Презентация опыта работы
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Технология развивающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 08.02.19g._bon._konsultatsiya.docx48.88 КБ
Файл bon._rmo_24.04.19g._.docx93.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Что читать и рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа»

Подготовил воспитатель Баутина О.Н.

Дата проведения: 08.02.19г.

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой, традициями и обычаями русского народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи и традиции? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Люди издавна стремились как-то объяснить смену времён года, изменения, происходящие в природе. Этой теме посвящали песни, которые называли календарными.

Весна – это детство пора зарождения, формирование роста, лето – юность – пора цветения, созревания плодов, осень – время полной зрелости, сбора урожая, зима – старость, время долгого отдыха и сна.

Мы, как педагоги, обязаны ежедневно приобщать наших дошкольников к традициям и обычаям своего народа.

К средствам приобщения  относятся:

-народное творчество,

-декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

Особое место в процессе приобщения к традициям и обычаям  занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Причину успеха сказок у детей в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно присутствовать  в образовании и воспитании каждого ребенка в ДОУ и в кругу семьи.

Важным средством приобщения к традициям и обычаям русского народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" – назидательность. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.

Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.

Также в работе с детьми необходимо использовать народные музыкальные инструменты  (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом, происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к  традициям и обычаям русского народа является народный праздник. Очень важно приобщать детей к народным традициям именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Важным моментом в формировании традиций может стать совместное с родителями проведение праздников, повторяющихся из года в год,  к ним относятся Масленица, Новый год, Пасха, Рождество. Хотелось бы на этих мероприятиях, чтобы дети увидели своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т. к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.

Во многих группах нашего ДОУ стало традиционным делать подарки и мероприятия к Дню матери, 23 февраля, 8 марта и др.

Подводя итог можно сказать, что вся система работы должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях и обычаях русского народа.



Предварительный просмотр:

http://www.2-999-999.ru/files/image/news/img120706100902145.jpeg

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего  вида № 142»

РМО Левобережного района г.о.г. Воронеж

Презентация опыта работы по теме:

«Технология развивающего обучения в работе с детьми 2 младшей группы посредством дидактических игр и методических пособий»

Воспитатель: Баутина О.Н.                                                        Дата: 24.04.2019г.

Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения.  

Л.С. Выготский обосновал основы развивающего обучения и  впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании.

В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи, возможно активизировать умственное развитие через содержание дидактического материала.

В практике  получили наибольшее распространение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать,на момент завершения дошкольного образования, это всё прописано в ФГОС ДО.

    Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.    Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям.

      Как же поправить ситуацию? Становление системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики.

     Термин "развивающее обучение" остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий своей реализации. Лишь по мере наполнения конкретным содержанием этих показателей педагог-практик постепенно переходит к оперированию понятием развивающего обучения

 Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения дошкольника в различные виды деятельности, использование в обучении развивающих дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи и при всём этом ребенок является полноценным субъектом образовательной деятельности.

   Качественные игры, нарядно оформленные, что не маловажно для дошкольников, с подробными методическими рекомендациями к ним,  позволяют максимально

использовать развивающий потенциал каждой игры.

Среди них очень любимые нашими детьми:

  • планшеты с набором вкладышей развивающее память, внимание, речь, мелкую моторику руки  (детёныши, фрукты, овощи);
  • художественные рамки- вкладыши (зимующие птицы, животные наших лесов);
  • развивающая игра «Противоположности» учит ребёнка осознавать увиденное, отделять главное от второстепенного, высказывать и отстаивать своё мнение, рассуждать логически.
  • развивающие игры Б.П.  и Л.А. Никитиных, это игры способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка,  (сложи квадрат, сложи узор, чудо-куб, уникуб и др.)
  • развивающие игры (радужное лукошко, чья тень, карандаши, половинки, живой мир)  развивают у детей мышление, память,  усидчивость, наблюдательность;

Очень любят наши дети играть:

  • на магнитной доске из 29 деталей (собери 8 фигурок одновременно – одежда по сезонам);
  • на развивающей доске из 22 деталей «Где чей домик?», это игровая панель на развитие логики, внимания, воображения;
  • развивающее пособие «Грибочки на полянке» способствует развитию восприятия, речи, внимания;
  • развивающая игра « Сочинялки»  помогает нам развивать в детях  творческое мышление, воображение, испытать радость от своего сочинительства.

Все развивающие игры с возрастом усложняются. Идём в обучении детей от простого к сложному, от трудного к более трудному и т.д.

Не стоит огорчаться и подгонять ребёнка, если у него что-то не получается. Мы знаем, что каждый ребёнок развивается в собственном темпе, и если что-то не получилось сию минуту, обязательно получится позже.

Вместе радуйтесь достигнутым результатам!

Уважаемые коллеги!

Примите 9 невредных советов Ребёнка Взрослому перед тем, как начать с ним играть:

1.Я знаю, что вы очень заняты, и всё же найдите время поиграть со мной.

2.Вообразите, что я гениален, а потому ко всему, что я сочиняю, относитесь с должным уважением.

3.Поверьте, что играя со мной, Вы получите истинное удовольствие.

4.Почаще удивляйтесь моим идеям, восхищайтесь ими.

5.Иногда делайте вид, что Вы чего-то не понимаете, мне так нравится объяснять…

6.Посмотрите вместе со мной на мир свежим «детским взглядом».

7.Давайте свободно выдумывать и творить, не опасаясь того, что «такого не бывает».

8.Хвалите меня. Я творю не только для себя, но и для всех тех, кого я люблю.

9.Согласитесь, что высокий интеллект и блестящие идеи не помешают ни Вам, ни мне, ни на работе, ни в личной жизни.

Успехов и творческих удач!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Приобщение к истокам русской народной  культуры  является  эффективным  средством  для  реализации  важной задачи – формирование патриотических чувств. ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Презентация опыта работы тема:"Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной"

Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....