конспект занятия по развитию речи в старшей группе,лексическая тема "Грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калюжная Татьяна Алексеевна

Цель:

- Уточнить знания детей с ОНР о грибах;

Коррекционно-образовательные задачи данной НОД :

Обобщение и систематизация представлений о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме «Грибы» (гриб, грибники, белый, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, поганка, сыроежка, опята, ножка, шляпка, съедобный, ядовитый, искать, собирать, жареные, вареные, саленые, замороженные, сушенные). Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, словоизменение).

Коррекционно- развивающие задачи:

Развитие связной речи, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой, и общей моторики.

Воспитательные задачи:

Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

- Развитие связной речи по теме;

Здоровьесберегающие технологии:

1. Дыхательная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика

4. Массаж лица

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_grib.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи.

Лексическая тема «Грибы»

Цель:

- Уточнить знания детей с ОНР о грибах;

Коррекционно-образовательные задачи данной НОД :

Обобщение и систематизация представлений о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме «Грибы» (гриб, грибники, белый, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, поганка, сыроежка, опята, ножка, шляпка, съедобный, ядовитый, искать, собирать, жареные, вареные, саленые, замороженные, сушенные). Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, словоизменение).

Коррекционно- развивающие задачи:

Развитие связной речи, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой, и общей моторики.

Воспитательные задачи:

Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

- Развитие связной речи по теме;

Здоровьесберегающие технологии:

1. Дыхательная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика

4. Массаж лица

Оборудование: видео «Уроки Тетушки Совы», предметные картинки с изображением грибов, ноутбук, звуки природы на носителе (дождь) и звук гудка паровоза, презентация «Грибы», коврики из фетра, геометрические фигуры из фетра (треугольники - 6 шт., полукруг, маленький круг – 2 шт.), грибы из фетра, картинка ежа, мяч; зеркала, ребус для слова «опята» .

Ход занятия.

Логопед - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какое сообщение я получила сегодня на электронную почту от лесных зверят.

Видео «уроки Тетушки совы»

Логопед - Но оказалось, что это не легкая задача. Звери не смогли выполнить его, потому что не знали какие грибы можно собирать в лесу. Хотите поможем лесным зверям выполнить их домашнее задание. Для этого нам нужно отправиться в лес, а как же нам туда добраться?

Дети предлагают варианта.

Раздается звук паровоза.

Логопед - Что это за звук? А давайте отправимся в лес на паровозе.

Дети становятся в «паровозик». Дыхательная гимнастика «Паровозик».

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Слайд №1. Лес.

Логопед - Вот мы с вами и попали в лес. А вы знаете, как называются люди, которые собирают грибы? Мы с вами станем грибниками. А хотите, я расскажу вам историю, как наш Язычок ходил в лес за грибами? Проходите на стульчики, садитесь удобно и слушайте.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед - Однажды осенью Язычок собрался в лес за грибами. Он взял большую корзину ( упр. Чашечка) и отправился в лес. По дороге Язычок увидел ручеёк (упр. Ручеёк). Он подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в нем. Язычок долго ходил по лесу и, наконец, увидел чудесную полянку (упр. Лопаточка), а на ней много-много грибов (упр. Грибочек). Язычок перебегал от одного грибочка к другому (упр. Часики). Набрав полную корзинку (упр. Чашечка), Язычок вернулся домой.

Логопед - Язычок собрал много грибов. Пора и нам их собирать. Давайте пойдем на лесную полянка и начнем уже искать грибы. Только сначала вспомним как выглядят грибочки. Из каких частей состоит гриб? (ножка, шляпка, грибница).

— Ребята, а скажите мне какое сейчас время года?

– Какой месяц?

– Какой сегодня день?

– Какая погода?

Логопед - Ребята, а какую погоду любят грибы, как вы думаете? (дождливую) Молодцы (включается звук дождя). Вот и у нас в лесу дождь пошел.

Самомассаж

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

Логопед – Ребята, такой осенний дождик называется Грибной. После этого дождя в лесу появилось много грибов. Ну что пойдем их искать? Проходите на полянку.  Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

Ответы детей.

Дети садятся на стульчики перед монитором.

Логопед -

Под еловой лапой колкой

Притаились два грибка.

Крепышей под темной елкой

Вижу я издалека.

Ножки белые, как сахар,

Шляпки темные, как шелк.

Долго мама будет ахать:

«Где ж ты их, дружок, нашел?»

Логопед - Что за гриб притаился под елочкой?

Появляется на экране изображение белого гриба.

Логопед - Правильно, Белый гриб. А как вы узнали? (шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.)Как думаете, нужно лесным зверям брать такой гриб?

Я родился в день дождливый

Под березой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой.

Логопед - Что за гриб? (Подберезовик) Как вы догадались? (шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.) А этот гриб нужно брать в лесу?

Логопед - Идем дальше. Смотрите какие интересные грибы торчат из травы, как яркие желтые пуговицы. (Появляется лисички)

Логопед - Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)

Логопед - Как вы думаете почему? (желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая).Такой гриб зверям брать нужно?

Логопед - Давайте еще посмотрим, может быть, найдем еще грибы.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

(Появляется картинка подосиновика)

Логопед - Что за гриб? Как вы его узнали? (с красной шляпой, ножка высокая.) Что скажем лесным зверям?

(Появляется на мультимедийной доске картинка мухомора)

Логопед - Вот стоит красавец! Вы знаете этот гриб? (самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.)Этот гриб точно нужно взять зверям!

Дети - Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому -то другому.

Логопед - А какой еще ядовитый гриб можно встретить в лесу?

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня – отравится!

(Появляется на мультимедийной доске картинка бледной поганки)

Логопед - Что мы о нем скажем?( смертельно ядовитый гриб. Ножка  длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная)

Логопед -

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай не мешкай!

Это … (сыроежки)

(Появляется на мультимедийной доске картинка сыроежки)

Логопед – Что это за гриб? Что мы о нем знаем? (шляпки могут быть красного, желтого, зеле¬ного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.)Такой гриб нужно брать в лесу?

Логопед - А название следующего гриба мы свами должны отгадать.

Ребус «опята». Звуко -слоговой анализ слова.

Игра с мячом «Большой – маленький»

Логопед: В лесу растут большие грибы и маленькие.

Большой мухомор – маленький мухоморчик

белый гриб – беленький грибок                сыроежка – сыроежечка

подберёзовик – подберезовичек                поганка – поганочка

подосиновик – подосиновичек

Физ. минутка. Подвижная игра «За грибами»

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки. (дети идут по кругу.)

Белочки скакали, ( прыжки на месте)

Рыжики срывали. (приседают, срывают воображаемые грибы.)

Лисичка бежала, (бегут по кругу)

Лисички собирала. (собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки, (показывают ушки, попытки прыжков)

Искали опятки. (руки в стороны – удивление, поворот головы)

Медведь проходил, (ходьба по кругу как мишка)

Мухомор раздавил. (поднимают ноги, по возможности поочередно)

Игра «Сколько грибов собрали?»

Логопед: Ребята, скажите мне

–  В лесу мы собрали много…

– Мы собрали много каких грибов… ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)

– А в корзинку мы не положили какие грибы…?

Логопед - Ребята, а кто ещё в лесу любит грибы? (Появляется изображение ежа) Посмотрите, кто заглянул к нам на полянку. Давайте пройдем за стол, возьмем наши волшебные коврики и на них, с помощью геометрических фигур, вы выложите ёжика. А затем помогите ему собрать немного грибов.

Лоскутный конструктор.

Дети выкладывают ежа на ковриках из геометрических фигур (треугольники, полукруг, круг) и собирают грибы из пазла.

Согласование существительных с числительными

Логопед - Молодцы, а теперь скажите мне, пожалуйста, сколько грибов нашел ваш еж? Отвечаем, начиная со слов «Мой ёж собрал ...»

Ежик: Спасибо ребята! Теперь я много грибов на зиму припас! До свидания!

Логопед - Хорошо, все грибы мы разложили.  Грибов мы собрали очень много, а давайте подумаем, как мы можем их сохранить на зиму.

Словоизменение.

Логопед - Если мы их посушим, то какие они станут? Если мы их сварим, то какие они станут? Если мы из засолим, замаринуем, заморозим, пожарим. Если приготовим суп, как он будет называться? А если мы приготовим жаркое из грибов ,то оно как будет называться?

Логопед - Молодцы, а теперь давайте все повторим. (Пальчиковая гимнастика)

Дети в лес грибной пошли

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили,

Засолили, засушили.

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

Упражнение «Что за гриб?»

Логопед: ребята давайте напомним зверятам, чтобы они не забыли, какие грибы мы им помогли собрать? Отвечаем полным предложением.

– Как называется  этот гриб? (Этот гриб называется……)

– Где он растет? (Он растет в лесу)

– Под каким деревом? (под березой)

– Положим куда? (Этот гриб положим в корзину)

Логопед - Молодцы, вспомнили все грибы правильно. (Раздается гудок паровоза).

Итог занятия

Логопед - Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы с вами помогли лесным зверям выполнить их домашнее задание. Они теперь точно знают, какие грибы можно собирать в лесу, а какие нет. А вы, ребята, все запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения».

Конспект занятия  по развитие речи  в подготовительной группе«Лексические игры и упражнения».Воспитатель:Кажимова Е.Р.Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слухово...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Лексическая тема "Мебель".

Это занятие позволит расширить и конкретизировать представления воспитанников о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема: "Профессии в детском саду"

Цель: расширять представления детей о профессиях людей, их значимости в обществе;Задачи:- закрепит представление детей о профессиях людей, работающих в детском саду- воспитывать уважение к труду сотру...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»

Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи: - Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы; - Закрепить и обобщит...

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема: «Домашние животные»

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе.Лексическая тема: «Домашние животные»Подготовила: Дементьева Любовь Васильевна,воспитатель, ГБДОУ детский сад N20компенсиру...