Методические рекомендации. Развитие речи детей дошкольного возраста средствами искусства.
учебно-методический материал по развитию речи
В материале представлена программа ознакомления дошкольников с архитектурой Санкт - Петербурга "Дети и город" и даны методические рекомендации по организации деятельности работы педагогов по этой программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи дошкольников средствами архитектуры и истории Санкт - Петербурга | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.
В нашем городе многие педагоги дошкольного образования используют в своей работе программы по Петербурговедению. Безусловно, все программы уникальны и интересны, каждая решает свои цели и задачи. Но мы с коллегами работаем в детском саду коррекционной направленности, где находятся дети с ОНР (общее недоразвитие речи). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие является одной из ведущих областей образования и развития. А для дошкольников с ОНР эта область развития является приоритетной. Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи.
Мы полагаем, что искусство архитектуры родного города может использоваться и для развития речи детей, так как оно обладает достаточным для этого потенциалом. Ведь развитие речи ребенка неразрывно связано с социокультурной средой, в которой он существует, которая его окружает. Поскольку дошкольник – это формирующаяся личность, то воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. Мы считаем, что наш город Санкт – Петербург является уникальной средой для формирования личности дошкольника и его развития, так как это город с уникальной архитектурной средой. Уникальные исторические, архитектурные и художественные ценности, которые повсеместно окружают нас в нашем городе, как нельзя лучше способствуют речевому и художественно – эстетическому развитию дошкольников. Но произведения архитектуры Петербурга не могут рассматриваться в разрыве с культурно – исторической средой. Поэтому материалом для развития речи дошкольника должна стать архитектура города в параллели с культурно – историческим пространством.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ И ГОРОД»
Цель программы: развитие всех компонентов речи детей дошкольников с особенностями развития средствами архитектуры и истории Санкт – Петербурга.
Задачи:
- Способствовать развитию связной речи детей дошкольников.
- Способствовать формированию пассивного и активного словаря.
- Развивать познавательную активность дошкольников.
- Способствовать формированию компетентности ребенка на основе решения проблемных ситуаций.
- Развивать речевую выразительность.
- Способствовать активизации поставленных звуков в речи.
Принципы построения программы.
В основу построения программы заложены следующие принципы:
- Распределение программного материала по темам недели соответственно этапам обучения (от окружающего пространства – к шедеврам архитектуры Санкт – Петербурга);
- Учет возрастных и специфических особенностей детей дошкольников с особенностями развития (дети с диагнозом ОНР и ФФНР);
- Реализации одного образовательного содержания через разные формы работы (один материал используется и на занятии, и на прогулке – экскурсии, и в продуктивных видах деятельности, и в дидактических играх);
- Взаимосвязи архитектурной и исторической составляющих в облике города.
Мы предлагаем систему работы, в которой приоритетными задачами в ознакомлении старших дошкольников с архитектурой города, становятся задачи развития речи. Мы выделяем два этапа работы, условно называемые «Формирующий» и «Аналоговый».
Первый этап работы по программе (формирующий).
Цель: сформировать навыки общение с искусством архитектуры с разных ее сторон, на основе ознакомления с ближайшим окружением.
Задачи:
- Вызвать интерес и эмоциональный настрой на восприятие городской среды ближайшего окружения архитектуры Санкт – Петербурга.
- Развивать навыки визуальной культуры, учить определять отличительные и общие черты близлежащих и знакомых ребенку городских построек и отражать в речи.
- Подвести детей к пониманию взаимосвязи архитектурных составляющих (польза, прочность и красота).
- Расширять словарный запас детей за счет слов и понятий, связанных с архитектурой города.
Формы работы и методы воплощения задач.
Один образовательный материал распределяется на разные формы работы – непосредственная образовательная деятельность в группе, экскурсии – прогулки, литературные произведения, использование дидактических игр и продуктивных видов деятельности.
Ведущие методы воплощения задач – создание проблемных ситуаций, ориентировочно – поисковых и игровой.
Второй этап работы (аналоговый).
Цель: на основе полученных базовых знаний и умений приобщать ребенка к архитектурным достопримечательностям города.
Задачи:
- Учить детей видеть и воспринимать городскую среду как единое историко – культурное пространство.
- Способствовать развитию связной речи детей, правильному построению фраз и согласованию всех компонентов речи в предложении.
- Развивать эмоциональную выразительность речи.
Формы работы и методы воплощения задач.
Так же, как и на первом этапе, только добавляются совместные прогулки – экскурсии родителей с детьми с инструкцией воспитателя. Чтение и разучивание литературного материала по Петербурговедению.
Особенности реализации педагогического процесса по реализации программы.
Данная программа учитывает особенности детей с общим недоразвитием речи и предполагает разнообразные формы, методы и приемы обучения, учитывает принцип доступности и наглядности предполагаемого материала.
Непосредственная образовательная деятельность в группах строится исходя из рекомендаций по ее продолжительности (не более 35 минут).
Надо отметить, что дети с диагнозом ОНР очень эмоционально лабильны, быстро устают, организация занятия требует постоянной смены деятельности, четкого построения и многократного повторения материала на последующих занятиях и в свободной деятельности, закрепления полученных знаний. Память у таких детей избирательна, они «отбрасывают» всю лишнюю, неинтересную «серу.» информацию. Главное правило здесь – не перегружать лишними словами, но и в то же время не пытаться «упростить» образный язык. Развитию памяти способствуют яркие новые образы, 2 – 3 новых понятия упоминаются вскользь, остальное время уделяется рассматриванию, получению впечатлений, обмену впечатлениями. Не смотреть и запоминать, а видеть и понимать – вот основная задача для них.
Через музыку, поэзию необходимо создать эмоциональный настрой на восприятие материала – будь то памятник архитектуры или музейный предмет. Постоянная смена деятельности требует эмоциональной разрядки в виде подвижных игр, развлекательных пауз, музыкально – ритмических движений и танцев.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Ведущие методы обучения во время НОД – метод постановки проблемной ситуации, поисковый и игровой. Эти методы наиболее активизируют мышление ребенка и помогают раскрыть речевой потенциал.
Метод постановки проблемной ситуации, как и поисковый, используется для решения программных задач и направлен на развитие познавательной активности, побуждает ребенка к речевым реакциям. Та информация, которую ребенок получает путем обсуждения с другими детьми, под руководством воспитателя, которую он «проживает» непосредственно, становится ребенку понятней и ближе.
Игра наиболее доступна ребенку. В игровой ситуации ребенок раскрепощается, речь ребенка может быть более активной и спонтанной. На занятиях и в свободной деятельности игра с краеведческой и архитектурной составляющей используется очень широко.
НОД в группе предполагает наличие разнообразного дидактического и наглядного материала, художественной литературы по теме программы. НОД с группой решает широкий круг задач данной программы.
Во время занятий с детьми – логопатами используются специальные приемы коррекции речевого развития.
Необходимо поощрять желание ответить на вопрос, включительно следить за согласованием всех компонентов речи. Используются приемы сопряженной и отраженной речи с проговариванием сложных слов и понятий и истолкованием их.
Для составления описательного рассказа (об архитектурном объекте, памятнике), ребенку предлагается план рассказа или рассказ – образец. Для развития памяти, речевого дыхания, дискуссии, темпа и ритма речи в большом объеме используется разучивание стихотворений, песенок, загадок петербурговедческого содержания.
Проверка эффективности занятий очень разнообразна. Она включает в себя рисунки детей на свободную тему, по впечатлению от увиденного или рассказанного, на специально заданную тему. Рисунки детей тщательно анализируются, особенно рисунки последнего периода обучения, когда развитие мелкой моторики и навыки рисования приходят в норму. Различные дидактические игры «Угадай и назови», «Узнай по описанию» (по силуэту, по части изображения), игры на классификацию и систематизацию (разложи по признакам – дворцы, храмы, музеи), логические задания – «Четвертый лишний», «Чего не хватает», «Сложи по образцу» - помогают проверить степень изученности данного материала, стимулируют логическое мышление.
Решение кроссвордов и ребусов позволяет активизировать словарь детей, узнать степень овладения детьми сложных, новых слов, понимание их значения (музей, архитектор, коллекция, названия музеев, дворцов, памятников культуры и истории, имен архитекторов, выдающихся деятелей прошлого). Причем эффективно решение кроссвордов в прямом и обратном порядке, т.е. с отгадыванием слов по определению, или расшифровкой значений слов в кроссворде.
Важным способом проверки полученных знаний является домашнее задание (только по желанию ребенка) – контрольные листы с заданием раскрасить, найти нужный объект, отгадать ребус или кроссворд. Эти задания дети делают с помощью родителей или самостоятельно. Особый способ – проведение викторин и конкурсов, которые стимулируют мыслительные процессы, речь, быстроту реакции, творческие способности детей.
Программный материал условно поделен соответственно календарным неделям и соответствует поэтапному овладению информацией. Разные формы работы раскрывают одно образовательное содержание, которое распределяется в течении недели.
Темы недели (примерные):
- Мой дом.
- Детский сад.
- Кто построил дом?
- Наша улица.
- Наш микрорайон.
- Наш микрорайон.
- Реки и каналы. Мосты.
- Острова.
- Домик Петра.
- Петропавловская крепость. Часть 1.
- Петропавловская крепость. Часть 2.
- Адмиралтейство.
- Дворцовая площадь.
- Церкви и соборы.
- Невский проспект.
- Памятники и скульптуры.
- Площадь Искусств.
- Васильевский остров.
- Летний сад. Сады и парки.
- Праздник города.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
В работе широко используется дидактический материал – игры настольно – печатные и конструкторы деревянные и пластмассовые, модели архитектурных объектов, карты города и района, различные фото и видео материалы.
Многие игры петербурговедческого содержания сложно приобрести в магазинах города, часто – из - за стоимости, тем ценнее общение с «живым» памятником. Открытки и календари с видами города являются не только иллюстрациями к занятиям и беседам, но могут служить и материалом для дидактических игр.
«Найди пару». Цель игры – найти среди открыток парные изображения (лучше фотографии объектов, снятых с разных ракурсов).
«Собери картинку». Большая фотография разрезается на несколько неравных частей.
«Отгадай и назови». Предлагаем ребенку по фотографии описать знание, выбранное из нескольких объектов. Другие дети угадывают.
«Собери картинку из кубиков». Большие по размеру кубики обклеиваются видами города, собирается один объект или несколько: похожих по определенному признаку (вид, назначение, цвет и т.д.).
Мнемотехнические упражнения, знакомые многом воспитателям (цепочка слов – образов, мнемотаблицы) помогают детям запомнить материал в игровой форме.
Широко применяются в работе продуктивные виды деятельности. Они не только развивают мелкую моторику, косвенно способствуя развитию речевых центров головного мозга, но и служат раскрытию творческого потенциала ребенка, способствуют решению многих задач.
Конструирование из специальных строительных наборов («Музеи России», «Архитектура Санкт – Петербурга») – развивает память и конструкторские возможности ребенка, его интерес к строительству, закрепляет название конструктивных особенностей постройки. Но и из обычных строительных наборов из разных материалов можно построить желаемые объекты. Главное дать возможность детям обсуждать и обыгрывать постройку.
Рисование применяется в разных видах – это и прорисовывание контуров (через копировальную бумагу) с последующим раскрашиванием, и дорисовы вание определенной части здания («чего не хватает»), и коллективное раскрашивание пальчиковыми красками объекта архитектуры с последующим обсуждением.
Аппликация. Как один из вариантов работы предлагается силуэтная аппликация.
Широко используется литературный материал для чтения и разучивания стихотворений о городе.
Для отдыха детей и смены деятельности предлагаем использовать подвижные игры и песни о городе для детей.
Подвижные игры и песни, опубликованные в журналах «Колокольчик»:
- «Бегемотик – обормотик»
- «Питер стучит кулачками…».
- «По болоту Петр шел…».
- «Тетя – туча».
- «Каменный лев».
- «Конка».
- «Львы и шары».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа «Дети и город» была создана коллективом авторов в результате участия нашего детского сада № 151 в конкурсе инновационных продуктов. Коррекционные группы детского сада стали экспериментальной площадкой для создания программы «Дети и город». В 2010 году эти организации стали лауреатами конкурса инновационных продуктов за «Комплект методических материалов по развитию речи детей 5 – 10 лет средствами искусства. Опыт сетевого взаимодействия районных экспериментальных площадок».
Программа «Дети и город» является дополнительной программой к образовательной программе, адаптированной для воспитанников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с диагнозом ОНР И ФФНР.
Отрадно заметить, что она не осталась частью эксперимента. Воспитатели и логопеды работают по этой программе, совершенствуют, улучшают, видоизменяют, в зависимости от возможностей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...
"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".
"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"....
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества
консультация для воспитателей ДОУ...
Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"
Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники" Краткое описание новой тенологии "Мнемотехника". Здесь можно найти ответ , почему мнемонические приемы пол...
Методические рекомендации «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Развитие речи детей дошкольного возраста Цель: - повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.Задачи:- уточнить и закрепить знания воспитателями ...
Методические рекомендации "Развитие речи в дошкольном возрасте"
Рекомендации по развитию речи дошкольников...
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами искусства. Архитектура Санкт – Петербурга.
Архитектура родного города может использоваться для стимуляции развития речи детей....