Обмен опытом "Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе".
консультация по развитию речи (старшая группа)

В сообщении я делюсь опытом работы по организации речевой развивающей среды в старшей группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе.

Подготовили:

Нагодкина Е.Н., воспитатель,

 высшая квалификационная категория

2019 г.

«Родное  слово есть  основа всякого  умственного развития  и  сокровищница всех  знаний: с  него начинается  всякое понимание,

через  него проходит и  к   нему возвращается»        

                                                                      (К.Д. Ушинский)

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

          Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.  Поэтому вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

- восприятие речи взрослых;

- наблюдение за языком;

- вовлеченность в активную речевую среду;

- диалог между взрослыми.

Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных представлений;

- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Компоненты РРС (речевая развивающая среда): речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

Слайд 2

Наполнение нашего речевого уголка отражает все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,)

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).

Слайд 3

Неотъемлемым атрибутом нашего речевого уголка является игрушка  Каркушка – Болтушка.

Этот  «одушевленный персонаж» помогает решать такие важные  задачи, как преодоление у детей неуверенности, стеснительности, помогает вызвать интерес к речевой деятельности, побуждает их к речевой активности.

К тому же у Каркуши есть подвижный язычок, управляя которым, мы показываем детям, как надо правильно выполнять артикуляционную гимнастику.

Слайд 4

В речевом уголке собраны картотеки:

«Игры по звуковой культуре речи»

«Игры по формированию грамматического строя речи»

«Артикуляционная гимнастика»

«Дыхательная гимнастика»

«Пальчиковые игры»

«Чистоговорки»

Слайд 5 - 11

Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи

и подготовке к обучению грамоте.

Это игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.

Дидактическое пособие «Семицветик» - работа с пособием способствует дифференциации и автоматизации звуков.

Игры  «В каком домике живёт слово?» и «Где живёт звук?»

помогают в игровой форме знакомить дошкольников со звуками и буквами, учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.  Способствуют  автоматизации и дифференциации звуков.

Игра «Звуковые ходилки» направлена на автоматизацию звуков. В  индивидуальной работе ребёнок называет по порядку картинки, в названии которых есть определённый звук . В  свободной деятельности дети могут играть в игру с использованием фишек и кубика. Кто быстрее дойдёт до финиша, нажимает на звонок. Элемент соревнования повышает интерес к игре.

А так же такие игры, как «Делим слова на слоги», «Касса букв на магнитах», «Касса слогов на магнитах», Лото «Буквы – цифры» и т.д.

Необходимым атрибутом для занятий по звуковой культуре речи является зеркало. У нас в группе имеется комплект небольших зеркал по количеству детей, которые используются на занятиях по звуковой культуре речи.

Слайд 12

Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звука. У нас это такие игры, как:

«А ну – ка, попади!», «Дуй сильнее», «Сдуй снежинку».

Слайд 13

Для формирование и активизация словаря в речевом уголке имеются:

картотеки предметных картинок по разным темам;

развивающие игры: «Шиворот – навыворот», «Скажи по - другому», «Большие и маленькие», «Из чего что сделано», «Кто что делает?» и др.

Слайд 14

Развитие связной речи.

Цель: развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Для обучения детей составлению рассказов имеются схемы составления рассказов: об игрушке; о животных, птицах; описание сезонных явлений; овощей, фруктов, ягод; по картине (технология ТРИЗ).

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку по картинкам».

Слайд 15

Грамматический строй речи.

Дидактическое пособие «Предлоги» (содержит набор карточек для активизации в речи предлогов).

Дидактические игры:

 «Один – много» (употребление существительных в единственном и множественном числе)

«Волшебники» (преобразование слов с помощью уменьшительных и увеличительных суффиксов) и др.

Слайд 16-17

        «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский                                                                        

 Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

У нас имеется картотека пальчиковых игр.

Игры для развития мелкой моторики: «Весёлые шнурочки»,  «Забавные застёжки», «Собери бусы», мозаика.

Для развития графомоторной функции имеются раскраски с элементами прописей, различные трафареты.

Кроме этих общеизвестных игр у нас в речевом уголке есть ещё одна забавная игра, которая развивает мелкою моторику рук, а так же  наглядную память, внимание, мышление, зрительное восприятие и т.д.
Это игра Рингл Динг.  В комплект игры входят цветные резинки для волос, карточки со схемой расположения резинок на пальцах и настольный звонок. Надо надеть резинки на пальчики согласно предлагаемой карточке. Кто быстрей  наденет  резинки, нажимает на звоночек.

Слайд 18

Для развития речевого творчества мы используем технологии ТРИЗ. Это схемы составления загадок, схемы составления творческих рассказов по картине, пособие «Загадочная фраза» для обучения составлению метафор.

Слайд 19

Рядом с речевым уголком находится книжный.

Работа в книжном  уголке способствует развитию всех сторон речевой

системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить

 высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие

 рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи.  Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.

В книжном уголке помимо детской художественной литературы имеется достаточное количество справочной литературы   по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным  материалом.

Заключение.

Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Создавая речевую среду нашей группы, мы старались сделать  её  комфортной и эстетичной, а оформление – привлекательным, чтобы вызвать у детей стремление к самостоятельной деятельности в речевом уголке. Наш речевой уголок способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. И, конечно же, он будет пополняться в соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей каждого возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Оснащение предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей разновозрастной группе на основе национально-регионального компонента."

В этой презентации показано, как дети могут развиваться по развитию речи в свободной деятельности в пространстве ближайшего окружения группы с учётом национально-регионального компонента.....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Влияние предметно-речевой среды на развитие речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Данный материал будет полезен воспитателям при организации предметно- речевой среды для детей старшего дошкольного возраста....

Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в старшей группе.

Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в старшей группе....

Презентация "Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе"

Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.  Поэтому вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В презентаци...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему:"Пересказ рассказа "Ёж" Е.Чарушина" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича

Цель занятия: учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.Задачи:Образовательные: развивать умение  передавать художественный текст с...

Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в младшей группе.

Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в младшей группе....