Главные вкладки

    Диагностика развития речи детей раннего возраста
    учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

    Коробко Ирина Николаевна

    Собраны несколько методик на развитиеречи для детей раннего  возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_razvitiya_rechi_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx23.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика 1. "Изучение понимания речи"

    Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

    Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

    Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком

    1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

    2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

    3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

    4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

    5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

    6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

    7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

    Формулировка задания повторяется несколько раз.

    Обработка данных.

    Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяется количеством набранных ребенком баллов:

    1 раз - 2 балла

    2 раза - 1 балл

    0 баллов - задание не выполнил

    Выводы об уровне понимания речи

    от 11 - до 14 баллов - высокий уровень понимания речи.

    от 7 до 10 баллов - средний уровень понятия речи,

    от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.

    Методика 2. "Найди игрушку"

    Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

    Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.

    Обработка данных.

    5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность.

    3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимания речи.

    0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

    Выводы об уровне развития речи.

    5 баллов - высокий уровень.

    3-4 - средний уровень.

    0-2 - низкий уровень.

    Методика 3. "Кто это"

    Цель: выявить объем активного словаря.

    Материал: предметные картинки.

    Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров можно взять приблизительные картинки из категорий: одежда, овощи, животные, игрушки, птицы.

    Обработка данных.

    1 балл - наличие правильного ответа.

    0 баллов - неправильный ответ.

    Выводы об уровне объема словаря.

    10 баллов - высокий уровень объема словаря,

    5-9 баллов - средний уровень,

    0-4 балла - низкий уровень.

    Методика 4. "Назови, что ты видишь"

    Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

    Материал: предметные картинки.

    Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова.

    Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

    Обработка данных.

    Фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и юнце слова, также отмечаются сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.

    Оценка результатов.

    Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

    13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.

    10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформированного в его произношении: "р".

    5-9 баллов - не произносит звуки "р" смычные, щелевые.

    0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.

    Выводы об уровне развития.

    13-10 баллов - высокий уровень.

    5-9 баллов - средний уровень.

    0-4 балла - низкий уровень.

    Методика 5. "Расскажи по картинке"

    Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

    Материал: серия сюжетных картинок.

    Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:

    1. "Мальчик вскапывает землю".

    2. "Мальчик сеет".

    3. "Мальчик поливает цветы".

    4. "Мальчик собирает цветы".

    Если ребенок отвлекался и не может понять, что изображено на картинке, то необходимо разъяснить ему и обратить его внимание на это.

    После того, как рассмотрены картинки, ребенку предлагается рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.

    Обработка данных:

    Фиксируется наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.

    Оценка результатов.

    10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи.

    8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.

    6-7 баллов - 6-7 фрагментов речи.

    4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.

    2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.

    0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

    Выводы об уровне развития.

    10-8 баллов - высокий уровень,

    4-7 баллов - средний уровень.

    0-3 балла - низкий уровень.

    Методика 6. "Опиши картинку"

    Цель: выявить состояние контекстной речи.

    Материал: сюжетные картинки.

    Процедура, проведения: исследование проводится индивидуально для каждого ребенка. Ребенку предлагаются сюжетные картинки: "дети играют в жмурки", " мама и папа учат Иру кататься на лыжах", " Миша и Саша бегают на перегонки", "врач лечит Олю", "дядя Миша ухаживает за розами".

    Инструкция: " посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению".

    Параметры качественной оценки.

    1 у существительных категории единственного и множественного числа.

    2 у глаголов категории единственного и множественного числа.

    3 - категории совершенного и несовершенного вида.

    4 - предлоги.

    5 - наличие местоимений.

    6 - связная речь.

    Оценка результатов.

    6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,

    4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,

    0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

    Выводы об уровне развития.

    6 баллов - высокий уровень.

    5-3 балла - средний уровень,

    0-2 балла - низкий уровень,

    Методика 7. "Опиши картинку"

    Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.

    Материал: сюжетные - картинки.

    Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.

    Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.

    1 фразы: короткие - 1 балл

    элементарные - 2 балла,

    развернутые - 3 балла,

    свободные - 4 балла.

    2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях - 2 балла.

    3. употребление предлогов - 2 балла.

    Выводы об уровне развития грамматического строя.

    7-8 баллов - высокий уровень,

    3-7 баллов - средний уровень,

    0-2 баллов - низкий уровень.

    Выводы об общем уровне развития речи

    высокий уровень - 66-51

    средний уровень - 50-30

    низкий уровень - 30-23


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

    В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

    Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

    Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

    План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

    Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

    Психолого-педагогическая диагностика развития речи детей раннего возраста.

    В презентации собран материал для диагностики речевого развития детей 2 - 4 лет. Материал представлен в виде игр по сказке "Колобок"....

    Методы и методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста

    Методы и методики педагогической диагностики развития речи детей дошкольного возраста по возрастам....

    Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

    Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

    Кружок «Развитие речи детей раннего возраста с элементами театрализованной деятельности» Во второй группе раннего возраста «Ягодка»

    Кружок«Развитие речи детей раннего возраста с элементами  театрализованной деятельности»Во второй группе раннего возраста «Ягодка»...