Образовательный проект "Знакомство с произведением С.Я.Маршака "Тихая сказка"
проект по развитию речи (средняя группа)

Галимова Зульфира Габдулловна

Сказки С.Я.Маршака учат вниманию, доброте и бережному отношению к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

Знакомство с произвелением  С.Я. Маршака «Тихая сказка»

Адресация проекта

Дети  средней группы.

Руководитель проекта

Галимова Зульфира Габдулловна

Участники проекта

Галимова Зульфира Габдулловна-  воспитатель,

Церфус  Ольга Евгеньевна, дети средней группы, родители воспитанников.

Возраст воспитанников

4-5лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта: игровой, практико-ориентированный информационный    

по количеству создателей: парный

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности: краткосрочный

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Цель педагогов: развитие интереса к художественной литературе, через сказки С. Я. Маршака.

Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с новым произведением  С. Маршака, создание книги с иллюстрациями детей «Тихая сказка», драматизация сказки «Тихая сказка».

Задачи проекта

  • формировать способности к целостному восприятию текста, в       котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи.
  • Расширять читательский опыт за счет разных жанров (сказки о животных).
  • Развивать способности целостного восприятия текста, понимать главные характеристики героев.
  • Развивать способность к эмоциональному восприятию текста и общего настроения произведения.
  • Поощрять желание детей отражать свои впечатления о прослушанном произведении, литературных героев и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, аппликации и в игре-драматизации.
  • Воспитывать желание к постоянному общению с книгой в вместе со взрослым и в самостоятельной деятельности. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  •  Материалы к занятиям: книги С. Я Маршака «Тихая сказка », схемы, модели, иллюстраций к произведениям  С. Маршака, пословиц и поговорок                                                                                                                                                                                                                          
  • Дидактическая игра «Хорошо - плохо», «Составь рассказ по картинке», «Собери картинку»
  • Информационная обеспеченность: художественная литература, учебно-методическая литература.

Требования к уровню подготовленности воспитанников:

-Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.  Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно- гигиенических навыков.

-Любознательный, активный. Ребенок владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем, с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия.

- Эмоционально отзывчивый. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него.  

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера.

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели.

-   Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.

- Имеющий первичные представления о себе: Ребенок знает свое имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения, знания, то, чему научился. Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме.

- Ребенок, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

- Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности).

Требования к уровню подготовленности педагогов:

профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов: 

- перспективный план;

- конспекты непосредственной образовательной деятельности;

- дидактические разработки, учебное пособие.

Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

 Продукты деятельности детей:

-  рисунки, аппликации по сказке  «Тихая сказка»,

-маски к сказке «Тихая сказка»
- игра «Собери картинку», атрибутов для драматизации сказки « Тихая сказка»

Аннотация

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.

      Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека

. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.

Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Этапы работы над проектом

I этап  - Погружение в проект.

1) выбор направления работы - определение темы, цели;

2) определение системы задач;

3) создание методической базы.

II этап  - Организация деятельности.

1) создание перспективного плана;

2) накопление ресурсов;

3) координация действий участников проекта.

III этап – Осуществление деятельности.

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом;

2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);

3)  итог, анализ работы.

IV этап – Оформление.

1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети:  выставка рисунков, книги с иллюстрациями с элементами аппликации к произведению « Тихая сказка»

2) презентация книг детьми – участниками проекта своим сверстникам и родителям, а так же детям младших групп и драматизация сказки «Тихая сказка»

V этап – Презентация.

1) окончательное оформление проекта;

2) презентация на уровне МБДОУ.

                                               

                                                 Пояснительная записка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.

Выделение художественной литературы как средства всестороннего  воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего мира. Исходя из этого, разработала проект «Знакомство с произведением С.Я. Маршака «Тихая сказка»

. Цель проекта: развитие интереса к художественной литературе, через сказки С.Я. Маршака.

Исходя из цели, наметила задачи:

  • формировать способности к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи
  • Расширять читательский опыт за счет разных жанров (сказки о животных).
  • Развивать способности целостного восприятия текста, понимать главные характеристики героев.
  • Развивать способность к эмоциональному восприятию текста и общего настроения произведения.
  • Поощрять желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героев и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, аппликации и в игре-драматизации.
  • Воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Воспитывать бережное отношение к книгам.

В рамках тематической недели «Мир книги и театра» для детей организовала выставку книг С.Я. Маршака, мы обратили внимание на  ярко иллюстрированные книги с произведениями писателя.  Ребят заинтересовала - почему на одной из книг на обложке  изображена целая семья ежей и волк который выглядывает из- за дерева и как называется эта сказка. Чтобы ответить на этот вопрос, совместно с ребятами приняли решения прочитать и изучить эту сказку.

На втором этапе разработала перспективный план по данной теме  на  основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных мной задач включила  в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.

Разработала комплекс НОД, подобрала и изготовила необходимые учебные пособия: дидактическая игра «Хорошо - плохо», «Герои сказок», «Мудрые сказки», «Составь рассказ по картинке», «Собери картинку», иллюстрации к пословицам «Эти мудрые пословицы», схемы, модели, иллюстраций к произведениям С. Маршака.

Для реализации проекта  было необходимо создать развивающую среду.  В ходе проекта пополнила уголок художественной литературы сказками С. Я. Маршака, атрибутами по театрализованной деятельности, организовала выставку книг С.Я. Маршака.

При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

1) Проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. Успешность развития дошкольников при знакомстве с произведениями С.Я. Маршака становится возможной при условии их активного взаимодействия через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

2) для работы с родителями  воспитанников подобрала информацию в родительский уголок «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей», «Художественная литература, как средство развития дошкольников»

3) Совместно с родителями  воспитанники изготовили маски к произведению С.Я.Маршака «Тихая сказка».  

4) Организовала экскурсию в  библиотеку на поселке  Северный.

На следующем IV этапе  оформили  продукты проектной деятельности:

 -педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;

-дети: дидактические игры, выставка рисунков книги с произведениями С. Я. Маршака.

с большим энтузиазмом показали книгу с собственными иллюстрациями «Тихая сказка».

        Я считаю, что дошкольники получили возможность узнать ещё больше о доброте,  научились сопереживать героям сказки, бережном отношении к природе. Ребята продемонстрировали свои актерские способности, приняли участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.

На  заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-речевой праздник по произведению А.С.Пушкина "Сказка о царе Сатане" для детей подготовительной группы

Данный праздник проводился с детьми, которые занимались на логопункте. Цель: закреплять и совершенствовать автоматизацию звуков в речи, формировать навык самоконтроля за закрепляемыми звуками. Вызвать...

Комплексное занятие по произведениям А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

                       Конспект  совместной  деятельности детей  подготовительной  группы и  воспитател...

Конспект игры-драматизации для детей старшей группы по мотивам произведения С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно выполнять действия в соответствии с ролью....

Проект "В мире сказки, по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.Период реализации: 3 недели (апрель)Возраст детей: 4 – 5 лет.Вид проекта: творческий.Образовательные области: познан...

1 неделя января с 9 по 12. Тема недели: «Мои любимые сказки» Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении. Постепенное приучение слушать сказки, запоминать небольшие и про

Тема недели: «Мои любимые сказки»Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении.Постепенное приучение слушат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. «Мы читаем. Произведения детских писателей, поэтов, сказки.»

Познакомить детей с историей возникновения книги. Формировать у детей представление о значении книги в жизни людей, о назначении библиотеки, о правилах поведения в бмблиотеке. Воспитывать любовь и бер...

Конспект образовательной деятельности для открытого занятия по развитию речи «Чтение художественной литературы. Ознакомление с произведением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Конспект образовательной деятельности для открытого занятия по развитию речи «Чтение художественной литературы. Ознакомление с произведением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»...