Конспект занятия по коллажу «Буква и звук «Н»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Егорова Ольга Николаевна

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием коллажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_kollazhu_n.docx655.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коллажу «Буква и звук «Н»

Перед ребенком коллаж.  Педагог вместе с ребенком рассматривают его.

J:\ФЛЕШКА\курсы 2017 мой университет\МОДУЛЬ 7\Н.jpg

П: Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.

Р: Буква «Н»

П: Молодец! Правильно! Для начала, давай дадим характеристику звуку «Н».

Р: Звук «н» - согласный, звонкий, непарный.

П: Хорошо. Его можно смягчить?

Р: Да, гласными второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.

П: Отлично! Давай на коллаже найдем букву Н.

Р: Вот она, между звонком и ананасом.

П: Верно! Вот так пишется буква Н. Из скольки элементов состоит буква Н?

Р: Из трех.

П: Хорошо. Теперь разберем с тобой все картинки, использованные в коллаже. Посмотри на самый первый рисунок. Кого ты здесь видишь?

Р: Нитки.

П: Верно! Скажи, в слове нитки есть буква Н?

Р: Да, есть.

П: Скажи, какая позиция звука в данном слове и почему?

Р: Звук «н» в слове нитки мягкий, потому что после него стоит звук «и», который смягчает его.

П: Отлично! Запиши слово нитки в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву  «Н».

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?

Р: Зеленым, потому что здесь звук «н» мягкий.

П: Хорошо. Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?

Р: Это лента.

П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове лента?

Р: Два слога, потому что там два гласных звука.

П: Очень хорошо! А какая позиция звука «н» в этом слове?

Р: Твердая, после нее стоит согласный звук «т».

П: Молодец! Правильно! Запиши слово лента в тетрадку.

Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.

П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение  звука «н»  в этом слове:

Р: Синий.

П: Молодец! Отметь его цветом.

Ребенок обозначает звук синей точкой под буквой.

П: Хорошо! Молодец! Смотрим дальше. Что ты видишь справа от ленты?

Р: Дерево – яблоня.

П: Верно! Скажи, какая позиция звука «н» в слове яблоня?

Р: Мягкая. После звука «н» стоит гласный звук «я».

П: Молодец! Запиши слово яблоня  в тетрадку.

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?

Р: Зеленым, потому что здесь звук «н» мягкий.

П: Хорошо. Давай посмотрим дальше. Что ты видишь рядом с яблоней?

Р: Рябину.

П: Молодец! Скажи, сколько слогов в слове рябина?

Р: Три слога, потому что там три гласных звука.

П: Молодец! А какая позиция звука «н» в слове рябина?

Р: Твердая. После него стоит звук «а» - он гласный первого ряда и смягчать не может.

П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово рябина  в тетрадь. Отметь цветом звук «н». Какой карандаш тебе понадобиться?

Р: Синий.

П: Все верно!

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П: Хорошо. Мы записали слово рябина. Смотрим на картинку дальше. Что ты под рябиной?

Р: Это ананас.

П: Молодец! А сколько слогов в слове ананас?

Р: Три слога, потому что три гласных звука.

П: Сколько звуков «н» в слове ананас?

Р. Два звука «н».

П. Очень хорошо! А какая позиция звуков «н» в этом слове?

Р: Твердые. После них стоит звук «а» - он гласный первого ряда и смягчать не может.

П: Молодец! Правильно! Запиши слово ананас  в тетрадку.

Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.

П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение  звуков «н»  в этом слове:

Р: Синий.

П: Молодец! Отметь его цветом.

Ребенок обозначает звуки синей точкой под буквами.

П: Хорошо. Посмотрим дальше. Что ты видишь под ананасом?

Р: Это индеец.

П: Верно! Скажи, какой по счету звук «н» в этом слове?

Р: Второй звук.

П: Верно, второй. Но, послушай внимательно – ин-де-ец. Как звучит «н»?

Р: Твердо.

П: Конечно, после нее стоит согласный звук «д».

П: Молодец! Хорошо. Запиши в тетрадь слово индеец.

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Хорошо. Обозначь, пожалуйста, все гласные звуки. Прокомментируй, что ты делаешь. Какой цвет тебе понадобится?

Р: Мне нужен красный цвет. Им мы обозначаем гласные. Здесь гласные «и», «е», «е».

П: Хорошо. О чем нам может сказать количество гласных в слове?

Р: О том, сколько слогов в слове.

П: Хорошо! Значит, сколько слогов в этом слове?

Р: Три слога.

П: Хорошо. Вернемся к коллажу. Что ты видишь под нитками?

Р: Это машина!

П: Верно! Грузовая машина.

П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове машина?

Р: Три слога, потому что там три гласных звука.

П: Очень хорошо! А какая позиция звука «н» в этом слове?

Р: Твердая, после него стоит звук «а» - он гласный первого ряда и смягчать не может.

П: Молодец! Правильно! Запиши слово машина в тетрадку.

Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.

П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение  звука «н»  в этом слове машина?

Р: Синий.

П: Молодец! Отметь его цветом.

Ребенок обозначает звук синей точкой под буквой.

П: Молодец. Смотрим дальше. Кого ты видишь справа от машины?

Р: Звонок.

П: Верно! Скажи, как звучит «н» в слове звонок?

Р: Твердо, после него стоит звук «о» - он гласный первого ряда и смягчать не может.

П. Сколько слогов в слове звонок?

Р. Два слога, потому что в слове звонок два гласных звука.

П: Прекрасно! Запиши, пожалуйста, слово – звонок.  Подчеркни в слове букву Н соответствующим цветом.

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П: Хорошо, посмотри дальше. Что ты видишь над звонком?

Р: Это чайник.

П: Правильно! Молодец!  Скажи, какая позиция звук «н» в этом слове?

Р: Звук «н» в слове чайник мягкий, потому что после него стоит звук «и», который смягчает его.

П: Молодец! Верно! Сколько слогов в слове чайник?

Р: Два слога, т.к. там два гласных звука.

П: Молодец! Назови мне, пожалуйста, второй слог в этом слове.

Р: Слог «ник».

П: Хорошо. Запиши в тетрадь слово чайник. Обозначь согласные звуки.

Ребенок выполняет задание, педагог контролирует.

П: Посмотри внимательно, что ты видишь под машиной?

Р: Это телефон.

П. Скажи, сколько слогов в слове телефон?

Р: Три слога, потому что там три гласных звука.

П: Очень хорошо! А какая позиция звука «н» в этом слове?

Р: Твердая, он последний в слове.

П: Молодец! Правильно! Запиши слово телефон  в тетрадку.

Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.

П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение  звука «н»  в этом слове:

Р: Синий.

П. Какую картинку на нашем коллаже мы не рассмотрели?

Р. Птицу – индюк.

П. Правильно, а птица индюк домашняя или дикая?

Р: Конечно, домашняя.

П: Правильно! Назови мне, пожалуйста, все согласные звуки в этом слове.

Р: «н», «д», «к».

П: Хорошо. Они все, какие – твердые или мягкие?

Р: В слове индюк звук «н» и «к» - твердые, а звук «д» - мягкий, так как гласный звук «ю» смягчает согласный звук «д».

П: Молодец! Верно! Сколько слогов в слове индюк?

Р: Два слога, т.к. там два гласных звука.

П. Запиши слово индюк в тетрадку.

Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.

П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение  звука «н»  в этом слове индюк?

Р: Синий.

П: Молодец! Отметь его цветом.

Ребенок обозначает звук синей точкой  под буквой.

Рефлексия

Коллаж убирается, тетрадка закрывается.

П: Итак, с каким звуком мы сегодня работали?

Р: Со звуком «н».

П: Верно! Дай ему характеристику.

Р: Звук «н» - согласный, непарный, звонкий, его можно смягчить мягким знаком и гласными второго ряда. И еще звуком «и».

П: Молодец! Вспомни, какие картинки были на коллаже?

Ребенок перечислят, что он запомнил. В случае, если какой-либо элемент был забыт, педагог наводящими вопросами напоминает ребенку о них.

П: Ты молодец! Очень хорошо занимался!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"

Согласный звук"Ж" и буква "Ж".     Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Коллективный проект - коллаж "Буква и звук в картинках"

Презентация работы по проекту "Буква и звук в картинках" с дошкольниками по обучению грамоте....

Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А"

Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А". Конспект для занятия по ДОП "Читай-ка", может быть так же использован для занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного воз...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...