Конспект открытого занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Мышки» по К.Д. Ушинскому»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Елисеева Ульяна Александровна

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereskaz_rasskaza_myshki_samoanaliz.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Конспект открытого занятия

по развитию речи

«Пересказ рассказа «Мышки»

по К.Д. Ушинскому»

средняя группа

ВОСПИТАТЕЛЬ:

ЕЛИСЕЕВА УЛЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА  

        г.о.Электрогорск        

2017г.

Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе), «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения), «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству).

Виды детской деятельности:

коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная.

Цель:

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

        

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование навыка пересказа текста рассказа с помощью графических схем.
  2. Формирование простейших навыков грамматического согласования слов.

Развивающие:

  1. Развитие диалогической и связной речи.
  2. Развитие интонационной выразительности речи.
  3. Развитие произвольного и зрительного внимания, слухо-речевой памяти, словесно-логического мышления, творческого воображения и подражательности.

Воспитательные:

  1. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
  2. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

Сформированы навыки пересказа текста рассказа с помощью графических схем, сформированы простейших навыки грамматического согласования слов, дети участвуют в беседе, понятно для слушателей отвечают на вопросы, сформированы общеречевые навыки.

Материалы и оборудование:

-демонстрационный:

панно «Мышки и кот», предметные картинки животных, набор графических схем, схемы для  развития интонационной выразительности.

-раздаточный:

 предметные картинки животных

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель: Сегодня я хочу прочитать вам рассказ. Хотите узнать о ком?

(Ответы детей)

Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:

Меленькие зверьки –

Остренькие зубки

Серенькие шубки,

Черненькие глазки,

Длинные хвосты.

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мышки. А сейчас послушайте рассказ о мышатах:

     «Собрались мышки у своей норки. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, хвостики длинные по земле волочатся.

     Думают мышки: «Как сухарь в норку протащить?»

     Ох, берегитесь, мышки! Кот Вася недалеко. Он вас очень любит, хвостики вам помнет, шубочки вам порвет».

(Воспитатель открывает панно «Мышки и кот», дети отвечают на вопросы по содержанию текста)

- Кто это? (Это мышки)

- Где мышки собрались? (Мышки собрались у своей норки)

- Какие у мышек глазки? (Глазки у них черненькие)

- Какие у них лапки? (Лапки у них маленькие)

- А зубки какие? (Зубки у них остренькие)

- Шубки какие? (Шубки у них серенькие)

- А хвостики какие? (Хвостики длинные, по земле волочатся)

- О чем думали мышки? (Они думали, как сухарь  норку протащить)

- Кого мышкам надо бояться? (Мышкам надо бояться кота Васю)

- Почему кота Васю надо бояться? Что он может сделать мышкам? (Он их очень любит, он может им хвостики помять, шубочки порвать)

(Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки: кот, мышка, корова, утка, лошадка, собачка, петух)

Воспитатель: Ребята, перед вами картинки. Отберите те, которые подходят к нашему рассказу.

(Дети отбирают картинки)

Воспитатель: Ребята, как надо говорить правильно:

- Смотрит мышка чем? (Глазками)

- Шевелит мышка чем? (Лапками, хвостиком)

- Кусает мышка чем? (Зубками)

- Тельце у мышки покрыто чем? (Шубкой)

(Воспитатель показывает схемы для развития интонационной выразительности речи («тихо» и «громко»))

Воспитатель: Ребята, давайте предупредим наших мышек, что кот Вася недалеко. Скажем громко «Ох, берегитесь, мышки!»

(Воспитатель показывает схему «громко». Дети отвечают хором, затем индивидуально).

Воспитатель: А теперь скажем тихо, чтобы кот Вася не услышал.

(Воспитатель показывает схему «тихо», дети отвечают).

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем  игру «Кот Вася». Вы, ребята, – мышата, а котом будет (имя ребенка).

Игра проводится на ковре. Дети-«мышки» собрались с одной стороны комнаты. Кот Вася идет на носочках по комнате, смотрит то влево, то вправо  и мяукает.

Дети: Ходит Вася бежевый,

           Хвост у Васи серенький,

           А летит стрелой,

           А летит стрелой.

Кот идет в другой конец комнаты и засыпает.

Дети: Глазки закрываются

           Спит или притворяется?

           Зубы у кота  – острая пила.

           Дети потихоньку подходят к коту.

Кот: Только мышки заскребут

          Котик Васька тут как тут.

          Всех поймает он!

Кот встает и бежит за мышками, дети-мышки убегают от него.

(Дети возвращаются за столы).

Воспитатель: Ребята, я прочитаю рассказ еще раз. А вы постараетесь его запомнить. Помогут вам в этом схемы.

(Воспитатель читает рассказ и составляет графическую мнемодорожку)

Воспитатель: Ребята, а теперь вы попробуйте вспомнить рассказ, опираясь на схемы.

(Дети пересказывают рассказ,  используя графические схемы)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, кто помнит название рассказа? Понравился ли вам рассказ? О чем был рассказ?

Список используемой литературы:

  1. Л.В. Лебедева Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2015. – 80с.
  2. О.Н. Иванищина Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Средняя группа / авт. – сост. О.Н. Иванищина, Е.А. Румянцева – Волгоград: Учитель, 2014. – 239с.
  3. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80с.
  4. Н.Е. Веракса «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Самоанализ открытого занятия по развитию речи

«Пересказ рассказа «Мышки» по К.Д. Ушинскому»

в средней группе

Цель:

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование навыка пересказа текста рассказа с помощью графических схем.
  2. Формирование простейших навыков грамматического согласования слов.

Развивающие:

  1. Развитие диалогической и связной речи.
  2. Развитие интонационной выразительности речи.
  3. Развитие произвольного и зрительного внимания, слухо-речевой памяти, словесно-логического мышления, творческого воображения и подражательности.

Воспитательные:

  1. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
  2. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи

     Занятие построено в соответствии с ФГОС. Структура соответствовала поставленным задачам. Занятие построено с учетом  возрастных особенностей детей, в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. В вводной части для создания эмоционального фона использовала загадку о мышках. Основная часть занятия: чтение рассказа, содержательный и языковой разбор текста, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения, повторное чтение рассказа с установкий на самостоятельный пересказ, моделирование рассказа с помощью графических схем и пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Физкультминутка была проведена в виде подвижной речевой игры.  В рефлексии подвела итоги занятия и провела оценку деятельности детей.  

       Содержание занятия соответствует комплексно-тематическому плану, возрастным особенностям детей.

       Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»: чтение рассказа, рассматривание панно и беседа по содержанию рассказа.

«Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»: беседа по содержанию рассказ, подвижная речевая игра, пересказ рассказа по цепочке.

      В ходе занятия использовала наглядные (рассматривание панно и предметных картинок, графических схем), словесные (чтение текста, беседа,  лексико-грамматические упражнения, выстраивание графической мнемодорожки) и игровой методы (подвижная речевая игра), направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Смена видов деятельности на занятия позволила предотвратить утомляемость детей.

       Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы.

- Изучение лексической темы «Домашние животные».

- Рассматривание иллюстраций и картинок по изучаемой теме.

- Разучивание подвижной игры «Кот Вася».

       Дети свободно общаются с взрослыми и сверстниками, владеют общими нормами речи, умеют слушать художественные произведения, следить за развитием действия, умеют пересказывать близко к тексту с опорой на графические схемы.

      На занятии дети были активны, заинтересованы, внимательны, организованы. Участвовали в беседе, отвечали на опросы, с удовольствием играли в подвижную игру. Применяла фронтальный и индивидуальный контроль деятельности детей на занятии. Ответы стимулировала похвалой, поощрением.      

      Темп занятия сохранялся за счет смены динамических поз и видов деятельности, использования физкультминутки,.

      Я считаю, выбранная форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Поставленные на занятии задачи были выполнены. Цель занятия была достигнута за счет поддержания устойчивого интереса путем использования игровых и сюрпризных моментов.

       Рассказ «Мышки» по К.Д. Ушинскому

   

    «Собрались мышки у своей норки. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, хвостики длинные по земле волочатся.

     Думают мышки: «Как сухарь в норку протащить?»

     Ох, берегитесь, мышки! Кот Вася недалеко. Он вас очень любит, хвостики вам помнет, шубочки вам порвет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"

Это интересное занятие для детей  первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. И. Чуковского "Цыпленок"

для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему....

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского "Лекарство" (старшая группа)

Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме. Развивать желание заботиться о своих близких людях. Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов; закре...

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского «Лекарство». Старшая группа.

Педагог: Мама - самый дорогой человек на свете, от маминой улыбки нам становится светло, радостно, спокойно на душе. Ребята, а вы помогаете своим мамам? (ответы детей)Дидактическое упражнение с сюжетн...

конспект по развитию речи Пересказ рассказа «Четыре желания» (К.Д. Ушинский)

конспект по развитию речи Пересказ рассказа «Четыре желания» (К.Д. Ушинский)...