"Звуковой анализ слов "Мышка" и "Мишка" характеристика звуков. Старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Носова Нина Витальевна

Конспект занятия по обучению граммоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_starshaya.docx195.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

 «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

                      Детский сад №;8 «Зоряночка»

                                                                                                ______________С.Ю. Месикова

                                                                                           13 ноября   2019г

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Звуковой анализ слов «мышка» и «мишка»

 и характеристика звуков.»

Воспитатель

                     Носова  Нина Витальевна

первой квалификационной категории

Ессентуки

2019г.

Цель: создать условия для совершенствования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи обучающие:

  • закрепить знания детей о звуках-гласных, согласных (твердых, мягких)
  • совершенствовать навыки звукового анализа слов

Задачи развивающие:

  • развить речь детей
  • пополнять словарный запас
  • развивать логическое мышление

Задачи воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль
  • Воспитание доброжелательности, самостоятельности
  • Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование:

1. Игрушка медведь

2. Карточки с пяти-звуковыми схемами для каждого ребенка
3. Фишки красные, синие, зеленые у каждого ребенка и у доски

4. Предметные картинки

5. Цветочки красного, зелёного и синего цветов

Ход занятия:

1. Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто это.

Загадка:

Косолапый к нам идет.

Любит кушать лесной мёд.

Умеет громко он реветь

Потому что он.....медведь

2. Подвижная игра "Он мохнатый"

Дети произносят слова:

Он мохнатый, он большой

Спит в берлоге он зимой

Летом ягоды жует

дикий мед у пчел берет

Грозно может зареветь

косолапый зверь "медведь"

После того, как дети услышат слово медведь, разбегаются по своим местам.

Мишка поприсутствует у нас на нод и узнает много нового и интересного.

3. Звуковой анализ слова мишка

Воспитатель: назовите мне пожалуйста первый звук в слове мишка.(М) Какой это звук? (согласный мягкий) Дети показывают зеленую карточку.

Второй звук (И) гласный. Показывают красную карточку

Назовите следующий звук (Ш) согласный твердый. Зеленая карточка

Кто назовёт последний звук (А) гласный. красная карточка

Молодцы ребята.

4. Мини -викторина. Все ответы должны начинаться со звука м.

Что любит медведь ( мед)

что светит над головой медведя ночью (месяц)

как называют детенышей медведя (медвежата)

Как называют мама медвежат ( медведица)

Одеждой медведя является ( МЕХ)

Умнички, как вы много всего знаете.

5. А теперь поиграем в игру " Поймай звук"

Если вы услышате в слове звук м, хлопайте в ладоши.

Мишка, каша, молоко, банан, мармелал, месяц, мыло, велосипед, машина, апельсин

6. Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги,

Намочил в воде он ноги,

Отряхнулся, потянулся,

Облизнулся, улыбнулся.

Побежал он к речке быстрой,

Отхлебнул водички чистой

И отправился искать

Медвежат себе под стать.

Молодцы, проходите на свои места.

7. Игра изобрази, что скажу

Заяц, который попал в беду

Белка, которая нашла большой орех

Медведь, который объелся

лису, которая отнимает у волка рыбку

Мышку, которая грызет сыр, киску, которая пьёт молочко.

Как здорово у вас всё получилось.

8Отгадывание загадки

- Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Кто за стенкою шуршит,

Тонким голосом пищит,

Сыр от них не утаишь.

Всем ворам - воришка ...

Дети: Мышка.

- Верно! Молодцы! Часто мышей полевок можно встретить перебегающими в полях и местах, где есть скопление зерновых культур. Но и в частных домах мыши заводятся сами собой. Для прокорма мыши добывают себе пищу, а едят они все, начиная от газет и заканчивая кожаной обувью, а что уж говорить, если в доме имеются частые остатки пищи в виде черствого хлеба и крошек. Почему-то все привыкли думать, что мыши любят сыр, но, честно говоря, он не вызывает у грызунов такого большого восторга. Лучший корм для пушистых зверьков — зерно, шоколад, масло и т. д. А миф о невероятной любви к сыру возник, видимо, потому, что раньше хозяйки оставляли его в открытых местах на кухне, в кладовке. Поэтому и лакомились им мыши — не оставаться же голодными.

9. Звуковой анализ слова «мышка».

- А сейчас мы с вами проведем звуковой анализ слова «мышка».

Дети проходят за столы и садятся.

- Давайте прочитаем слово «мышка» так, чтобы услышать все звуки (дети работают на местах).

- А теперь нужно прочитать слово «мышка» так, чтобы услышать первый звук;

- второй звук;

- третий звук;

- четвертый звук;

- пятый звук

- Какой еще звук всегда твердый? (звук ж)

- Что мы знаем о звуке ш? (он всегда твердый)

Разбор слова

- Сколько всего звуков в слове «мышка»?

-Сколько гласных звуков?

- Назовите первый гласный звук?

- Какой второй гласный звук?

- Сколько твердых согласных звуков?

- Какой первый твердый согласный звук?

- Назовите второй твердый согласный звук?

- Назовите третий твердый согласный звук?

- Есть ли в слове мягкие согласные?

- А теперь нужно разделить слово «мышка» на слоги (вызываю детей).

- Теперь вспомните какое слово вы разбирали в прошлый раз? Правильно, это слово «мишка». В чем сходство и различия?

Дети называют.

-Молодцы! Справились   и с этим заданием.

10. Физкультминутка «Мышка»

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

 

Дети возвращаются на свои места.

- В слове «мышка» надо поставить ударение.

- Над какими звуками ставим ударение? (над гласными)

- Какой у нас ударный слог? (мыш)

- А какой безударный слог? (ка)

11. Игра «Какой звук остался?»

под диктовку:

- убираем фишку, обозначающую звук м;

- убираем фишку, обозначающую звук а;

- убираем фишку, обозначающую звук к;

- убираем фишку, обозначающую звук ы;

- убираем ударение

- Какой звук остался? (звук ш)

12. Игра «Магазин игрушек»

- А теперь мы с вами поиграем, я предлагаю вам игру «Магазин игрушек». Нужно будет вам «покупать» в этом магазине игрушки, название которых начинается на заданные звуки.

Дети «покупают» игрушки.

-Молодцы!

 13. Игра «Угадай-ка»

На доске прикреплены предметные картинки (олень, лиса, волк, рысь). Вразброс висят карты-схемы слов – названий картинок. Дети должны провести линии-указатели от схем к картинкам.

- Ребята, скажите, кто из этих животных не хищник?

Ответы детей.

- А теперь давайте попробуем сами нарисовать мышек, не переживайте если не все будет получаться, нам всегда помогут трафареты.

- Какое слово мы сегодня разбирали?

- В какие игры играли?

- Что было для вас более интересным?

- Что показалось сложным? Ничего страшного, если у вас были сложности, мы обязательно все повторим.

hello_html_4695675.jpg




hello_html_2a5ea633.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»

Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»Задачи:Развитие силы голоса.Уточнение правильной артикуляции звука  «Ы».Дифференциация понятий «...

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

цифровое методическое пособие по формированию навыков звукового анализа "Улица звуков"

 Цифровое методическое пособие «Улица звуков» направлено на формирование навыков звукового анализа  у детей дошкольного возраста. Данная технология соответствует современным требовани...

презентация: Мастер-класс для родителей по формированию навыка звукового анализа у детей старшего возраста "В мире звуков".

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Для детей с нарушен...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...