Конспект занятия по развитию речи "Осенний урожай", для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калюжная Татьяна Алексеевна

Цель:

Обучающие: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Обобщать, расширять и закреплять предметный словарь по темам: овощи, фрукты  и ягоды.

Активизировать глагольный словарь, словарь признаков.

Учить согласовывать числительные с существительными.

Учить образовывать относительные прилагательные,  дифференцировать овощи, фрукты, ягоды.

Развивающие: Развивать связную речь, умение участвовать в диалоге.

Коррекционные: развитие зрительной и слуховой памяти, произвольного устойчивого внимания, мышления              

Воспитательные: любовь и уважение к природе , дружеские отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_oseni.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи "Осенний урожай", для детей 5-6 лет

Цель:

Обучающие: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Обобщать, расширять и закреплять предметный словарь по темам: овощи, фрукты  и ягоды.

Активизировать глагольный словарь, словарь признаков.

Учить согласовывать числительные с существительными.

Учить образовывать относительные прилагательные,  дифференцировать овощи, фрукты, ягоды.

Развивающие: Развивать связную речь, умение участвовать в диалоге.

Коррекционные: развитие зрительной и слуховой памяти, произвольного устойчивого внимания, мышления        

Воспитательные: любовь и уважение к природе , дружеские отношения.

Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа"

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Доброе утро! –

Птицы запели.

- Добрые люди

Вставайте с пастели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

- Вас в круг, ребята, собираю!

Пообщаться приглашаю!

(Дети собираются около педагога)

2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.

- Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)

Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.

- Ребята, а где живет ежик? (в лесу)

- Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.

- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

- Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды)

- Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут.

- Вы готовы? Тогда в путь

3.Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)

Слайд №2 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №17)

- Катится колючий ежик,

Нет ни головы не ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да

Уходи колючий еж,

В темный лес, где ты живешь.

4. Артикуляционная гимнастика.

- Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород).

-Ребята что нам нужно для того чтобы вскопать огород?

Упражнение для языка.

«Лопата».

-Ребята а давайте вспомним какой овощ  мы лопатой выкапываем?

 «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

- Вспомнили мы с вами что лопатой выкапывают, посмотрите, а здесь кабачок лежит!

«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Широко открыть рот, закрыть широким языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

-И пойдем мы с вами дальше по огороду по ровненькой дорожке.

«Ровная дорожка (или грядка) в огороде». Широко открыть рот, язык опустить за нижние зубы.        

- Ребята, а  что еще растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды

- Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)

- Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

5. Речевое упражнение «Убираем овощи»

- Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

- Картофель (выкапывают)

- Лук (срезают)

- Редис (выдергивают)

- Помидор (срывают)

- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)

- Баклажан (срывают)

- Перец (срывают)

- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)

- Капусту (срезают)

6. Упражнение «Повтори слова»

- Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.

- Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?

Ежик: Нет

- Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

7. Физминутка.

-Ребята, а прежде чем мы с вами отправимся дальше помогать ежику, надо немножко размяться.

Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)

 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)

Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной

- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)

И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)

А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)

Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

- А теперь нам надо отправиться, за фруктами.

8. Упражнение «Назови фрукты»

- Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

- Посмотрите и скажите, что растет в саду

9. Упражнение «Сосчитай фрукты»

- Надо собрать фрукты для ежика в корзину.

Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо каждого по пять, чтобы всем лесным жителям хватило.

- На картинке одна груша, 2 груши, 3 груши,4 груши, 5 груш.

- Одно яблоко, ……..

- Один персик, …….

- Одина слива,…..

-Один абрикос, ……….

-Вот и собрали мы с вами урожай фруктов ежику. Ребята наши с вами глазки устали наверное и нам надо немножко размяться.

10. Гимнастика для глаз.

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,        

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

11. Упражнение «Назови садовые ягоды»

- Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

- Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.

- Давайте ежику расскажем об этих ягодах, эти ягоды растут в саду-значит они какие ребята?(садовые)

 12. Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)

- Мы сейчас подберем слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие по схеме?

- Клубника, какая? (красная, сладкая)

- Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)

- Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

-Крыжовник какой (красный белый сладкий сочный, круглый.)

13.Упражнение «Опиши ягоду»

- - Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая

- Малина (форма, размер, цвет, вкус)

Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом

- Ежик, это особая ягода за сезон можно собирать по 2-3урожая. Первый урожай собирают в начале лета, а второй сбор урожая у них осенью.

- Смородина (форма, размер, цвет, вкус)

- Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

-Ежик мы бы с удовольствием отправились с тобой в лес, но у нас много дел в Детском саду.

Ежик: Ну ладно. Ребята в лесу тоже много ягоды, только вот я не знаю, как она называется, подскажите мне пожалуйста.

14 Упражнение «Назови лесную ягоду»

-Давайте скажем ежику какие лесные ягоды мы знаем.(земляника, ежевика,  черника, рябина)

Теперь ты Ежик знаешь, как называются лесные ягоды.

Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая, а чтобы я запомнил где и какой урожай мы собрали, помогите мне разложить овощи, фрукты и ягоды в отдельные корзины.

-Ну что ребята поможем ежику?

Игра « Разложим урожай по корзинам»

15. Подведение итогов

- Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика

Огурец, помидор, баклажан – это …

Яблоко, груша, апельсин – это …

Клубника, малина, смородина – это …

Рябина, калина, ежевика – это …

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. До  свидание.

- Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сегодня путешествовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непослушный Петушок: конспект занятия по развитию речи и изо детей раннего возраста

Занятие для детей раннего возраста, в ходе которого дети  знакомятся с  Петушком,  чем он питается, закрепляют произношение крика петушка, закрепляют знание синего цвета и знакомятся со...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».

Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...

Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии

Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны  Возрастная группа: СредняяТема:  «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...

Конспект занятия «Коммуникация» Развитие речи и общения детей. Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Программное содержание:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение п...

Конспект занятия по развитию речи "Урожай в саду".

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе....