Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе по теме: "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Аникеева Елена Петровна


“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
И нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика.  Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_-_a.e.p.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 7»

Технологическая карта

 образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

во второй младшей группе

Тема: «Путешествие по сказкам»

Название: «Поляна сказок»

Подготовил: Аникеева Елена Петровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

п. Пролетарский

2019 год

Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная,  восприятие художественного слова, двигательная.

Лексическая тема: «Путешествие по сказкам» 
Тип занятия: комплексное

Возраст детей: четыре года жизни, вторая младшая группа
Формы образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Цель: развитие диалогической и монологической стороны речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи
Образовательные:

  • Активизировать речь детей во время отгадывания загадок, рассматривания картинок, героев сказок;

 

  • продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными, закреплять умение правильно произносить словосочетания  ( мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик , лисичка- сестричка, волчок – серый бочок), добиваться правильного и четкого произнесения слов;    

Развивающие:

  • развивать диалогическую и монологическую речь,  интонационную выразительность, силу   голоса, зрительное и слуховое внимание, тактильную чувствительность;
  •  развивать желание импровизировать  сюжеты   сказок,  используя  средства выразительности – мимику, жесты, движения (улыбаются, делают испуганное лицо, качают головой, машут руками и т.д.);
  • - развивать эстетическое восприятие художественных образов и эмоциональное отношение к ним;

Воспитательные:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок. Развивать творческие способности  детей.

Планируемый результат: постановка кукольного спектакля «Заюшкина избушка»

Подготовительная работа: 

  • Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям кукольного театра «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок»;
  • драматизации русских народных сказок «Колобок», «Репка»;
  • рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка», обсуждение содержания сказки;
  • просмотр и прослушивание русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» на видео и аудиозаписях;
  • чтение художественной литературы, заучивание потешек, стихов .

Оборудование: Чудесный мешочек, волшебный сундучок, вязаный театр с героями сказки «Заюшкина избушка», лубяной и ледяной домики,  компьютер, фонограммы, герои сказки «Заюшкина избушка» на кубиках,  клубочек, волшебные ворота, д/ и «Расскажи, какой сказочный герой», «Назови ласково», «Превращения», «Как называют сказочных героев», пальчиковая игра «1!2!3!4!5! Будем сказки называть!», загадки, магнитная доска с макетом теремка, письмо.

Технологическая карта ОД

Этап образовательной деятельности/его продолжительность

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Технологии, методы и приемы деятельности

 Организационный этап/

1,5 мин.

Приветствие, эмоционально - психологический настрой, установление зрительного контакта.

Организация образовательного пространства.

Приветствие, положительный настрой на предстоящую деятельность.

Эмоционально - психологический настрой.

В.: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и друг другом.

(Установление эмоционального контакта) Коммуникативная игра

Здравствуй, солнце золотое, (руки вверх)

Здравствуй, небо голубое, (руки в стороны)

Здравствуй, свежий ветерок, (покачивание рук)

Здравствуй, милый мой дружок, (повернулись друг к друг)

Здравствуйте, гости дорогие (руки вперед к гостям),
Все красивые такие.

Дарим радость вам свою (улыбаются)

Мотивационно – ориентировочный/

1,5 мин.

Эффект неожиданности - появление  Феи сказок с волшебным клубочком и приглашением в волшебную страну сказок.

Установление тактильного контакта - игра «1!2!3!4!5! Будем сказки называть!».
Игра с волшебным клубочком «Ты, клубочек, повернись, побеги, и нас в сказку приведи!»

С интересом рассматривают волшебный клубочек. Проявляют ответную положительную эмоциональную отзывчивость.

Участвуют в играх.

Сообщение о предстоящей деятельности.

Игра «1!2!3!4!5! Будем сказки называть!».

Игра с волшебным клубочком «Ты, клубочек, повернись, побеги, и нас в сказку приведи!»

Практический этап

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

выполнение действий по задачам ОД

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

В.: - Ребята, вот мы и оказались с вами в сказочной стране. Но, где же сказка? Ох, как холодно в лесу. Тактильная игра - массаж «Вот на улице мороз».

- Ребята, смотрите сундучок.

А сундук – то не простой, он волшебный – вот такой,  очень хочется всем нам, посмотреть, ну что же там?
Воспитатель достаёт Колобка.  
Воспитатель: Кто это ребята? Из какой сказки он к нам пришёл? (Колобок»)

 Дидактическая игра «Расскажи, какой  сказочный герой?»
- Ребята, а на что похож колобок?

- Кого он встретил? (зайчика, волка, медведя, лису)

- Какой зайчик? (серенький, маленький, трусливый).  А лиса ? (хитрая, рыжая, шустрая, находчивая)

-  А как можно ласково назвать волка, медведя?

- Ребята, а почему колобка съела лиса? (хвастался, ушёл от бабушки с дедушкой, убегал от зверей)

Игра «Превращения» (дети имитируют движения и повадки животных)
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Лиса, лисонька, лиса!
Очень хитрые глаза,
Неуклюжий, косолапый,
Ходит по лесу медведь.
Вышел зайка погулять,
Стал он прыгать и играть.
Серый, зубастый волк по лесу рыщет,
Телят, ягнят ищет.

В.: -Замечательно! Идёмте дальше по дороге сказочной страны, вслед за волшебным клубочком.

Ой, ребята, смотрите: за ёлкой, на опушке, чья – то спряталась избушка! Не избушка -…кто догадался, в какую сказку мы попали?
В.: Ну – ка, давайте все вместе проговорим чистоговорки:
Бы – бы – бы идёт дым из трубы.
Су – су – су наш медведь живёт в лесу.
Са –  са – са  к нам пришла лиса.

В.: Подскажите мне, пожалуйста, как в «Теремке» называли сказочных героев? (мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайка – побегайка, волчок – серый бочок, лисичка – сестричка, медведь).
В.: - Ребята, давайте  поселим зверюшек в наш теремок. В каком окошечке будет жить мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайка – побегайка, лисичка – сестричка, волчок –серый бочок, медведь?





А почему медведю досталось окошечко коричневого цвета?

В.: Посмотрите, все наши сказочные герои довольны и счастливы. Ребята, а что спрашивали звери, прежде, чем войти в теремок?
Скажите, а почему все звери приглашали всех в теремок? Какие они?
В.: Да, всех приглашали, чтобы жить дружно.

Воспитатель вместе с детьми и волшебным клубочком идут дальше.
Мы по лесу идём, героев сказочных найдём,
Зайку громко позовём «Ау! Ау! Ау!»,
Ни кто не откликается, лишь эхо отзывается (
тихо) «Ау! Ау! Ау!»

Наблюдают за действиями воспитателя. Дают ответы.

Ответы детей:

-  солнышко, апельсин, мяч, колесо

-  зайчика, волка, медведя, лису

- серенький, маленький, пушистый, трусливый
- хитрая, рыжая, шустрая, находчивая

-  волчок, волчище,

- медведюшка, мишенька,  
 - хвастался, ушёл от бабушки с дедушкой, убегал от зверей

обсуждение возможных вариантов поведения, принятие верных решений.

Участвуют в игре

Дети принимают участие в игре







- Теремок


Хоровые ответы детей:
Бы – бы – бы идёт дым из трубы.
Су – су –су наш медведь живёт в лесу.
Са – са – са  к нам пришла лиса.

Ответы детей:
мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайка – побегайка, волчок – серый бочок, лисичка – сестричка, медведь.
Ответы детей:
мышка – норушка будет жить в окошечке, где изображён круг серого цвета, потому что она серенькая;
лягушка – квакушка в зелёном, потому что она зелёного цвета;
зайчик – побегайчик в белом, у него шубка белого цвета)
а лисичка - сестричка в оранжевом окошечке, потому что она оранжевая;
волчок – серый бочок – в сером и большом окошечке;
потому что он коричневый

Ответы детей:
- кто, кто в теремочке живёт?

- добрые, дружные, хорошие, гостеприимные

Наблюдение за действиями воспитателя. Чтение, рассматривание иллюстраций, беседа с детьми по содержанию сказок.

Тактильная игра – массаж «Вот на улице мороз».

Закрепление знаний о героях сказки





Вопросы к детям по сказке «Колобок»









Решение проблемной ситуации «Почему колобка съела лиса»

Использование средств выразительности – мимики, жестов, движений для передачи эмоционального состояния сказочных  героев










Рассматривание макета теремка.







Активизация речи детей, упражнения на совершенствования дикции, слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата.










Вопросы к детям о сказочных героях сказки «Теремок».  Активизация мыслительной деятельности,  словаря детей.



















Игра «Эхо» на слуховое восприятие

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Воспитатель вместе с детьми продолжает путешествие и по пути находят чудесный мешочек.
В.: - Интересно, что в мешочке?  
В.: - Это волшебные кубики! Помогите мне, пожалуйста, их расколдовать!

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
Кур крадёт (лиса).

Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это?(петушок)

Кто там очень громко лает?
Никого в дом не пускает,
Злая, видимо, однако,
Ведь зовут её ….(собака)

Бурый, косолапый,
по лесу бредёт.
Любит «одолжить» он,
У лесных пчёл мёд (медведь).

Любит оранжевую морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет  он то, тут, то там,
По лесам и по полям (зайка).


В.: Ребята, а кто догадался, в какую сказку мы попали?  Какую избушку построил себе зайка?  А лиса?   Давайте покажем, какое было настроение у зайки, когда он жил в своей избушке? А когда лиса жила в своём домике, какая она была?  Наступила весна, и что случилось с домиком лисы? Правильно, растаял. Какое было настроение  у лисы, когда она выгоняла зайку?  А какое было настроение у зайки, когда его выгнала лиса из дома? Конечно, же,  грустное, печальное, даже слёзы текли. А кто помог зайке? (петушок).  Какой он – Петя - петушок?




Тактильное обследование предметов

Ответы детей:

- Кубики!

Дети рассматривают кубики

Ответы детей

 






Ответы детей:

Заюшкина избушка
- лубяную
- ледяную


- весёлое, радостное

- хитрая, лукавая

- растаял



- злая, сердитая

- грустное, печальное

- храбрый, смелый, отважный, гордый

Загадки о героях сказки «Заюшкина избушка»

Отгадывание загадок

Рассматривание театра - кубиков с героями сказки





Вопросы познавательного характера  к детям по сказке «Заюшкина избушка»








Использование средств выразительности – мимики, жестов, движений для передачи эмоционального состояния героев (улыбаются, делают радостное, грустное, хитрое, злое лицо)

Актуализация уже имеющихся представлений

Воспитатель находит в чудесном мешочке ещё и письмо.

В.: Ой, ребята, да здесь ещё и письмо! (Воспитатель читает письмо)
В нашем сказочном лесу, нет управы на Лису,
Гости дорогие, герою сказки помогите!
В.: Ребята, что, будем делать? Поможем зайчику вернуться в свой домик? (да). А поможет нам …. волшебство!

Волшебный клубочек превращает детей в сказочных героев сказки «Заюшкина избушка». Показ кукольного спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

В.: Ребята, чему учит нас  сказка?
В.:  Ой, ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад! Клубочек просит нас взяться руками за ниточку, закрыть глаза и сказать волшебные слова!
«1! 2! 3! Клубочек, в садик нас верни!»
Глазки открываем вот мы с вами  и в детском саду.
В.: Вам понравилось наше сказочное путешествие? В каких сказках побывали? Чему учат  сказки?

Дети по желанию выбирают себе сказочного персонажа и соответствующую рукавичку.

Ответы детей:
- быть добрыми, отзывчивыми, храбрыми, смелыми, дружными, помогать друг другу).

Показ детьми театрализованной деятельности - кукольного спектакль «Заюшкина избушка»

Формируется умение говорить и действовать от принятой роли сказочного героя

Рефлексивно-оценочный/

3 мин.

 Создание  эмоционального состояния, радости, положительного настроения.

Игра «1!2!3! Клубочек, в садик нас верни!».

Высказывания детей  по поводу ОД.

Игра «1!2!3! Клубочек, в садик нас верни!».

Создание  эмоционального состояния, радости, положительного настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе на тему: «Путешествие по книге сказок»

Мною представлен пример конспекта непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе на тему:«Путешествие по книге сказок»...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Щенок Тяпа в гостях у малышей» по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе»

laquo;Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»(в соответствии с требованиями Федерального государ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей второй младшей группы на тему: «Путешествие курочки» с использованием игровой технологии

Конспект  Непрерывной образовательной деятельностипо речевому развитию детей второй младшей группына тему: «Путешествие курочки»с использованием  игровой технологии...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе на тему: «Путешествие в зимний лес»

Цель: Создать условия для составления вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему через игру.Психолого-педагогические задачи:Обучающие:- учить составлять небольшую рассказ по схеме, соблюдая ...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление рассказа об игрушке: «Кошка Мурка» по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе».

Логика образовательной деятельности Этап занятия Задачи( с обозначением обр.области)Деятельность воспитателяДеятельность воспитанниковОжидаемые результатыМотивационно-организационный фо...

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в первой младшей группе согласно требованиям ФГОС ДО

Задачи: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух различающихся размеров; закрепить понятие «один – много»....

Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" (развитие речи) в группе раннего возраста. МКДОУ "Детский сад №4"

Конспект занятия по развитию речи, составленное в виде технологической карты. Занятие  разделила на 6 этапов:1- это вводная часть - организационный момент2 - проблемная ситуация3 - осн...