НОД по развитию речи "Итоговое занятие по теме Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бабахина Надежда Сергеевна

Данное занятие составлено в соответствии ФГОС с использованием ИКТ и элементов ТРИЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по теме «Зима»

Образовательная область: Развитие речи

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа

Тема НОД: Итоговое занятие по теме «Зима»

Цель: Создание условий для развития речи детей через закрепление знаний по теме Зима.

Задачи:

-мотивировать детей на включение в деятельность, посредством создания игровой и проблемной ситуации

-способствовать развитию речевых навыков посредством решения игровых задач

-уточнить и систематизировать знания детей о Зиме: ее признаках, жизни людей и животных зимой

-активизировать словарь детей по теме зима, совершенствовать умения детей отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова признаки и правильно согласовывать их с существительными, выражать и обосновывать свою точку зрения

-помогать  детям, осваивать выразительные средства языка, развивать связную речь через составление рассказа о зиме из простых распространенных предложений с опорой на мнемотаблицу

-развивать моторику рук через изготовление снежков из бумаги

-воспитывать бережное отношение к природе

-воспитывать дружелюбное и уважительное отношение друг к другу, умение слушать не перебивая

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация, обезьянка, круги из белой бумаги,  2 корзинки со смайликами (грустный и веселый), мячик, карточки с изображением животных и птиц, коробочка с сюрпризом от обезьянки

Предварительная работа: Иры: «Да-нет», «Хорошо-плохо», чтение рассказов и стихов о зиме и о жизни животных зимой, разучивание потешки о зиме, временные промежутки: время года, части суток, дни недели

Методы и приемы:

Игровой метод: Игровая ситуация (сюрпризный момент), д/игры из ТРИЗ технологии: «Да-нет», «Хорошо-плохо»(Снежки), «Подзорная труба», «Кто как зимует? »(метод синектики); д/игра: «Подбери признак»

Наглядный метод: Презентация, карточки с изображением животных и птиц

Словесный метод: вопросы, уточнение правил, повторение, художественное слово

Практический метод: выполнение игровых упражнений и заданий

Словарная работа: мороз, ветер, лед, холод,

Ход занятия

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Орг. момент

Обращается к детям:

-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Да-нет». Хотите?

- Но для начала я напомню вам правила:  Вы мне будете задавать вопросы  о каком-то временном промежутке,  на которые я могу ответить только да или нет

-Да, вы отгадали, это зима

Стоят в кругу около воспитателя

Да

Предполагаемые вопросы детей:

-это часть суток?

-это день недели?

-это время года?

-в это время года растут цветы?

-в это время года идет снег?

-это зима?

Вводная часть

Обращается к детям:

-ребята, вы слышите, кто-то к нам стучится?

-Кто же это?

-ребята, а вы знаете, где живет обезьянка?

-в Африке не бывает холодной зимы, поэтому обезьянка и приехала к нам в гости, чтобы узнать какая у нас зима, поможем мы ей в этом?

Предполагаемые ответы детей:

Да

Это обезьянка

Да, в Африке

Да, конечно

Основная часть

Обращается к детям:

(на доске высвечен слайд №1 «Погода зимой»)

-ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд и ответьте на вопрос, что мы можем сказать по нему о погоде зимой

-молодцы, а сейчас мы с вами поиграем в игру: я буду по очереди бросать вам мяч, задавая при этом вопросы:

- Снег какой?

-Зима какая?

-Погода какая?

-Молодцы, ребята, а теперь посмотрите на следующий слайд: «Поверхность земли и водоемов» и скажите, что мы можем сказать о поверхности земли и водоемов?

- Ребята, пока мы с вами отвечали на вопросы у нас тоже выпал снег, проходите сюда и посмотрите ( на полу лежат круги из белой бумаги), во что любят играть дети когда выпадает снег?

-конечно, а давайте мы с вами сейчас возьмем по одному кругу и слепим из него снежок

-а сейчас мы с вами поиграем со снежками в игру «хорошо-плохо», для этого нам понадобятся две корзинки: одна с грустным смайликом, он думает, что зима это плохо,  а вторая с веселым, он считает, что зима это хорошо. Постройтесь друг за другом и подумайте, как вы считаете,  зима это плохо или хорошо и бросьте свой снежок в одну из корзин

-молодцы, ребята, а теперь давайте посчитаем в корзинке какого смайлика больше снежков и посмотрим зима это хорошо или плохо?

-раз зима это хорошо, тогда давайте расскажем потешку про зиму

-замечательно, а мы свами на стульчики пойдем, нас уже обезьянка заждалась, что же мы еще можем ей рассказать о зиме

-ребята, посмотрите на следующий слайд: «Деревья зимой» и скажите, какие деревья стоят зимой

-хорошо, ребята, а какую одежду мы носим зимой

-верно, а давайте поиграем в игру «Подбери признак»:

 Шуба из меха какая?

 Свитер из шерсти какой?

Одежда которую носят зимой какая?

 Кормушка из дерева какая?

 Горка из снега какая?

 Снежинка из бумаги какая?

Лопата для снега из пластмассы какая?

Фигура изо льда какая?

-молоды, ребята, а теперь посмотрите на следующий слайд: «Зимующие птицы», о ком он?

-верно, скажите,  пожалуйста, как птицам живется зимой

-как мы можем помочь птицам зимой

-а сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Подзорная труба»: я буду по очереди передавать вам подзорную трубу, тот у кого труба наводит ее на птичку, говорит ее название, находит картинку с ее изображением на столе, вешает ее на доску и рассказывает то что знает об этой птице

-молодцы, ребята, вы много знаете о птицах, а теперь давайте мы расскажем обезьянке, как зимуют звери в лесу, для этого мы поиграем в игру

Игра: «Кто как зимует?»

«Метод синектики» : детям  раздаются картинки с изображением животного, предлагается превратиться в данное животное и от его имени рассказать как он проводит зиму

-спасибо ребята, а обезьянка спрашивает: долго ли длится наша зима

-а чем же вы занимаетесь зимой

-давайте мы расскажем обезьянке, чем можно заниматься  на улице зимой, а поможет нам в этом следующий слайд: «Зимние забавы»

Обезьянка: спасибо вам, ребята, я так много нового узнала  о зиме

Предполагаемые ответы детей:

-Зимой солнце светит, но не греет. Зимой идет снег и дует ветер.

-Белый, мягкий, пушистый

-Снежная, холодная

-Ветреная, морозная

-повсюду лежит снег

-реки и озера покрыты льдом

-в снежки

-лепят снежки

-дети строятся друг за другом и бросают свой снежок в одну из корзин при этом высказывают свое мнение:

-зима это хорошо, потому что можно кататься на санках  лыжах, коньках, можно лепить снеговика и играть в снежки…

-зима это плохо, потому что на улице холодно, птицам нечего есть, день становится короче…

-считают снежки и выясняют что зима это хорошо

Ты мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос, уходи ка ты домой, стужу уноси с собой, а мы саночки возьмем  и на улицу пойдем

-дети садятся на стульчики

-Зимой деревья стоят голые, кроме хвойных

-зимой мы носим теплую одежду

-меховая

-шерстяной

-зимняя

-деревянная

-снежная

-бумажная

-пластмассовая

-ледяная

-о зимующих птицах

-зимой птицам холодно и мало еды

-мы можем развесить кормушки и насыпать в них корм

-дети по очереди смотрят в трубу, называют птичку (дятел, свиристель, сорока, воробей, голубь, снегирь, сова, синица) и рассказывают о ней

-дети по очереди выходят вперед называют себя и рассказывают, как они зимуют

-я, белка, зимой я меняю шубку на серую, нахожу свои осенние запасы и съедаю их

-я,  зайчик, зимой я меняю шубку на белую, кушаю веточки кустов и деревьев

-три месяца

-зимой можно играть в снежки

-зимой можно кататься на санках, лыжах и коньках

-зимой можно  лепить снеговика и строить крепость из снега

Заключительная часть

-ребята, обезьянке пора возвращаться домой, но она приготовила для вас подарок, а что это вы узнаете после того как скажете, что же нового о зиме узнала обезьянка, а поможет вам в этом последний слайд: «Мнемотаблица зима» 

-я узнала, что зимой деревья стоят голые, кроме хвойных

-я узнала, что зимой звери меняют свою шубку

-я узнала….

Орг. момент.

Воспитатель:  Игра: «Да-нет» (Воспитатель загадывает слово(зима), а дети задают наводящие вопросы, на которые можно ответить да или нет)

В.:  Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости сегодня?

Д.: Это обезьянка

В.: А вы знаете где живет обезьянка? (В Африке ), а в Африке зима отличается от нашей, вот обезьянка и приехала к нам чтобы мы ей  рассказали о нашей  зиме.

Ход занятия:

Дети рассказывают о зиме по слайдам

Слайд 1:  В:Погода зимой  (Зимой солнце светит, но не греет. Зимой идет снег и дует ветер.)

Игра: «Подбери признак»(Воспитатель бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы, а дети подбирают признак: Снег какой? Зима какая? Погода какая?)

Слайд 2: Поверхность земли и водоемов (Земля покрыта снегом. Реки и озера покрыты льдом.)

Игра: «Хорошо-плохо (снежки)» Ой ребята! Пока мы с вами тут разговаривали, выпал снег, а давайте мы с вами покажем нашей гостье как мы умеем лепить и бросать снежки (На ковре разложены круги из белой бумаги, дети сминают бумагу в ком и бросают по очереди в корзины, при этом говорят, что им нравится или не нравится зимой)

Потешка про зиму: Ты мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос, уходи ка ты домой, стужу уноси с собой, а мы саночки возьмем  и на улицу пойдем

В.:А что же мы увидим на улице?

Слайд 3-4: Деревья зимой (Лиственные деревья стоят голые)

Слайд 5: Люди зимой (Люди зимой одевают теплую одежду)

Игра: Шуба из меха какая?, Свитер из шерсти какой? Одежда которую носят зимой какая? Кормушка из дерева какая? Горка из снега какая? Снежинка из бумаги какая? Лопата для снега из пластмассы какая? Фигура изо льда какая?

Слайд 6: Птицы зимой

Игра «Подзорная труба» найди птичку  скажи, как она называется и что ты о ней знаешь?

Гимнастика для глаз

Игра: «Кто как зимует?»

«Метод синектики» раздать детям картинки с изображением животного и предложить превратиться в данное животное и от его имени рассказать как оно проводит зиму

О. Ребята а долго длится зима?

Д. 3 месяца: декабрь январь и февраль

О. 3 месяца это очень долго, а чем же вы занимаетесь когда гуляете на улице зимой?

Слайд 8: зимние забавы

Итог занятия:

Слайд 9:  «Зима»

Ребята, обезьянке уже пора возвращаться домой, давайте мы с вами от лица обезьянки расскажем,  что она узнала о зиме (Рассказ некоторых детей о зиме с помощью опорных картинок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»

Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...

Интегрированное занятие по развитию зрительного восприятия на тему «Зима»

Конспект открытого занятия по развитию зрительного восприятия в средней группе.Программное содержание:  Учить читать схемы пути, уметь словесно обозначать направление своего движения.Развивать зр...

Конспект открытого занятия на тему "Зима - лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ.

Конспект занятия на тему "Зима-лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе....

Конспект интегрированного занятия на тему: «Зима» в подготовительной группе по развитию речи с элементами ТРИЗ

Цель: Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.Обучающие: конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды: холодно, идет снег, люди надевают зи...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе"

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе" подготовительная группа...

Коррекционно-развивающее занятие на тему «Зимующие птицы» Подготовительная к школе группа (дети с ОВЗ имеющие задержку психического развития)

Занятие для детей с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ. Используемая презентация помогает детям легче запомнить  внешний вид птиц и научиться их различать....