Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию "Природа родного края"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калашникова Зоя Ивановна

Обобщение знаний о природе Ракитянского края

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОД «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

 

Цель: создать условия для обобщения знаний о природе Ракитянского края
Задачи:

Образовательная:

 –Формировать начальные представления о своей малой Родине, о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился, где он живет.

- Формировать умение правильно строить предложения.

-Закрепить знания детей о растительном мире родного края, о культуре поведения в природе.  
– показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.

  Развивающая:
- развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память;

 - Эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

  Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной край.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Материал:

Демонстрационный: иллюстрации деревьев, разрезные картинки: растения нашего края, изображения лекарственных трав, знаки правила поведения в природе, значки «настроения», волшебная шкатулка, аудиозапись.

Раздаточный: квадрат из бумаги.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, активизация словаря, беседа.
Предварительная работа:

- чтение худ. литературы о природе Ракитянского края;

- разучивание стихов;

- беседы;

- наблюдение в природе;

- экскурсии в природу;

- рассматривание картин и иллюстраций о природе.

Технические средства: Музыкальный центр.

Ход ОД

(Звучит аудиозапись песня «Край родной навек любимый», дети заходят в группу.)

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцам и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.)

Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. - Как она называется? (Россия) - Правильно, Россия.

 А какая она наша Россия? (Очень большая, любимая, богатая, сильная...) - Россия - наша Родина.

Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина — место, где мы родились; страна, в которой мы живём).

А как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне).

Ребята, что такое малая Родина? (ответы детей)

Воспитатель. У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнышко. Это место называется малой Родиной. Для многих из нас – это наш посёлок. Ребята, кто знает, как называется поселок, в котором мы живем? (Пролетарский)

Расскажите мне, что вам нравится в нашем поселке? Наш поселок большой, в нём много улиц.

-Как называется улица, на которой ты живёшь?

 -На какой улице находится наш детский сад?

-Что находится рядом с детским садом?

-Как люди должны относиться к своему родному поселку?

 Мы с вами - одна большая дружная семья, живущая в одном поселке. Про нас говорят - мы земляки. Мы любим свой поселок, свою землю.

Воспитатель. Наш поселок большой, со всех сторон его окружают леса, луга, поля.

 

Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебная шкатулка. Это  Лесовичек приготовил нам сюрприз.- Ребята, а кто из вас знает, кто такой лесовичек? Что он делает в лесу?

Дети: Это человек, который охраняет и бережет лес. Следит за порядком в лесу, ухаживает и помогает животным и птицам, попавшим в беду, подкармливает их в зимние стужи и морозы. Чтобы открыть шкатулку, надо отгадать загадку:

Яркое солнце и голубое небо,

Горы, океаны, равнины, леса.

Вода и песок и все вокруг живое.

Как все это называем мы друзья? (Природа)

Давайте посмотрим, что там внутри. Педагог открывает шкатулку.

В ней лежат шишки с приколотыми к ним загадками. Постараемся их отгадать и узнаем какие деревья растут в нашем лесу. Ребята, а что такое лес? (Лес – это часть природы)

 По ходу отгадок выставляются картинки.

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Елки)

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками. (сосна)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой. (осинки)

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши. (березки)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась. (ива)

Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это. (тополь)

Кто знает и назовет дерево, которое считается символом в России (Береза). . Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. В старину восхвалили березку в песнях и хороводах. И у нас в Ракитянском крае берёза очень распространена.

Давайте представим, что мы с вами – березы.

Физ. минутка.

Руки подняли и покачали – это березки в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
Давайте мы с вами поводим хоровод «Во поле березка стояла».
– Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

Ребята, а кто мне расскажет о строении дерева?

Ребята, мы оказались на полянке, какие растения здесь живут

Чтобы узнать надо их собрать.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).

 

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные... (Ландыши).

 

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый... (Василёк).

Как назвать одним словом эти растения? (цветы)

Ребята, а кто мне расскажет о строении цветка?

Воспитатель: А знаете ли вы, как называются растения которые помогают людям?

Дети: Лечебные, лекарственные.

Воспитатель: Назовите, какие вы знаете?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков

Вкусные салаты.

Только к ним прибавить надо

Лук, чеснок, томаты.

А в салате из крапивы

Много витамина «С»

Те, кого мы угощаем

Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Ромашки

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто – то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав,

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки – хитрые девчонки

Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать -мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек

В полутьме лесной

Маленький разведчик,

Посланный весной.

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижный лёд,-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов

Красивых. Осторожных

Но мне приятней всех

Обычный подорожник

Ему, быть может

И трудней расти,

И всё же он с людьми

Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» Правила поведения в природе:

- не шуметь

- не ломать ветки деревьев

- не разорять птичьи гнезда и муравейники.

(Появляется лесовичок).

Лесовичок:

-Кто это в моем лесу разговаривает?

(Лесовичок здоровается с воспитанниками).

-Да, я погляжу никак ребятушки ко мне в гости. Слышал, слышал, все — то вы знаете, все-то вы умеете.

В моем лесу случилась беда, пришли в лес ребята и сорвали все подснежники, остались только стебли и листья. Давайте сядем за столы и сделаем подснежники, чтобы получилась полянка.

(Дети делают подснежники.)

Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (ответы воспитанников).

- Прикрепите значки-настроения вашего на доске.

«солнышко» - на душе светло, радостно

«тучка» - на душе пасмурно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник армии родной" (конспект занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе)

"Праздник армии родной" (конспект занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе)...

"Мой город родной" (конспект занятия по социально-коммуникативному развитию) в средней группе

quot;Мой город родной" (конспект занятия по социально-коммуникативному развитию) в средней группе...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (региональный компонент) для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по родному селу»

Развивать интерес к родному селу Кунашак.Уточнять и развивать знание о селе и его достопримечательностях.Закрепить название улицы на которых живут дети....

План – конспект ООД ОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие» Интегрированная образовательная деятельность Конструктивно – модельная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной поселок»

План – конспект ООДОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие»Интегрированная образовательная деятельностьКонструктивно – модельная дея...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Мой родной город»

Конспект образовательной деятельности, посвящен городу Подольск....

Конспект занятия По социально-коммуникативному развитию В старшей группе «Хлеба родного края».

Конспект занятияПо социально-коммуникативному развитиюВ старшей группе«Хлеба родного края»....