Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 Александрова Екатерина Александровна

Обучать составлению описательных рассказов по предметной картинке о насекомых, используя план-схему (мнемотаблицу), учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_nasekomye.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 «Ручеёк» п. Городищи

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

для детей старшей группы

на тему: «Буратино помогаем, свои знания

о насекомых закрепляем»

в рамках тематической недели «Насекомые»

                                                   Подготовила:

                                                                       Александрова Екатерина

                                                                             Александровна, воспитатель

                                                                                                     МБДОУ «Детский сад №30 «Ручеёк»

                                                                                                 

Программное  содержание:

1) воспитывать доброжелательное отношение к природе, умение слушать друг друга;

2) развивать познавательный интерес, память, словесно-логическое мышление, речь;

3) обучать составлению описательных рассказов по предметной картинке о насекомых, используя план-схему (мнемотаблицу), учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Материалы: стол, стулья, мольберт, колокольчик, письмо в конверте, карточки насекомые, мнемотаблица «насекомые», изображения стрекозы и муравья, жетоны, мешочек, портрет И.А. Крылова, басня «Стрекоза и муравей», атрибуты для инсценировки басни.

Взаимосвязь  с другими видами деятельности:

До НОД: 

- чтение К.И. Чуковский «Муха Цокотуха», «Тараканище». Г.Скребицкий «Счастливый жучок», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», А. Усачёв «Божья коровка»;

- изготовление книжки-малышки Г.Скребицкий «Счастливый жучок»;

- загадывание загадок о насекомых.

После НОД: 

- дидактические игры: «Как передвигается?», «Перепутанные картинки», «Один-много».

Взаимодействие с семьёй:

- посетить с детьми луг, понаблюдать за насекомыми;

- игра домино «насекомые», рассматривание альбомов, книг о насекомых;

- беседа родителей с детьми о насекомых.

Предполагаемый результат:  театрализованная игра  по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».


Содержание деятельности

Этапы

Содержание

Время проведения

1. Процесс вовлечения

Утром перед завтраком приходит мл. воспитатель из средней группы, приносит письмо от почтальона для детей старшей группы. Воспитатель берет письмо и говорит детям, что прочтет его после завтрака.

Приход детей в ДОУ, до завтрака.

2. Процесс целеполагания

Воспитатель:

«Колокольчик поёт,

Всех ребят ко мне зовёт!»

Дети собираются в круг, воспитатель читает детям письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам ваш старый знакомый Буратино. Прошу вас помочь мне. Мальвина дала мне задание сфотографировать насекомых, я всё выполнил, а она сказала, что не правильно. Высылаю вам фотографии насекомых и прошу, помогите разобраться, что не так? Расскажите мне о них, чтобы я больше не ошибался. Если можно, то запишите ваш рассказ на видео и отправьте мне».

Ну, что ребята, поможем Буратино? (ДА)

2 мин.

3. Этап выдвижения гипотез

Давайте посмотрим, фотографии. Каких насекомых тут прислал нам  Буратино.

 Воспитатель раскладывает карточки с изображением насекомых  и птиц на столе.

«Посмотрите, какие фотографии тут лишние? Почему?» (Ответы детей)

     

3-4 мин.

4. Этап планирования

Воспитатель предлагает рассказать, какие общие признаки есть у большинства насекомых и взять по одной фотографии насекомого. (6 лапок, тело состоит из члеников – голова с усиками, грудь, брюшко, есть жало или хоботок, есть насечки на брюшке от этого название – насекомые).

1-2 мин.

5. Процесс осуществления действий

Дети подходят к столу, берут по одной карточке. Антон, назови насекомое на твоей фотографии, а как сказать ласково? Миша?...

Пальчиковая гимнастика:

Солнышко теплей свети,      сжимают, разжимают кулачки

Насекомых разбуди!

Муравья и паука, богомола и жука,              загибают пальцы

И коровку божию, и бабочку пригожую,

Муху, комара, осу и конечно стрекозу!

«Молодцы ребята, а сейчас я хочу предложить разделиться на 2 команды.

Каждый из вас будет тянуть 1 жетон из мешочка.

Зелёные жетоны - команда стрекозы

Красные жетоны – команда муравьи

А теперь давайте расскажем Буратино о Стрекозе и Муравье.

Капитаны команды тяните жребий.

У кого цифра 1, та команда будет первой рассказывать.

А поможет нам карточка-помощница.

Каждый член команды по цепочке называет по одному признаку своего насекомого, а капитан команды расскажет о насекомом от начала до конца.

Теперь вторая команда.

Молодцы ребята, как вы думаете, Буратино теперь поймет, кто такие насекомые? Больше не будет ошибаться?».

(Ответы детей)

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась.

Улыбнулась, потянулась.

Раз росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три нагнулась и присела,

На четыре полетела

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

15 мин.

6. Рефлексия

Ребята, сегодня вы работали в командах, понравилось вам? Что для вас было интересным сегодня? (мяч по кругу)

Воспитатель благодарит детей за помощь. Дети радуются, что смогли помочь Буратино.

2-3 мин.

Переход в игровую деятельность.

Воспитатель сообщает детям, о том, что приготовила им к сегодняшнему дню басню. Вы знаете, что такое басня? (Поучительная сказка в стихах, где героями выступают животные, а подразумеваются люди). Вот автор басни, вы его уже знаете, кто это? Иван Андреевич Крылов.

А ещё я приготовила атрибуты для инсценировки басни по ролям.

Воспитатель предлагает детям послушать басню  И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» в свободное время  и разыграть по басне сценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Тема: ВеснаПрограммное содержание: -продолжать учить детей  составлять предложения по картинкам;            ...

"Стоит в поле теремок..."цикл конспектов занятий по развитию речи в старшей группе детского сада

Среди многих важных задачь воспитания и обучения детей дошкрльного возроста в детском саду обучения родному языку, развитие речи, речегого общения - одна из главных. По моему мнению, важнейшим условие...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989186","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада «Рыжий кот и его друзья»

Дети на занятии по развитию речи  учились называть слова на заданный звук и делить слова на слоги, а также весело и дружно играли с гостями в игры....

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе детского сада.

1.Интегрируемые области: Речевое развитие, Социально-коммуникативное    развитие. Задачи: 1. Учить пересказывать небольшой рассказ с опорой на вопросы....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада «Наши мамы»

1.Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь.2.Активизировать в словаре детей прилагательные.3.Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Тема: «Путешествие на ковре-самолёте в страну сказок»...