Методическая разработка. Развитие речи."В сказочном лесу"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Бойченко Эльвира Юрьевна

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»                   

    (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

 

 

Согласовано с методистом ______________

                                                                                                                                                                                               

                                                                Бобровникова Е.П.

 

 

Методическая разработка

 

 «Конспект интегрированного занятия по развитию речи

 в старшей группе»
Тема:

Тема: «В сказочном лесу».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Автор: воспитатель:  Бойченко Эльвира Юрьевна

Москва апрель 2016 года.

 

Цель:

Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.

Задачи:

1.     Закреплять знания детей о временах года. 

2.     Развивать у детей речевое дыхание.

3.     Обогащать словарный запас детей.

4.     Создавать положительный эмоциональный фон.

5.     Развивать речь, память, внимание, формировать привычки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.

6.     Развивать мимику и жесты.

7.     Развивать крупную моторику у детей.

8.     Решать нестандартные задачи.

9.     Развивать логическое мышление.

10. Закреплять элементарные представления об обитателях леса. 

11. Развивать мышление.

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, эмоционально – ценностное развитие.

 

Вид деятельности: непосредственная-образовательная (фронтальная)

Оборудование:

1.     Картинки с изображением вагончиков  

2.     Доска с магнитами

3.     Мольберт

4.     Аудиозапись с разным звуковым сопровождением. 

5.     Картинки с изображением: животных, растений, грибов, птиц, деревьев, времена года, изображение с жилицами диких животных

6.     Картинки с дикими животными  

7.     Кукла Маша

8.     «Дождик» на палочке

9.     Декорации леса

 

 

Предварительная работа:

1.     Знакомство с дикими и домашними животными

2.     Подвижные игры

3.     Имитации движений животных. 

4.     Проведение пальчиковых гимнастик

5.     Отгадывание и придумывание загадок

6.     Дидактические игры

7.     Рассматривание иллюстраций 

8.     Беседы

 

 

 

Ход занятия

 

Воспитатель: Здравствуйте ребята, а вы любите отгадывать загадки? (да). У меня как-раз для вас есть несколько загадок. Но они совсем не простые, над ними нужно хорошенько подумать. Вы готовы?

1.     В чаще голову задрав, воет с голоду…жираф (волк)

2.     Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый…(волк)

3.     Быстрее всех от страха, конечно…черепаха (заяц)

4.     Меж коряг устроил домик, шар колючий-добрый…гномик (ёжик) 

5.     У него нос пяточком, хвостик маленький-крючком.

С двумя грозными клыками, с мощной шеей и ногами.

В ямы прячется в буран, кто скажите он…баран (кабан) 

6.     Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая… лисица (белка) 

 

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, про кого эти все загадки? (ответы детей). Правильно, про диких, лесных животных. А вы мне можете ответить, по чему одни животные называются дикие, а другие домашние? (ответы детей). А у меня осталась для вас последняя загадка.

7.      Сиренью пахнет, небо ясно, трава нежна и зелена.

 И в сарафане ярко-красном шагает по земле…(весна).

Воспитатель: Молодцы, а как вы догадались, что это весна? (объяснения детей). А какие ещё времена года вы знаете? (ответы). Сколько их всего?

Воспитатель: А вы хотели бы оказаться в сказочном лесу? (да). Ребята, я предлагаю отправиться в лес на поезде (воспитатель обращает внимание детей на стол, на нём лежат паровозик, вагончики и картинки). Посмотрите, есть паровозик, вагончики и две картинки. Давайте составим два поезда из них. А вот какие это будут поезда, вы мне сами скажите. Но есть одно условие, на каждом вагончике есть картинка. В каждом поезде должно быть что-то общее.

Воспитатель задаёт наводящие вопросы (какую картинку мы должны поставить первой? Какой будет первый вагончик? На пример: у меня будет вагончик с ёлочкой, по тому что этих деревьев много в лесу. Кто прикрепит следующий вагончик? (я прикреплю еловую шишку по тому, что она растёт на ёлке. Белочку-она грызёт шишки. Лису-у неё тоже есть пушистый хвост, как у белки. Ещё есть картинки с: волком, медведем, зайцем, ёжиком. Все ответы сопровождаются комментариями детей (это дикие животные, они живут в лесу)).

Воспитатель: Молодцы! Теперь поезд к отправке готов. Становитесь друг за другом и поехали в лес. (под музыку дети передвигаются к «лесу»).

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. А вы мне можете сказать, что здесь растёт? (деревья, кустарники, трава, ягоды, грибы). А кто здесь живёт? (звери, птицы). Кто мне может сказать, какое сейчас время года? А какие ещё времена года вы знаете? (ответы детей).

Проводится игра – переменка «Дождик»

Воспитатель берёт «дождик» и начинает играть с ребятами: капельки падают  вам на ручки, на голову, на ножки (дети показывают характерные движения). 

Воспитатель: (из-под укрытия достаёт игрушку игрушку-Машеньку). Посмотрите кто здесь у нас? (ответы детей).

Воспитатель говорит за Машеньку: Здравствуйте, ребята! Я очень рада гостям. У меня в лесу давно никого не было, а одной мне было очень скучно. Я как раз придумывала новые названия для диких животных, когда вы сюда пришли. А хотите со мной поиграть? У меня тут лежат картинки. Подходите ко мне по два человека, прикрепляйте картинки к доске и будем придумывать новые названия для них. (Дети выполняют задание).

Воспитатель спрашивает у каждого из пары детей, что у них получилось (Голова волка, а хвост лисы – волколис).

Воспитатель: Давайте посмотрим повнимательнее, кто же тут есть из животных – лиса, волк, медведь, собака, заяц. Подумайте, а нет ли здесь кого-то лишнего? Почему собака лишняя среди этих животных? (ответы детей).

Дети: Собака, то тому что это домашнее животное.   

Воспитатель: Что – то мы с вами засиделись. Давайте встанем в хоровод. (проводится небольшая игра)

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Мы улыбнёмся друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.   

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: В лесу живёт много зверей и у каждого есть свой домик. Давайте посмотрим на эти картинки, догадаетесь ли вы, кому они принадлежат?

Машенька: А я не знаю, чьи это домики.

Воспитатель: не расстраивайся, Машенька. Ребята сейчас тебе всё расскажут.  

Воспитатель: Достаём из корзины изображения: берлога, волчье логово, дупло, нора, подобие гнезда из веток и травы, нора, завалы веток-гнездо ). Воспитатель проговаривает каждое название жилья каждого животного. Потом задаёт вопрос.

·        Как называется дом у волка? – волчий

·        У медведя? – медвежий

·        У белки? – беличий 

·        У лисы? – лисий

·        У кабана? – кабаний

·        У барсука? – барсучий

·        У ежа?- ежиный

 

Воспитатель: Ну что, Маша, поняла какие у нас ребята умные?

Машенька: Да, это точно! (со вздохом разочарования)

Воспитатель: Загрустила наша Маша, совсем у неё настроение пропало. Давайте сделаем так, чтобы она снова была весёлая!

Физкультминутка «Если есть хороший друг…»

Настроение упало,

Стоят лицом друг к другу, руки вверх

Дело валится из рук…

«Бросают» руки вниз

Но ещё не всё пропало

Грозят указательным пальчиком

Если есть хороший друг.

Хлопают в ладоши

С делом справимся вдвоём,

Берутся за руки

С облегчением вздохнём-

Вздыхают

Настроение поднимем

Поднимают сцепленные руки вверх

И от пыли отряхнём!

«Отряхиваются», улыбаются друг другу

 

Машенька: а мне так поиграть хочется! (вздыхает)

 Воспитатель: Конечно давай поиграем, вот только во что?

Машенька: давайте вы мне загадки загадывать будете, но не простые, а то я уже все загадки давно знаю. Давайте вы мне без слов, а только при помощи лица и жестов будете показывать разные эмоции.

Дети показывают разные эмоции: злость, страх, радость, удивление.

Машенька: Ой, спасибо вам огромное, ребята. Наигралась я с вами, много чего нового узнала. Теперь вас хочу угостить своим вареньем, но забыла из чего его сварила и как оно называется.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у Маши остались картинки с ягодами и фруктами, вот они нам и помогут узнать какое это варенье.

Дети по очереди тянут из корзинки картинки с ягодами и фруктами. 

·        яблоко – яблочное

·        слива – сливовое

·        вишня – вишнёвое

·        малина – малиновое

·        земляника – земляничное

·        смородина – смородиновое

·        клубника – клубничное

·        и так далее

Машенька: И с этим заданием вы справились на отлично! Ну как, понравилось вам у меня в лесу. А что больше всего вам понравилось тут делать? (ответы детей) 

Воспитатель: Машенька, ведь нам уже пара возвращаться в садик. Ребята, давайте скажем Машеньке «До свидания», построим наш поезд и отправимся в свою группу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_5.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»                    

    (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

 

Согласовано с методистом ______________

                                                                                                                                                                                               

        Бобровникова Е.П.

 

Методическая разработка

 «Конспект интегрированного занятия по развитию речи

 в старшей группе»
Тема:

Тема: «В сказочном лесу».


 

 Автор: воспитатель:  Бойченко Эльвира Юрьевна

Москва апрель 2016 года.

 

Цель:

Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о временах года.  
  2. Развивать у детей речевое дыхание.
  3. Обогащать словарный запас детей.
  4. Создавать положительный эмоциональный фон.
  5. Развивать речь, память, внимание, формировать привычки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.
  6. Развивать мимику и жесты.
  7. Развивать крупную моторику у детей.
  8. Решать нестандартные задачи.
  9. Развивать логическое мышление.
  10. Закреплять элементарные представления об обитателях леса.  
  11. Развивать мышление.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, эмоционально – ценностное развитие.

Вид деятельности: непосредственная-образовательная (фронтальная)

Оборудование:

  1. Картинки с изображением вагончиков  
  2. Доска с магнитами
  3. Мольберт
  4. Аудиозапись с разным звуковым сопровождением.  
  5. Картинки с изображением: животных, растений, грибов, птиц, деревьев, времена года, изображение с жилицами диких животных
  6. Картинки с дикими животными  
  7. Кукла Маша
  8. «Дождик» на палочке
  9. Декорации леса

 

Предварительная работа:

  1. Знакомство с дикими и домашними животными
  2. Подвижные игры
  3. Имитации движений животных.  
  4. Проведение пальчиковых гимнастик
  5. Отгадывание и придумывание загадок
  6. Дидактические игры
  7. Рассматривание иллюстраций  
  8. Беседы

 

 

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, а вы любите отгадывать загадки? (да). У меня как-раз для вас есть несколько загадок. Но они совсем не простые, над ними нужно хорошенько подумать. Вы готовы?

  1. В чаще голову задрав, воет с голоду…жираф (волк)
  2. Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый…(волк)
  3. Быстрее всех от страха, конечно…черепаха (заяц)
  4. Меж коряг устроил домик, шар колючий-добрый…гномик (ёжик)  
  5. У него нос пяточком, хвостик маленький-крючком.

С двумя грозными клыками, с мощной шеей и ногами.

В ямы прячется в буран, кто скажите он…баран (кабан)  

  1. Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая… лисица (белка)  

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, про кого эти все загадки? (ответы детей). Правильно, про диких, лесных животных. А вы мне можете ответить, по чему одни животные называются дикие, а другие домашние? (ответы детей). А у меня осталась для вас последняя загадка.

  1.  Сиренью пахнет, небо ясно, трава нежна и зелена.

 И в сарафане ярко-красном шагает по земле…(весна).

Воспитатель: Молодцы, а как вы догадались, что это весна? (объяснения детей). А какие ещё времена года вы знаете? (ответы). Сколько их всего?

Воспитатель: А вы хотели бы оказаться в сказочном лесу? (да). Ребята, я предлагаю отправиться в лес на поезде (воспитатель обращает внимание детей на стол, на нём лежат паровозик, вагончики и картинки). Посмотрите, есть паровозик, вагончики и две картинки. Давайте составим два поезда из них. А вот какие это будут поезда, вы мне сами скажите. Но есть одно условие, на каждом вагончике есть картинка. В каждом поезде должно быть что-то общее.

Воспитатель задаёт наводящие вопросы (какую картинку мы должны поставить первой? Какой будет первый вагончик? На пример: у меня будет вагончик с ёлочкой, по тому что этих деревьев много в лесу. Кто прикрепит следующий вагончик? (я прикреплю еловую шишку по тому, что она растёт на ёлке. Белочку-она грызёт шишки. Лису-у неё тоже есть пушистый хвост, как у белки. Ещё есть картинки с: волком, медведем, зайцем, ёжиком. Все ответы сопровождаются комментариями детей (это дикие животные, они живут в лесу)).

Воспитатель: Молодцы! Теперь поезд к отправке готов. Становитесь друг за другом и поехали в лес. (под музыку дети передвигаются к «лесу»).

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. А вы мне можете сказать, что здесь растёт? (деревья, кустарники, трава, ягоды, грибы). А кто здесь живёт? (звери, птицы). Кто мне может сказать, какое сейчас время года? А какие ещё времена года вы знаете? (ответы детей).

Проводится игра – переменка «Дождик»

Воспитатель берёт «дождик» и начинает играть с ребятами: капельки падают  вам на ручки, на голову, на ножки (дети показывают характерные движения).  

Воспитатель: (из-под укрытия достаёт игрушку игрушку-Машеньку). Посмотрите кто здесь у нас? (ответы детей).

Воспитатель говорит за Машеньку: Здравствуйте, ребята! Я очень рада гостям. У меня в лесу давно никого не было, а одной мне было очень скучно. Я как раз придумывала новые названия для диких животных, когда вы сюда пришли. А хотите со мной поиграть? У меня тут лежат картинки. Подходите ко мне по два человека, прикрепляйте картинки к доске и будем придумывать новые названия для них. (Дети выполняют задание).

Воспитатель спрашивает у каждого из пары детей, что у них получилось (Голова волка, а хвост лисы – волколис).

Воспитатель: Давайте посмотрим повнимательнее, кто же тут есть из животных – лиса, волк, медведь, собака, заяц. Подумайте, а нет ли здесь кого-то лишнего? Почему собака лишняя среди этих животных? (ответы детей).

Дети: Собака, то тому что это домашнее животное.  

Воспитатель: Что – то мы с вами засиделись. Давайте встанем в хоровод. (проводится небольшая игра)

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Мы улыбнёмся друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.    

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: В лесу живёт много зверей и у каждого есть свой домик. Давайте посмотрим на эти картинки, догадаетесь ли вы, кому они принадлежат?

Машенька: А я не знаю, чьи это домики.

Воспитатель: не расстраивайся, Машенька. Ребята сейчас тебе всё расскажут.  

Воспитатель: Достаём из корзины изображения: берлога, волчье логово, дупло, нора, подобие гнезда из веток и травы, нора, завалы веток-гнездо ). Воспитатель проговаривает каждое название жилья каждого животного. Потом задаёт вопрос.

  • Как называется дом у волка? – волчий
  • У медведя? – медвежий
  • У белки? – беличий  
  • У лисы? – лисий
  • У кабана? – кабаний
  • У барсука? – барсучий
  • У ежа?- ежиный

Воспитатель: Ну что, Маша, поняла какие у нас ребята умные?

Машенька: Да, это точно! (со вздохом разочарования)

Воспитатель: Загрустила наша Маша, совсем у неё настроение пропало. Давайте сделаем так, чтобы она снова была весёлая!

Физкультминутка «Если есть хороший друг…»

Настроение упало,

Стоят лицом друг к другу, руки вверх

Дело валится из рук…

«Бросают» руки вниз

Но ещё не всё пропало

Грозят указательным пальчиком

Если есть хороший друг.

Хлопают в ладоши

С делом справимся вдвоём,

Берутся за руки

С облегчением вздохнём-

Вздыхают

Настроение поднимем

Поднимают сцепленные руки вверх

И от пыли отряхнём!

«Отряхиваются», улыбаются друг другу

 

Машенька: а мне так поиграть хочется! (вздыхает)

 Воспитатель: Конечно давай поиграем, вот только во что?

Машенька: давайте вы мне загадки загадывать будете, но не простые, а то я уже все загадки давно знаю. Давайте вы мне без слов, а только при помощи лица и жестов будете показывать разные эмоции.

Дети показывают разные эмоции: злость, страх, радость, удивление.

Машенька: Ой, спасибо вам огромное, ребята. Наигралась я с вами, много чего нового узнала. Теперь вас хочу угостить своим вареньем, но забыла из чего его сварила и как оно называется.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у Маши остались картинки с ягодами и фруктами, вот они нам и помогут узнать какое это варенье.

Дети по очереди тянут из корзинки картинки с ягодами и фруктами.  

  • яблоко – яблочное
  • слива – сливовое
  • вишня – вишнёвое
  • малина – малиновое
  • земляника – земляничное
  • смородина – смородиновое
  • клубника – клубничное
  • и так далее

Машенька: И с этим заданием вы справились на отлично! Ну как, понравилось вам у меня в лесу. А что больше всего вам понравилось тут делать? (ответы детей)  

Воспитатель: Машенька, ведь нам уже пара возвращаться в садик. Ребята, давайте скажем Машеньке «До свидания», построим наш поезд и отправимся в свою группу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка(развитие речи,логическое мышление средняя группа)на тему:

Овощи и фруктыЦель: Обобщение знаний детей о многообразии овощей и фруктов, способах выращивания и сбора овощей и фруктов, способах переработки овощей и фруктов, о полезных свойствах овощей и фру...

Интеграционное занятие по развитию речи "В сказочном лесу"

Развитие образности речи с помощью лексических и грамматических упражнений, обучение подбору к словам антонимов, синонимов; обогащение словаря эпитетами, сравнениями, фразеологизмами; развивитие...

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников с особыми возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) через авторские компьютерные игры"

laquo;…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показат...

Методическая разработка. Развитие речи: "Планирование работы по звуковой культуре речи ".

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т.д.). В тоже время работа по звуковой культур...

Методическая разработка "Развитие речи у детей с задержкой психического развития"

Эта методическая разработка предназначена для дефектологов, логопедов, а также родителей на занятиях для отработки заданий по формированию звукобуквенного анализа слов у детей подготовительного возрас...

Интегрированное занятие по развитию речи «В сказочном лесу»

Занятие по формированию словаря и грамматически правильной речи....