Путешествие в эпоху динозавров.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кугушина Людмила Вирамидовна

 Создание условий и интереса в выполнении познавательно-речевых упражнений на основе знаний о динозаврах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие в эпоху динозавров.

Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие

Цель: Создание условий и интереса в выполнении познавательно-речевых упражнений на основе знаний о динозаврах.  

Задачи:

Образовательные:   учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки.

Развивающие: формировать умение решать задачи на сложение и вычитание, производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными множествами; измерений величин, с помощью выбранных мерок; умение производить звуковой анализ слова;

-  развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять знание строения тела динозавров; развивать   фантазию, творческое воображение, логическое мышление детей и любознательность.

Воспитательные: Воспитывать  навыки сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательность, инициативность.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: огромный, громадный, гигантский, доисторический, тяжеловесный, толстокожий

Предварительная работа: чтение произведений разных жанров о перемещении во времени, о динозаврах, рисование рисунков на тему «Динозавры», пластилинография «Потомки динозавров», рассматривание иллюстраций и картин «Динозавры», эксперименты с различными мерками.

Пособия, материал:   проектор, карта России, яйцо, динозаврик – игрушка,  гербы – г.Саки, Чебулинского района, Чернышевского района, Котласского района, 2 полоски бумаги одинаковой длины,  карточки  цифр и знаков, машина времени, 40 шестерёнок с  порядковым номером до 20, геометрические фигуры; лист бумаги в клетку, карточки для слогового и звукового анализа слов, карандаши – простой, цветные.

Ход занятия.

Как вы думаете, кому  может принадлежать это яйцо?

(Динозавру – это чудовищный ящер.Динозавры громадные животные и яйца у них огромные)

Сейчас живут динозавры? (нет, они жили миллионы лет назад, людей в то время ещё не было)

Как мы о них узнали?

(стук в яйце, появление Динозаврика) Здравствуйте, ребята, как долго я спал в этом яйце, услышал, что динозавры сейчас не живут, испугался. Что же мне теперь делать?

Восп. Оставайся с нами Динозаврик, мы тебе расскажем все, что знаем о динозаврах. Может быть, тебе понравится жить в нашем времени.

Динозаврик. Ну, хорошо посижу, послушаю и подумаю.

ВоспРебята, как вы думаете, какие животные в наше время могут быть родственниками динозавров? (я думаю, что родственниками динозавров могут быть ящерицы, носороги, змеи, крокодилы, черепахи)

Давайте дадим определения этим животным.

Крокодил (какой) зубастый, хищный

Ящерица маленькая, быстрая

Змея длинная, ядовитая.

Носорог большой, рогатый, травоядный

Черепаха  медлительная.

Восп.  Научим нашего Динозаврика называть своих родственников ласково.

Крокодил – крокодильчик

Ящерица – ящерка

Змея – змейка

Носорог – носорожек

Черепаха – черепашка

Восп.  Посмотрите – это карта нашей огромной страны. Как называется наша Родина? Столица нашей Родины? Город, в котором мы живём?

Восп.  На территории нашей страны множество больших и маленьких городов, которые имеют свои символы – герб и флаг. На  некоторых изображены динозавры. Ребята, расскажите и покажите эти районы на карте. (Это герб Котласского района, который находится в Архангельской области.и т.д. Саки в Крыму, Чебулинский район  - Кемеровская область, Чернышевский район – Забайкальский округ)

Составьте высказывания о расположении этих районов со словами ближе – дальше от города Ртищево.( От Ртищево  Котласский район  находится дальше, а Сакский район ближе. и т. д.)

Восп. Динозаврик говорит,  мы его  не убедили в том, что расстояние отРтищево до Сакского района меньше, чем от Ртищево до Котласского района.  Как можно по карте сравнить расстояние между этими районами. (линейка, нитка, полоска бумаги) Сравнение. Вывод.

Восп. Динозаврик убедился, но и   осмотрелся, заметил машину – времени и подумал, а не совершить ли нам путешествие в прошлое, когда жили настоящие динозавры. Он надеется встретить там свою маму.

Восп. Ребята, как вы думаете, можно ли из настоящего времени вернуться в прошлое или попасть в будущее? (Нет, можно только в сказках)

Какие вы знаете сказки о перемещении во времени?

А вы хотели бы отправиться в сказочное путешествие? Вам не страшно, ведь в пути нас могут ожидать много трудностей?

Тогда выбираем командира экипажа и бортинженера, а мы пассажиры.

Команда. Настроить антенну на прошлое время. (Шум, зарядите батарею)принтер выдаёт лист с заданиями.

1.Загадка. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда вставать, когда работу начинать. (часы)

Как догадались? (часы – это устройство, которое двигает стрелки по циферблату и  они показывают нам время суток)

Зачем человеку нужны часы?

2. Определите время по часам.

3. Две команды. Выложить шестерёнки по порядку (числа от 1 до 20) Взаимопроверка.

Батарея заряжена. Перемещение.

Физкультминутка.

Принтер. Обнаружены неполадки, чтобы исправить, нужно выполнить задания.

1.Графический диктант. (динозаврик)

2. Составление предложений по схеме.

3.Разделить слова на слоги,  соединить картинку со схемой

4.Звуковой анализ слова «черепаха»

Перерыв.

Прибыли в эпоху динозавров. Видео.

Игра. «Скажи, одним словом»

Если у динозавра три рога – трёхрогий, если длинная шея – длинношеий, если толстая кожа – толстокожий, большая голова – большеголовый, большие глаза – большеглазый, длинный хвост – длиннохвостый, тяжёлый вес – тяжеловесный, вид змеи – змеевидный, ходит на двух ногах – двуногий, ест траву – травоядный, ест  плоть - плотоядный.

Принтер. Задания для маскировки.

1.Игра «Молчанка». Покажите соответствующее число.  Следующее за числом 5, предыдущее числу 4, соседей числа 6, на 1 больше, чем 7, на 1 меньше, чем 10. Масса современного слона 8 тонн, масса среднего динозавра на 2 тонны больше. Сколько весит средний динозавр? Длина шеи динозавра 10 метров, а длина туловища половину длины шеи. Сколько длина тела динозавра?

2.Сравнить группы. Выложить и прочитать запись.  По какому признаку разделим на 2 группы? (по цвету, по размеру, травоядные и хищные)

3.Назовите основные части задачи. Составить задачи.  Выложить решение. Сказать ответ.

4.Вставить в окошко нужное число.

Физкультминутка.

Описание  динозавров.

Троодон.

Троодон – небольшой хищный  динозавр.  Тело достигало 2 метра в длину и весил 50кг.   Троодон передвигался на двух ногах, на каждой ступне длинные острые когти. Хвост жёсткий длинный, зубы острые, глаза большие. Троодоны жили стаями, отличались большой сообразительностью. Они бесшумно пробирались сквозь густые заросли, выслеживали жертву и с быстротой молнии нападали на одинокое животное.

Брахиозавр.

Брахиозавр - растительноядный динозавр. Величина   23 метров в длину, вес – 50 тонн.  Брахиозавр один из самых больших и тяжеловесных динозавров. Мог легко дотянуться до верхушек самых высоких деревьев. Он очень прожорлив, ему необходимо было употреблять огромное количество пищи, чтобы насытить своё гигантское тело. Голова у брахиозавра маленькая с гребешком, шея длинная гибкая. Передние конечности ног длиннее задних,  хвост длинный, сужающийся к концу.  Вступал в схватку только при нападении хищников.

Трицератопс.

Трицератопс - травоядный динозавр. Величина до 9 метров в длину. Вес – 6 тонн. Голова огромная. Своё название получил из-за рогов. 2 над глазами и 1 на носу. Рога очень острые. Передняя часть рта  как изогнутый клюв, по бокам челюстей размещаются сотни зубов. На шее большой вырост с зазубренными краями.  Кожа трицератопса покрыта прочной чешуёй. Благодаря внушительным рогам трицератопс мог одержать победу даже над самыми свирепыми хищниками.

Диплодок.

Диплодок – растительноядный динозавр. Величина   27 метров в длину, вес – 10 тонн.  У него длинная змееподобная  гибкая шея, которой он мог легко двигать вверх-вниз.  Голова маленькая. Тело массивное. Хвост длинный, тонкий, сужающийся к концу был хорошим оружием против голодных хищников. Мелкие динозавры запросто могли погибнуть под ногами этих гигантов.

Диплодок. (стих.)

Рядом с ним и кит – малютка,

Рядом с ним и слон – щенок.

Мне с таким немного жутко…

Ух, какой ты, диплодок!

Ты не злой и травоядный,

А бывает на обед –

Съешь два дерева и ладно,

Выпьешь речку – и привет!

Вдалеке стоишь горой,

Мне киваешь головой…

Описание природы эпохи динозавров.

Перед нами природа времени динозавров.

На переднем плане огромный ящер, похожий на крокодила спокойно отдыхает на песчаном берегу реки.  Два двуногих троодона спешат по своим делам. В центре реки стоят громадные динозавры – диплодоки. Два взрослых и малыш.  Родители внимательно наблюдают за хищным динозавром. Хищник, оскалив пасть, возможно, хотел напасть на динозаврика, но не решился подойти к таким великанам, поджал хвост и, оглядываясь, уходит прочь.

На заднем плане слева отвесные скалы гор, поросшие кустарником и деревьями. Между скал струится водопад, переливаясь на солнце.  Слева  вулканы.  В небе летают птеродактили.

День ясный, солнечный, небосвод голубой,  прозрачная вода сверкает на солнце. Вид завораживает своей красотой. (но я бы  не хотел здесь остаться)

Да, ребята, нам пора возвращаться домой. А где же наш Динозаврик? (картина Динозаврик с мамой)

Посмотрите, какое у них настроение?(Радостное, счастливое, весёлое) (надпись Спасибо, ребята. Я нашёл свою мамочку. Удачи вам. Динозаврик)

Ребята, давайте пофантазируем немного, когда наш Динозаврик вырастет,  станет большим,  какие слова можно употребить, когда речь идёт о чём-то или о ком-то очень большом? (Огромный, громадный, гигантский)

Приходим к выводу, что Динозаврику лучше жить в своё время, когда он вырастет, то станет огромным динозавром, и не сможет жить среди людей.

Возвращение. Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Эпоха динозавров"

Цель:Сформировать у детей начальное естественно - научное представление об эпохе динозавров.Задачи:Образовательные:1. Познакомить с удивительными животными прошлого - динозаврами.2. Актуализировать пр...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Эпоха динозавров»

Динозавры – актуальная тема не только для ученых, но и для обывателей. Палеонтологи уже давно спорят о том, когда они жили и когда они вымерли. Особенно, эта тематика интересует наших маленьких людей ...

План-конспект Игры-путешествия с детьми подготовительной группы Тема: «Волшебное путешествие в эпоху гусар»

Цель: Вызвать познавательный интерес к городу, осознание ценности памятников истории и культуры.Задачи:Образовательные:- актуализировать   знания детей о достопримечательностях своего города...

Опытно-экспериментальная деятельность «Путешествие в эпоху динозавров»

Помочь детям в познании окружающего мира;  Развивать наблюдательность, учить логически мыслить и осознавать увиденное;  Расширять знания детей о динозаврах и эпохе их обитания;  ...

Эпоха динозавров – увлекательная тема для детей старшего дошкольного возраста.

Материал  содержит  информацию о создании проекта "Эпоха  динозавров"  в  старшей логопедической  группе....

Проект психолого-педагогической деятельности по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие по эпохам»

В разработке подобран материалл на тему изучения окружающего мира, включающий катротеку психогимнастик и игр по тематике, заданных периодов, а так же конспектов. Эпоха каменного века, Ренессанс, Древн...