевые, клей, манка сухая, мелко нарезанный новогодний дождь.

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулки за берёзой. Беседы о зиме, чтение стихов, отгадывание загадок. Рисование деревьев и ёлок. Дидактические игры «Когда это бывает», «Какой снег», «Назови признаки зимы». Слушание музыкальных произведений. Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин с зимними пейзажами.

Этап занятия

Содержание

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

  1. Организационно – мотивационный момент.

   1.1 Отгадывание загадки.

 

2. Основная часть.

   

2.1 Рассматривание слайдов.

2.2 Практическая

2.3 Вопросы

2.4  физ. минутка

2.5 Целеполагание

Продуктивная деятельность.

Пальчиковая гимнастика

3. Заключительная часть

3.1 Итог

 

3.1 Рефлексия

-Ребята, вы любите, когда к вам приходят в гости?

- К нам в группу придёт гостья, а кто узнаете, когда отгадаете загадку.

   Загадка:

    Если снег лежит кругом,

    Если речка подо льдом,

    Значит в гости к нам сама

    Кто пришла? Скажи…  

- Ребята, закройте глаза, представьте себе зиму: с белым и пушистым снегом, ледяными реками, летящими снежинками, морозными узорами на стёклах, метелью и вьюгой.

- Какая зима?

 

    Под музыку заходит взрослый, одетый в костюм зимы.  

- Здравствуйте, ребята, я рада, что вы много знаете красивых слов о зиме.

- Мною люди восхищаются. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, по- разному, передают свои чувства в своих произведениях. Поэты  - в стихах, композиторы – в музыке, художники – в картинах. Полюбуйтесь, ребята, зимними картинами.  

- Как называется картина, на которой изображена природа?

Воспитатель:

- Ребята, представьте, что вы в лесу. Смотрите, как много здесь пеньков. Садитесь на пенёчки и ты, Зима садись с нами.

- Я предлагаю вам отдохнуть и послушать, как в своих стихах воспевал красоту не только зимы, но и русской берёзы, поэт Сергей Александровича Есенин.             В этом произведение встречаются слова: кайма, бахрома, так автор сравнивает кисти и  убранство берёзы.

Вопросы детям:

 - О чём это стихотворение?

 

- Понравилось ли оно вам?

Зима: Мне тоже понравилось стихотворение.  

- Ребята, у меня есть вот такие чудесные снежинки, они хотят с вами поиграть. А вы хотите поиграть?

Физ. минутка:

-Мы снежинки увидали,

Со снежинками играли.  

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели.  

Ветер вверх их все поднял

И на землю опускал.  

(Зима подбрасывает снежинки).

Те снежинки мы поймали,

Хорошо в руках размяли,  

А водичку на ладошках

Мы стряхнём совсем немножко!

- Молодцы!

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сесть на пенёчки  и ещё раз послушать       стихотворение поэта Сергея Александровича Есенина «Берёза», а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом, рассказать нашей гостье, а вечером родителям.

Вопросы детям:

- Как автор описывает берёзу. Какая она?

 

 - Как понимать слово принакрылась?

Правильно: - Принакрылась снегом, точно серебром.

- С чем поэт сравнивает снег?

 

- На каких ветках распустились кисти?

- В какой тишине стоит берёза?  

А можете повторить слова автора?

 

- Могут ли гореть снежинки? Это автор сравнивает, как они переливаются, сверкают.

 А заря лениво,

Обходя кругом.

Обсыпает ветки,

Новым серебром.

- Какое время суток автор подразумевает под словом «заря»

«заря – это раннее утро».

- С чем бы вы сравнили снег, которым обсыпана берёза.

Воспитатель: 

- Зимушка – зима, а ты хочешь послушать, как рассказывают дети это замечательное стихотворение?

Зима: Очень хочу.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите рассказать Зиме произведение С.А. Есенина «Берёза».

 (Чтение стихотворения детьми целиком, парами, по цепочке).

Зима: Спасибо дети, вы очень хорошо запомнили и рассказали это стихотворение.

- Природа всегда была источником вдохновения поэтов, писателей, художников и  композиторов.

-Вы хотите стать юными художниками?

- Закройте глаза, повернитесь, вдохните, хлопните в ладоши, открывайте глаза.

- Теперь, вы, художники и в своих рисунках изобразите красоту русских берёз.

Воспитатель: Мы будем рисовать клеем и манной крупой. Проходите за столы, мы с вами приступим к созданию наших зимних картин. Посмотрите, манка похожа на снег?

-  Я добавила в манную крупу чуть-чуть блеска – ведь снег так красиво искрится,- чтобы ваши берёзы принакрылись снегом, точно серебром.  

 - Покажите, руками как вы будете кисточкой и клеем рисовать деревья?

- А теперь  как  вы будете насыпать манную крупу?

Воспитатель:

- Как назовёшь свою картину?

- Какими словами из стихотворения Сергея Есенина можно сказать о твоей берёзе?

Зима:

- Замечательные у вас получились пейзажи, просто волшебные. К сожалению, нужно уходить. Мне было приятно побывать у вас в гостях. И я хочу вам подарить эти рамки для ваших картин. (Зима дарит рамки, прощается и уходит).

  Дети стоят в кругу на ковре.

Ответы детей: Да

Ответы детей: Зима

   

Дети закрывают глаза.

Предполагаемые ответы детей: Снежная, красивая, холодная, морозная, лютая, студёная, чудесная.

 

Ответ детей: Пейзаж

Дети садятся на стулья.

Рассматривают кайму и бахрому.

Предполагаемые ответы детей:

  О зиме, о берёзе.

Да.

Да

Дети плавно качаются под музыку, фокусируют взгляд на снежинках в руке у Зимы.

Следят за движением снежинок.  

Ловят руками снежинки и потом перебирают пальцами.

Показывают ладони и стряхивают «воду».

Дети садятся на стулья.

Предполагаемые ответы детей:

Белая берёза

 

 Покрылась снегом.

Снежной каймой

Белой бахромой.

На пушистых

В сонной тишине

И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.

Нет

Утро

С серебром, ватой, звёздочками.

Да

Дети рассказывают стихотворение.

Да

Выполняют движение по тексту.

Дети подходят к столам.

Предполагаемые ответы детей:  Да

Дети имитируют движения руками.

Дети перебирают пальцами.

Самостоятельная работа детей.

Ответы детей:

Загадочно спрашивает у детей.

Хвалит детей за ответы.

Показывает рукой на стулья.

Показывает детям кайму и бахрому. Даёт подержать и рассмотреть.

 

Читает  произведение выразительно, наизусть.

Повторяет движения вместе с детьми.

Читает детям стихотворение

Следит за тем, чтобы дети отвечали по тексту стихотворения.

Хвалит детей за ответы.

Воспитатель следит за выразительностью чтения.

 

Показывает банку с клеем и мешочек с крупой.

Пересыпает манку с блёстками.

Показ воспитателя выполнения работы на мольберте.

Воспитатель подходит к детям спрашивает.

Раздаёт детям рамки.

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского.

Показ презентации  

Зимних пейзажей с изображением берёз.  

Показ слайда: Портрет С.А. Есенина.

 

Показ слайда: Берёза.

Звучит музыка

Звучит музыка

Тихо звучит музыка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...