Консультация "Фольклор в детском чтении и литературе"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Анохина Надежда Ивановна

  Детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к произведениям созданным взрослыми для детей. Также сюда входят сочинения самих детей и перешедшие произведения их устного творчества литературы. Многие жанры связаны с ведущей детской деятельностью-игрой, в которой дети воспроизводят жизнь и труд старшего поколения. Здесь надят отражения моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности В детском фольклоре особое место занимает "поэзия пестования" или "материнская поэзия". Сюда относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки,сказки, песни, созданные для самых маленьких. 

 Колыбельные. В центре "материнской поэзии"-дитя. Нежные монотонные песни необходимы ддля перехода ребенка из бодрствования в сон. Так родилась колыбельная. Также её использовали как заклинание, заговор от злых сил. Колыбельной песне присуща своя система вырызительных средств, своя лексика.

  Пестушки, потешки,прибаутки. Эти произведения содержат элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения  и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова "пестовать"-воспитывать) связан с самым ранним развитие ребенка. Они сопровождают физические процедуры. В пестушках не всегда присутствует рифма, а если она есть, то чаще всего парная.

  Потешки-более разработанная игровая форма. Они развлекают ребенка, создают веселое настроение, им свойственна ритмичность. Потешки дают простейшие знания об окружающем мире.

  Прибаутка-небольшое смешное произведение, существуют и вне игры, всегда динамичны, наполнены энергичными потупками персонажей.

  Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидность прибауточного жанра. К.И. Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную работу. Он считал этот жанр очень важным в стимулировании познавательного отношения ребенка к окружающему миру. 

  Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Считалками называют веселые, ритмичные стишки, под которы выбирабт ведущего, начинают игру. Считалки родились в игре и неотрывно с ней связаны. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.

  Скороговоки относятся к потешному, развлекательному жанру. Корни этих произведений лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые, празничные, народные развлечения. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое  скопление труднопроизносимых слов ( корабли лавировали, лавировали, дане вылавировали). Жанр незаменим, как средство развития артикуляции.

  Поддевки, дразнилки, приговорки, припевки,заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат для развития речи, внимания, сообразительности. 

  Поддевка: "Скажи двести.Двести. Голова в тесте."

  Закличка: " Радуга-дуга, не дай нам дождя, дай красна солнышка-колоколнышка!"

  По своему происхождению связана с народным календарем.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

Консультация для родителей «Фольклор в детском чтении и литературе»

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», пришло к нам из английского языка folk – народ, lore – мудрость. Как и литература, фольклорные произведения делятся на ...

Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи

Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...

Чтение художественной литературы, принципы, подбор детской литературы, место для чтения в режиме дня.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ре...