Ознакомление дошкольников с ТНР с малыми фольклорными формами
план-конспект занятия по логопедии

Некрасова Ирина Александровна

 

Комплекс занятий, направленных на формирование образности речи дошкольников с ТНР на основе использования малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

по ознакомлению дошкольников с ТНР

с малыми фольклорными формами

Конспект 1

Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Цель: 1. Познакомить детей с жанровыми особенностями загадок, пословиц          и поговорок.

            2. Учить понимать обобщенное значение малых фольклорных форм и   составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

             3. Воспитывать у детей любовь и интерес к художественному слову.

Оборудование: иллюстрации к загадкам, бумага, карандаши.

Ход занятия:

        Дети сидят на стульчиках полукругом.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Скажите, что такое загадка? Чем она отличается от рассказа, стихотворения?

- Загадки бывают разные. Бывают загадки складные, похожие на стихи. Вспомните такие загадки. Бывают загадки короткие, состоящие из одного предложения, например: «Кто родится всегда с усами?». Но в любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы было легче догадаться, в загадке или говорится, на что похож этот предмет, или его называют таким словом, что сразу понимаешь, что это такое. Например, такая загадка:

                                            Пушистый матросик, лопаточкой носик.

                                            На ножках коротеньких красные ботики.

- Каким словом назвали в загадке утенка? Как вы думаете, почему? С чем сравнивают его носик, лапки?

        Педагог предлагает отгадать загадки: «Два близнеца, два братца на нос верхом садятся», «За пнем бугорок, а в нем городок». Каждая загадка анализируется (почему так говорится, с чем сравнивают и т.п.).

- На каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль - пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Что посеешь, то и пожнешь». Когда так говорят?

        Если дети затрудняются, педагог дает два пояснительных рассказа:

  1. Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю пахал, щедро зерно засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая, урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как. По работе и урожай получился бедный. Верно говорят: «Что посеешь, то и пожнешь».
  2. Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее попросят - все сделает, что имеет, всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда - сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: «Что посеешь, то и пожнешь».

- Есть пословица очень близкая по смыслу этой, послушайте ее: «Как аукнется, так и откликнется». Давайте все вместе повторим эти пословицы.- А теперь послушайте поговорку: «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона». Как вы думаете, о каком человеке так говорят? (Когда подсмеиваются над крикуном и задирой, которого никто не боится).- В поговорке говорится об одном Семене, а подразумеваются все драчуны и задиры. Нужно всегда стараться не только услышать, о чем рассказывается в пословице или поговорке, а думать, чему она учит.

- Подумайте, чему учит пословица: «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен». Давайте придумаем по этой пословице небольшой рассказ и нарисуем к нему иллюстрацию.- А сейчас мы поиграем в игру «Скажи по-другому». Вы уже знаете. Что об одном и том же можно сказать по-разному, разными словами. Подберите слова, близкие по смыслу к выражениям: «Ему как с гуся вода» (ничего на него не действует), «Держи язык за зубами» (молчи), «Не задирай нос» (будь скромнее).

        А теперь вспомним скороговорки, которые мы знаем:

- На горе дубы, под горой грибы,

- У Сени и Сани в сетях сом с усами,

- Саша шапкой шишку сшиб.

        Проговаривание детьми скороговорок с разной силой голоса, в разном темпе, с вопросительной и удивленной интонацией.

        А сейчас давайте вспомним, с какими пословицами и поговорками мы сегодня познакомились (проговаривание хором и индивидуально).

        Молодцы, на этом наше занятие закончилось, отдыхайте.

Конспект 2

        Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами

        Программное содержание: Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представления о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначением, учить четко произносить их, придумывать небольшие истории по данному сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной.

        Оборудование: Чудесный мешочек; игрушки - белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы.

Ход занятия:

        Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит  внутри.

- Как можно узнать об этом? (Угадать, пощупать, достать из мешочка).

        Педагог дополняет ответы детей: «Еще можно загадать загадку о том, что в мешочке, т.е. спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его». Отгадайте загадку:

- Маленький рост, длинный хвост, серенькая шубка, остренькие зубки.

- Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

        Следующая загадка:

- Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу

   В дупле на старом дубе орешки я грызу.

- Как вы поняли, что это белка?

        Последняя загадка:

- Что это за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?

   И стоит среди травы - Уши больше головы.

- Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке?

        Рассмотрев вместе с детьми игрушки, педагог обобщает: загадка - это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он.

        Далее воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова - шишка и сушка. Когда дошкольники произносят слова, педагог обсуждает с ними, как научиться правильно произносить все звуки, подводит к пониманию, что чистоговорки и скороговорки помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова, объясняет значение слов «чистоговорка», «скороговорка».

        Дети проговаривают скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» сначала медленно, затем немного быстрее.

        Скороговорки помогают детям научиться правильно говорить, а чему помогают колыбельные? Что такое колыбельная? Пели ли вам колыбельную?Педагог поет колыбельную: Ночь пришла, темноту привел  Задремал петушок, запел сверчок.

                                                              Уже поздно, сынок, ложись на бочок.

                                                               Баю-бай, баю-бай, засыпай.

- Ребята, скажите, колыбельные песни громкие или тихие, быстрые или медленные? Почему, как вы думаете?

В заключении педагог читает детям колыбельную К.Кулиева:

        Дремлет конь в соседстве с мячиком. В медном кране спит вода.

        Кот, свернувшийся калачиком, спит у печки как всегда.

        За стеною ходит маятник, смотрит месяц к нам в окно.

        Спи скорее, мальчик маленький,  детям спать пора давно!

Конспект 3

Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами

        Программное содержание: Учить детей понимать содержание и значение пословицы, связывать её значение с содержанием короткого рассказа; продолжать учить произносить чистоговорки, скороговорки; повторить с детьми знакомые считалки; помочь заучить текст народной игры «Панас».

        Оборудование: Картинки - жук, медведь, оса, коза; листы бумаги, карандаши.

Ход занятия:

        - Ребята, вспомните, какие пословицы вы уже знаете.

После ответов детей педагог предлагает объяснить, как они понимают значение новой  пословицы «Тайное всегда становится явным». Выслушав их мнения, обобщает (если дети затрудняются, объясняет):

- Это значит - то, что хочешь скрыть, всё равно станет известным. Если кто-то хочет обмануть, всё равно все узнают про обман.

        Далее педагог читает рассказ Л.Толстого «Косточка», после чего уточняет, кому из героев рассказа можно было бы сказать эту пословицу. Затем предлагает вспомнить или придумать небольшую историю, в которой о ком-то можно было бы так же сказать. После каждого рассказа педагог напоминает пословицу и просит детей запомнить её, подчёркивая, что всякая пословица - короткая мудрая мысль народа, результат его многовекового опыта.

        - Сколько мудрых пословиц у народа - коротких поучений, как надо поступать и как не надо! Народ придумал также много чистоговорок и скороговорок, чтобы научить детей говорить чисто и правильно. Вспомните, какие скороговорки вы знаете.

        Педагог показывает картинку (коза, оса, жук, медведь), предлагает детям придумать чистоговорку самим: су-су-су… (я боюсь осу); са-са-са…

(на цветке сидит оса).

        Далее педагог произносит скороговорку «У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась» и предлагает детям нарисовать рисунок по её содержанию. Спрашивает, как сказать об этом по-другому (подбор синонимов). После чего дети повторяют скороговорку, сначала медленно, затем в ускоренном темпе.

        А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в старинную народную игру, которая называется «Панас». Нам нужно выбрать ведущего, как это сделать? (Нужно посчитаться). Какие считалки вы знаете?

        Дети произносят считалки. По последней считалке педагог с детьми выбирают Панаса, объясняет правила игры и заучивает текст игры: «Панас, Панас, на чем стоишь?» - «На камне». - «Что продаешь?» - «Квас». - «Лови мух, а не нас».

        Игра проводится несколько раз. Для каждой игры выбирают нового ведущего Панаса с помощью новой считалки.

Конспект 4

        Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами

        Программное содержание: Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение.

        Оборудование: бумага, карандаши, пособие «Русские народные загадки и пословицы».

Ход занятия:

        - Дети, вы знаете много сказок, которые сочинил народ. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми, добрыми. В сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово - пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.

        Педагог демонстрирует иллюстрацию из пособия.

- Кто здесь изображен? Легко ли им нести такую ношу? Почему? И пословица о том же говорит: «Дружно - не грузно (значит, не тяжело), а врозь - хоть брось».

- Когда, в каком случае о людях можно сказать такую пословицу? Придумайте об этом небольшой рассказ или сказку и нарисуйте к нему рисунок.

        Дети самостоятельно пытаются выполнить задание.

- А теперь послушайте, я расскажу вам одну историю: «В скверике на скамейку присела отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрепанный, без колёс и стёкол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зелёная машина.

        Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины - мальчик в опрятном синем свитерке.  «Эх, - вздохнула старушка, - какие сами - такие и сани!» Почему она так сказала? Как старушка догадалась, чьи игрушки были на скамейке?

- У народа есть много пословиц о том, что нужно быть трудолюбивыми, уметь трудиться: «Собирай по ягодке и наберешь кузовок»; «Не наклонишься до земли - грибок не попадет в кузовок».

- Какие еще пословицы о труде вы знаете? Много у народа пословиц и поговорок. Нужно научиться понимать их и знать.

- Послушайте, что я вам сейчас расскажу:

                        Любопытный красный нос по макушку в землю врос.

                        Лишь торчат на грядке зелёные пятки.

- Это загадка. Чем отличается загадка от пословицы, сказки?

- Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда нужно говорить их. Вспомните, какие загадки вы знаете. Загадайте загадки своим товарищам.

Конспект 5

        Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами.

        Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок, пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний (фразеологизмов). Воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

        Оборудование: Книги потешек и песенок, игрушки, кукла.

Ход занятия:

        В начале занятия педагог обращает внимание детей на игрушки, говорит, что они играли с этими игрушками, когда были маленькими, что мамы забавляли детей песенками, потешками, чтобы им интереснее было играть, умываться, засыпать, есть. Слова в потешках и песенках нежные, ласковые. Предлагает вспомнить, рассматривает вместе с детьми книжки, напоминает, как начинается та или иная песенка, потешка, если дети забыли.

- Попробуйте сами придумать колыбельную для куклы. Помните, что слова в ней должны быть тихие, ласковые, например,

                 Спи, малышка, баю-бай …

- Поэтичны, красивы народные песни: и задушевные, нежные колыбельные, и веселые, шуточные песенки, считалки, потешки. Педагог предлагает вспомнить мультфильм «Большой друг» (как девочка подружилась с бегемотом, который уверял её, что он самый большой её друг).

- Кого называют большим другом? Как о таком друге можно сказать по-другому? (Верный, настоящий, близкий).

- О верных неразлучных друзьях есть пословица: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь». Как вы её понимаете? (Ничем друзей не разлучить, ничто их дружбе не помешает).

        Педагог предлагает повторить пословицу, запомнить её.

- Когда люди живут мирно, в согласии, то и любое дело у них получается хорошо, ладится. Есть такая пословица: «Где лад, там и клад». По-другому можно сказать об этом так: хорошо, где все ладится, где живут мирно и умеют дружить. О каких людях так говорят? Когда можно применить такую пословицу? Запомните, чему учит пословица. Повторите её.

        Аналогично разбирается пословица «Палец слаб, а кулак силен». После педагог предлагает детям придумать небольшую историю по этой пословице, нарисовать к ней иллюстрации.

        Упражнение «Скажи по-другому».

- Подберите слова, близкие по смыслу к тем, которые я сейчас скажу, подумайте, как сказать по-другому: «водой не разольёшь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки-мышки». (Если дети не понимают, педагог объясняет)

- Давайте вдумаемся, почему о чем-то неожиданном говорят: «Как гром среди ясного неба». Когда человек знает, что будет дождь, гроза? (Когда поднимается ветер, на небе тучи, небо хмурится). А когда ясное небо, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную). Вот если случится что-то неожиданное, чего совсем не ждёшь, так и говорят: «Как гром среди ясного неба». А теперь попробуйте объяснить, почему говорят: «Дрожит,как осиновый лист». Не кленовый, не дубовый, а именно осиновый. Вспомните, когда так говорят.

- Когда вам будут встречаться интересные выражения, старайтесь задумываться не только о том, что они означают, но и почему так говорят.- А теперь послушайте загадки:

                                       По деревьям скок да скок,

                                       Живой порхает огонёк. (Белка)

        Надо мной, над тобой пролетел мешок с водой.

        Наскочил на дальний лес. Прохудился и исчез. (Дождик)

Педагог анализирует с детьми образные выражения в загадке. Упражняет в подборе эпитетов, сравнений в загадке. Предлагает им придумать свои варианты загадок о белке и дождике.

Конспект 6

         Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами.

        Программное содержание: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение фразеологизмов; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

        Оборудование: Рисунки к фразеологизмам, картинки-образы.

Ход занятия:

        Занятие начинается с упражнения «Объясни и покажи»: разбор фразеологизмов («одна нога здесь, другая там», «сгореть от стыда», «морочить голову»). Педагог спрашивает, что означают эти выражения, когда так говорят, в каком случае.

- Найдите картинку, которая подходит к этому выражению (демонстрирует 2-3 картинки к каждому выражению).

- Много весёлых песенок, замысловатых загадок, мудрых пословиц сочинил народ. Какие-то из них вы уже слышали, какие-то знаете и учитесь понимать.

- Подумайте, чему учит пословица «Не спеши языком, поспеши делом». Когда и кому так говорят? Повторите и запомните эту пословицу.

- Почему говорят: «Трусливому зайке и пенёк - волк»? Чему учит эта пословица, что высмеивает?

- Как вы понимаете пословицу «Всякое дело мастера боится»? Что означают эти слова? Кому, какому человеку так можно сказать?

- Какие другие пословицы вы знаете? Придумайте рассказ по любой понравившейся вам пословице и нарисуйте картинку (самостоятельная работа на 5-7 минут).

- Остроумны и разнообразны народные загадки. Вы знаете уже много загадок. Загадайте загадки друг другу. Педагог загадывает несколько загадок о снеге. Подбор эпитетов к слову - снег. Далее детям предлагается самим придумать загадки о снеге, используя эти эпитеты.

- А сейчас мы поиграем в игру «Загадка». У каждого из вас на столе картинка (лежащая изображением вниз). Вы должны придумать загадку по своей картинке и загадать её всем. Подумайте, с чем или с кем можно сравнить, какими словами можно интересно рассказать о том, что там у вас нарисовано.

        В заключении проводится упражнение на произношение скороговорки «Прохор и Пахом ехали верхом» с разной интонацией, разным темпом, разной силой голоса.

Конспект 7

Тема: Малые фольклорные формы.

Цель: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла фразеологизмов, углублять представления о пословицах и поговорках;  формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Подготовка к занятию:  разучивание слов песенок «Заинька, где ты был-побывал», «Как на тоненький ледок».

Оборудование: атрибуты к инсценировке песен.

Ход занятия:

- Сколько весёлых и забавных песенок, потешек сочинил русский народ! Те простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песни, рассказывали сказки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки, пословицы, загадки не пропали. Они бережно передаются из уст в уста, из поколения в поколение, от родителей к детям.

- Мы с вами тоже выучили к занятию несколько песенок (все дети исполняют песню, группа детей участвует в инсценировке).

Как на тоненький ледок выпал беленький снежок,

Выпал беленький снежок. Ехал Ванюшка-дружок.

Ехал Ваня поспешал, с ворона-коня упал.

Он упал, упал - лежит, никто к Ване не бежит …

Таня с Маней увидали - прямо к Ване подбегали,

Прямо к Ване подбегали, да за обе руки брали.

Они брали, поднимали, на коня его сажали.

В путь-дорогу провожали:

- Как поедешь ты, Иван, не зевай по сторонам.

Далее педагог предлагает разыграть русскую народную песню про зайчишку.- Молодцы, ребята!

- В нашем языке есть много слов, которыми обозначили разные предметы (стол, нос), действия (клади, заруби, принеси). Но есть такие слова, что если их соединить, например - зарубить на носу, то эти слова будут обозначать совсем другое - запомнить. А вот ещё такие слова: дать сдачи. Как вы понимаете это выражение? Как сказать по-другому? (давать волю рукам, водить за нос). Педагог проводит анализ этих выражений.- Чтобы понять верно пословицу, нужно осмыслить, о чём она говорит. Есть такая пословица: «Слово сказать - узлом завязать». Она совсем не означает, что надо взять слово и завязать его в узелок. Эта пословица говорит нам о другом - раз обещал, нужно выполнить. Сдержать своё слово. А говорят так с тех давних пор, когда, чтобы не забыть что-то, завязывали на платке узелок.

- В одних пословицах ругают ленивых и смеются над ними. Вспомните такие пословицы («Ленивому и лениться лень», «Лениться да гулять - добра не видать»).

- Другие пословицы учат трудиться: «Кто хочет, тот всё сможет сделать», «Кто хочет - может». Когда так говорят?

- А в поговорке говорится о том, какой человек, или как он работает. По поговорке сразу поймёшь, о ком идёт речь, например: «В ус не дует и ухом не ведёт». О ком так говорят? Как про такого человека можно ещё сказать?

- «Изо дня в день», «спустя рукава» - что это значит? Как человек работает? Как сказать об этом по-другому?

Конспект 8

        Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»

    Цель: Закрепить малые формы фольклора: песенки, потешки, колыбельные песенки; познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»; развивать интонационную выразительность речи.

        Предварительная работа: Заучивание потешек, песенок, рассматривание иллюстраций, беседы о народном фольклоре.

        Оборудование: иллюстрации к потешкам, сундучок, Петушок (кукла-марионетка), иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».

Ход занятия:

        Сюрпризный момент – появляется красивый конверт. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дети, я ваш старый знакомый. Как меня зовут, вы узнаете, отгадав загадку:

                        Хвост узорами, сапоги со шпорами,

                        Очень рано встаю, детям спать не даю».

        После того, как дети отгадают загадку, появляется Петушок (кукла-марионетка).

        Петушок. Молодцы, дети! Правильно отгадали загадку про меня. А я пришел к вам с подарками, они находятся в этом красивом сундучке. Чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова. Послушайте, какие: «Сундучок, сундучок, открывай свой бочок!»

        Педагог вместе с детьми повторяет слова, под мелодичную музыку сундучок открывается. Петушок вместе с воспитателем вынимает картинки и выставляет их.

- Ребята, посмотрите, какие красивые картинки. Давайте вспомним к этим иллюстрациям потешки, песенки, прибаутки и расскажем их.

 Педагог показывает иллюстрацию. Дети вспоминают потешку и читают ее.- Юра, а ты какую знаешь потешку, песенку, прибаутку. Подбери к ней иллюстрацию. Аня, спой свою любимую колыбельную песенку, а ты, Катя, помоги найти Ане иллюстрацию к этой колыбельной песенке.…Какие по характеру колыбельные песенки? Последняя потешка «Гуси, вы гуси…»Если дети ее назовут, то воспитатель говорит: «Ой, в сундучке осталась еще одна иллюстрация». Далее вспоминается потешка.

Физкультминутка

Наше поле опустело,

Опустел и лес, и сад.

Гуси серые летят.

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

(Дети повторяют за воспитателем предложенные движения)

        

- Дети, а Петушок принес не только рисунки, в его сундучке есть сказка. Давайте ее послушаем. (Рассказывает русскую народную сказку «Гуси-лебеди»).

        Вопросы к детям после рассказывания сказки:

        - Вам понравилась сказка?  - А как она называется?

        - Что случилось в начале сказки?

        - Почему случилось так, что гуси унесли братца?

        - Как можно сказать о такой девочке? (Непослушная, забывчивая, невнимательная, безответственная.)

        - Чем закончилась сказка?

        - Кто помог детям? (Речка, яблонька, печка, мышка).

        - Какой стала девочка (Доброй, внимательной, ответственной.)

Воспитатель повторяет конец сказки.

        - Спасибо, Петушок, тебе за новую сказку. За то, что принес такие картинки к потешкам и песенкам. (Дети благодарят Петушка).

Конспект 9

        Тема: «Заяц в русских сказках».

        Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками; совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказок; формировать оценку таких нравственных понятий, как «трусость», «смелость», «доверчивость», «хвастовство»; упражнять в образовании однокоренных слов, обогащать речь прилагательными, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать у детей творческое воображение.

        Предварительная работа: знакомство со сказками «Колобок», «Заюшкина избушка», «Заяц-хваста». Рассматривание рисунков разных художников-иллюстраторов.

Ход занятия:

        Педагог заранее выставляет иллюстрации к сказкам «Колобок»,

«Заюшкина избушка» и «Заяц-хваста» с изображением зайца.

        - Посмотрите, сколько зайцев к нам пожаловало. Вы уже знакомы с ними? Из каких они сказок? Почему эти сказки называют русскими народными? Дети, что помогает нам лучше понять героев сказок?

Дети рассказывают о художниках,  которые рисуют иллюстрации к сказкам.-Каких художников-иллюстраторов вы знаете?Далее педагог предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением зайца в сказках «Колобок», «Заюшкина избушка» и рассказать, какой он в этих  сказках (слабый, маленький, трусливый, пугливый…)- Что бы могло произойти, если бы колобок не встретил лису?-  А если бы заяц не встретил петуха, кто бы помог ему?

        - Теперь давайте придумаем самое длинное слово о зайце из сказки «Заюшкина избушка».

        Проводится игра на образование новых прилагательных, например: короткохвостый, длинноухий, длиннолапый, трусоватый…

- Назовите все ласковые слова о зайчике из сказки «Заюшкина избушка».                    Физкультминутка

Заинька-зайка

Маленький зайка

Длинные ушки

Быстрые ножки

Заинька-зайка

Маленький зайкДеток боится

Зайка трусишка.

- дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

- садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола

- приставляют ладошки к голове – «ушки».

- бегут на месте.

- то же.

- то же.

- обхватывают себя руками, изображая страх, дрожат.

Педагог обращает внимание на иллюстрацию сказка «Заяц-хваста».- Опишите этого зайца. Что он делает? Вспомните, как хвастал заяц? Можно ли его назвать: озорник, непослушный, забияка?

        - Чтобы нарисовать такого зайца, художник наблюдал за животными, изучал из повадки.Педагог обращает внимание детей на то, что в рисунках заяц ведет себя как человек. Художник даже тулупчик на него надел.- А среди вас нет таких хвастливых? Хорошо ли хвастаться? Какие вы знаете пословицы о хвастовстве?

        Пословицы:

        1. На печи не храбрись, а в поле не трусь.

        2. Боится, как пугливая ворона.

        3. Пугается, как заяц бубна.

        4. Прячется, как лягушка в камышах.

        Педагог показывает иллюстрацию из книги, на которой изображена

ворона, ругающая зайца за хвастовство, предлагает сравнить. Выслушивает ответы детей, хвалит за наблюдательность.

        - А теперь предлагаю вам поиграть.

Проводится игра-упражнение «Скажи по-другому».

        «Душа в пятки ушла» - (испугался).

        «Задал стрекача» - (убежал).

        «Выбился из сил» - (устал).

        «Задрал нос» - (зазнался).

Затем проводится игра-упражнение «На что похоже?».

Педагог предлагает одному ребенку изобразить хвастливого зайца: ребенок должен мимикой и жестом выразить образ, а остальные дети разгадать, кто это.

        - С каким из этих зайцев, изображенных на иллюстрациях, вы бы хотели дружить и почему? (выслушивает ответы детей).

        Подводится итог, педагог предлагает все иллюстрации поставить

в книжный уголок, чтобы дети могли еще раз их рассмотреть.

Конспект 10

        Тема: «Путешествие в мир русских сказок»

        Цель: закреплять знания детей на русском фольклоре на примере сказок; учить детей отгадывать загадки по содержанию знакомых сказок; продолжать учить детей задавать вопросы друг другу по содержанию картинок, составленных самими.

        Оборудование: аудиозапись «Вечер в лесу».

Ход занятия:

        Дети сидят полукругом, перед педагогом стоит телефон.

- Я знаю, что вы очень любите сказки. Театр сказок пригласил нас в гости и прислал приглашение.

        Раздается звонок по телефону. Воспитатель отвечает на звонок.

- Дети, сейчас по телефону мне позвонили сказочные герои, я не поняла, кто, но только знаю, что они попали в беду и просят о помощи. Их похитила Баба Яга. Мы должны им помочь. Наше путешествие будет проходить через сказочный лес. А чтобы оказаться в лесу, мы должны тихо пройти через ворота, не задев колокольчики, и не разбудить невидимую стражу. Дети проходят мимо стражи. Звучит музыка «Вечер в лесу».- Ребята, мы в сказочном лесу. А вот и пенек с надписью: «Здесь живет Баба Яга».    (Из-за ширмы появляется Баба Яга).

        Баба Яга. Кто меня потревожил?

        Дети. Здравствуйте, уважаемая Баба Яга. Помогите нам найти наших друзей.

        Баба Яга. Ух, какие вы вежливые! Я уже и уважаемая. Ну, ладно, я тоже иногда добрая бываю. Слушайте меня, если вы выполните мои условия, тогда я вам верну ваших друзей. Для этого вам предстоит пройти три испытания. И вот вам три конверта. Встретимся на полянке. Сейчас вы пойдете по лабиринту из ниток, там будут встречаться всякие препятствия. Вот я и посмотрю, как вы с ними справитесь. (Удаляется).

        Педагог. Что ж, ребята, отправляемся в путь. Нас ждут приключения.Дети идут по запутанной дорожке из голубых ниток, и вдруг нить прерывается. Перед ними полянка с муляжами разных грибов.Педагог. Какая красивая полянка, а вот и конверт с номером один, голубой, на голубой ниточке (Читает записку в конверте). «Собрать все грибы, которые здесь есть, их поджарить и съесть». Друзья мои, Баба Яга что-то затеяла недоброе. Посмотрите на эту полянку. Как вы думаете, можно ли эти грибы собирать и есть?

        Дети. Нет, мухоморы – ядовитые грибы (Собирают съедобные грибы).

        Педагог. А почему нельзя срывать мухоморы?

        Дети. Ими лечатся дикие животные, особенно лоси.

        Педагог. Молодцы, мы удачно прошли первое испытание. Далее идет красная нить. На магнитной доске отгадки на загадки, которые спрятаны под листом бумаги.

        Педагог. Дети, а здесь конверт под номером два, красный. В нем загадки про сказки, а вот про какие, вы узнаете, отгадав загадки.

         - Не лежалось на окошке, Покатился по дорожке.          («Колобок»)

                                - Муха добрая была. Муха дом себе нашла.

                                      В доме том, в конце концов

                                Стало множество жильцов. («Теремок»)

                                - Ах ты, Петя, простота, сплоховал немножко,

                                Не послушался кота, выглянув в окошко.

                                        («Петушок – Золоток гребешок»)

                                - Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?

                                Очень вкусная вода в яме от копытца.

                                        («Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

                                - Красна девица грустна, ей не нравится весна,

                                Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.

                                        («Снегурочка»)

                                - По тропе, шагая бодро, сами воду тащат ведра.

                                        («По щучьему велению»)

- Отлично, ребята, вы и с этим заданием справились. Теперь пошла зеленая ниточка (нить прерывается у столов). Конверт номер три, зеленый. Дети рассаживаются по двое за столами, работают с кубиками, с конструктором ЛЕГО и панелью с шариками и магнитом (сюжет из сказки).

        Задание 1.      Назовите сказку, сюжет из которой вы сложили.

        Задание 2.   Даются сюжетные картинки. Дети рассматривают их и меняются ими. Потом задают друг другу вопросы по картинкам, по два вопроса.

        Баба Яга (выходит). Добрались, справились, придется мне смириться с этим, но прежде, чем нам расстаться, я хочу поиграть с вами в игру: «Я начну, а вы продолжите»: Царевна… (лягушка), Гуси… (лебеди),

                                    Серый… (волк), Мальчик (с пальчик),

                                    Красная… (шапочка), Василиса… (прекрасная),

                                    Сивка… (бурка), Кощей… (бессмертный),

                                    Петушок… (Золотой гребешок),

- Как называется сказка, в которой кот спас своего хозяина? Как звали в сказке девушку, которая спешила на бал во дворец?

        Дети. «Кот в сапогах», «Золушка».

В группу входят дети в костюмах героев сказок.

        Баба Яга. А вот и они. Хоть мне было с вами хорошо, но разрешите с вами попрощаться, так как у меня много дел. А вы заходите ко мне, навещайте бабушку (Уходит).

        Педагог. Ребята, герои каких сказок были похищены Бабой Ягой.

- Кто написал эти сказки? (Шарль Перро).

- В знак благодарности наши герои принесли вам подарки. Спасибо.

Звучит музыка. Дети получают подарки и благодарят сказочных героев.

Конспект 11

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «У страха глаза велики».

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки; выяснить, есть ли у них любимые народные сказки и какие именно; познакомить с одной из присказок; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики» и положительно оценить ее; проанализировать языковые богатства сказки, обратить внимание детей на необычность ее названия (это поговорка), на образные сравнения («ведра с огурчик» и «ведра с наперсток» и т. п.); отрабатывать интонационную выразительность речи (чтение концовки сказки в лицах).

Ход занятия.

Воспитатель сообщает детям, что на сегодняшнем занятии разговор пойдет о русской народной сказке. Просит вспомнить, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Предлагает назвать известные им русские народные сказки. Следит за точностью ответов, поправляет ребенка, если он вспоминает авторскую сказку или сказку народов мира. Хвалит детей за активность, за правильные ответы дает фишки.

Затем дети называют свои любимые русские народные сказки, а также сказку, которую им рассказывали в прошлом месяце («Заяц-хваста»), вспоминают ее концовку («Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»).— А в сказке, которую вы услышите сегодня,— говорит воспитатель,— живут-поживают «бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка и мышка-норушка». Запомнили героев сказки? Кто назовет их правильно, получит сразу две фишки. Слушайте сказку внимательно да на ус мотайте:

- По синю морю корабль бежит, Серый волк на носу стоит, А медведь паруса крепит. Заюшка кораблик за веревку ведет, Лисичка из-за кустика хитро глядит: Как бы зайку украсть. Как бы веревку сорвать.

Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.

Рассказывание сказки.

Закончив рассказывать, педагог спрашивает, все ли детям понятно, понравилась ли сказка. Дает возможность обменяться впечатлениями и повторяет заключительную фразу, чтобы помочь малышам уяснить, что поговорку «У страха глаза велики» приводят в тех случаях, когда людям от страха чудится то, чего нет в действительности.

— Кому же что померещилось?— задает педагог вопрос. Выслушивает ответы, зачитывает концовку сказки. Предлагает четверым детям прочесть отрывок в лицах (с места), а заключительную фразу всем произнести хором. Награждает фишками детей за хорошую декламацию.

Затем отрывок читают в лицах еще четверо детей.

В конце занятия воспитатель спрашивает, понравилась ли новая сказка, кому, что в ней особенно понравилось. Сообщает, что существуют 2 варианта этой сказки. Второй вариант под названием «Бабушка, внучка да курочка» похож на этот, но есть между ними и различие. Демонстрирует иллюстрированные издания обеих сказок и предлагает детям в свободное время внимательно рассмотреть эти книги, сравнить их, а потом рассказать ей и друг другу о своих наблюдениях. Спрашивает, кто, сколько фишек получил.

Конспект 12

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного народного творчества (победа добра над злом, счастливый конец).

Ход занятия:

Педагог спрашивает, какие русские народные сказки могут назвать дети, есть ли среди них любимые. Напоминает программные произведения, с которыми детей знакомили в этом году: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый». Предлагает послушать еще одну русскую народную сказку — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Начинает чтение присказкой. После окончания сказки дает детям возможность посидеть молча, поразмышлять, переживая трудную судьбу ее героев, затем говорит:

- Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели, и доброму концу порадоваться. Какие же необычные, сказочные, события происходят с сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой? (Мальчик превратился в козленочка, но козленочек разговаривает, как человек; есть в сказке ведьма, которая Аленушку на дно реки кинула, и т.д.)

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на язык сказки, подчеркивает, что он отличен от языка рассказов и стихов. В подтверждение своих слов вспоминает с ними начало («Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка...»), концовку («Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле»).

Далее педагог зачитывает отдельные фразы из текста, а дети находят в них сравнения, описания, типичные для народных сказок.

Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки. Идут они по дальнему пути, по широкому полю. Шли-шли — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает (хоровое выступление и индивидуальные). Залилась Аленушка слезами. О чем, красная девица, плачешь? (Воспитатель объясняет, что красная—это красивая, пригожая.)  Я тебя наряжу в злато-серебро... стали они жить-поживать, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки. А сама оборотилась Аленушкой... Закинули сети шелковые... и др.Дети вместе с воспитателем повторяют жалобу козленочка и ответ Аленушки (2 хоровых и 1—2 индивидуальных повторения). Педагог следит за выразительностью их речи.

Воспитатель зачитывает отрывок о том, как шли сестра и брат по широкому полю и встречали на своем пути копытца с водой. Приглашает нескольких человек для драматизации этого отрывка. Сам педагог выступает от лица рассказчика. Слова «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает» проговаривают зрители.

Драматизация повторяется дважды.

Если останется время, воспитатель читает отрывки по заявкам детей.

Конспект 13

        Тема: Рассказывание русской народной сказки «Лисичка-сестричка и

 Серый  волк».

        Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову.

Ход занятия:

        Вступительная беседа.

- Дети, вспомните, чем отличается рассказ от стихотворения, сказки?

- Кто сочиняет сказки и стихотворения?

-Вы знаете немало сказок о животных. Во многих сказках главная героиня или одна из героинь - лиса. Какими словами можно сказать о лисе, о её внешности? Вспомните сказки, в которых рассказывается о лисе.

- Сегодня я расскажу вам ещё одну сказку о лисе. Слушайте внимательно, а потом скажите, какими вам показались главные герои этой сказки.

        После чтения сказки проводится беседа.

-Почему это произведение называется сказкой?

- Кто главные герои сказки?

- Расскажите, какой вы представляете себе лису. Какими словами о ней можно рассказать? Вспомните, как говорится о лисе в сказке.

- Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

- Какие необычные сказочные выражения вы запомнили?

        Педагог рассматривает с детьми иллюстрации к сказке. Помогает вспомнить эпизоды, которые они отражают.

- Ребята, вы уже научились различать сказку, рассказ и стихотворение. А теперь вспомните, что такое загадка (ответы детей). Правильно, в загадке рассказывается о чём-либо, но сам предмет не называется. Нужно хорошо подумать и отгадать, о чём говорится в загадке.

- Сейчас я загадаю вам загадки, а вы не просто отгадывайте их, но и объясняйте свои отгадки.

        1. С ветки на ветку

            Быстрый, как мяч,

            Скачет по лесу рыжий циркач.

            Вот на лету он шишку сорвал,

            Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

        2. Полежала между ёлками

            Подушечка с иголками.

            Тихонько полежала,

            Потом вдруг убежала.

        3. Хоть верь, хоть не верь:

            Пробежал по лесу зверь.

            Нёс на лбу он неспроста

            Два развесистых куста.

- Как вы догадались, что это … (белка, ёжик, олень)?

- С чем белку (ежа) сравнивают? Как ещё об этом можно сказать? Молодцы!

- А сейчас поиграем в игру «На что похоже». Кто-нибудь из нас выйдет из комнаты, пока мы договоримся, о ком будем загадывать загадку. Потом мы будем говорить, на что похож тот, о ком мы загадали, а ребёнок должен отгадать нашу загадку.

        Игра проводится 3-4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"

Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Уважаемые коллеги!На протяжении многих лет я углубленно работаю над формированием у детей духовно-патриотических чувств: любви к малой родине, к кубанскому краю. Многонациональная кубанская земля имее...

"Ознакомление с малыми фольклорными формами"

Конспект занятия для средней группы...

Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.

Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ...

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

Использование малых форм фольклора решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точ...