Использование потенциала театрализованной деятельности для развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
материал по развитию речи

Метелкина Любовь Александровна

Презентация опыта работы по театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование потенциала театрализованной деятельности для                развитии речи детей старшего дошкольного возраста с  ТНР

  Используя в   работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, различные технологии и анализируя результат их применения, я пришла к выводу, что совместная театрализованная  деятельность     способствует развитию звуковой культуры речи, интонационной выразительности, диалогической и монологической речи. Поэтому, учитывая особенные возможности здоровья детей с ТНР, я разработала план – программу «Сказочная страна» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.  (Приложение № 1)  Дети в группе компенсирующей направленности обучаются   с 5 до 7 лет, поэтому  план – программа рассчитана на два учебных года.

Цель программы: Развитие культуры и техники речи, артистических способностей старших дошкольников с  ТНР  через  театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию и эмоциональную окраску речи;
  2. создать условия для преодоления страха публичного выступления;
  3.  знакомить с некоторыми видами театрального искусства, театральными профессиями.  

Общая система организации работы по театрализованной деятельности:

  • знакомство с театрами разного  жанра;
  • знакомство с текстом художественного произведения;
  • освоение выразительных средств передачи образа;
  • изготовление макетов, атрибутов, декораций;
  • проигрывание содержания на макете;
  • организация театрализованного представления.

Театрализованная деятельность организуется и проводится во время, свободное от непосредственно образовательной деятельности.  На протяжении всего периода содержание и формы деятельности постепенно усложняются. Реализация программы проходит  поэтапно.

Подготовительный этап:  в режимные моменты я включаю артикуляционные, дыхательные упражнения и пальчиковые игры для   развития звуковой культуры речи, интонационной окраски речи.  

Во второй половине дня   я   использую: систему упражнений логоритмики для формирования темпа и ритма речи,  игры с использованием     танцевально-двигательной  техники, которые способствуют развитию фонематическое  восприятие, координация движений; этюдную  технологию  с целью преодоления у детей страха публичного выступления и развития актерских навыков.

Детям  с ТНР в начале учебного года озвучивать героев очень сложно. Поэтому, я разработала сказку без слов «Курочка ряба». (Приложение № 2)    Использование этого приема способствует формированию у детей внутренней речи.

В целях создания условий для самостоятельной  театрализованной деятельности детей в группе  организован театральный уголок. В уголке  находятся с различные виды театров (пальчиковый, картонажный, настольный и т.д.); костюмы героев сказок, сшитые родителями; атрибуты.  Дети в свободное время самостоятельно или по договоренности выбирают вид театра, сказку или героев для обыгрывания сказки.  В результате самостоятельной театрализованной  деятельности у детей появляется желание выступить перед зрителями  в роли актеров. Вместе с детьми мы выбираем  сказку для спектакля.  

 Основной этап: обязательно читаем оригинальный вариант сказки.  Обсуждаем   сколько героев в сказке, если героев не хватает,  дети предлагают, кого добавить, если избыток – какого героя можно убрать и как при этом измениться сказка.  Затем совместно распределяем роли по желанию детей.     По содержанию сказки составляем список декораций, костюмов и  атрибутов. В этот период дети знакомятся и с театральными профессиями. Изготовление декораций  - это трудоемкий и очень интересный для детей процесс. Сначала мы рассматриваем иллюстрации к сказке, дети рисуют эскизы, мы выбираем оптимальный вариант и приступаем к изготовлению декораций. Подбор материала, красок, кисточек – это моя работа, раскрашивание деталей – это возможность детям  выполнить работу художника – декоратора. Подготовка костюмов для героев это  направление, в котором под большим секретом участвуют родители.

Самый сложный и трудоемкий процесс, конечно, разучивание ролевого текста. Ролевые тексты разучиваю с детьми в группе.  На этом этапе осуществляется взаимодействие  с  учителем-логопедом   по отработки  четкости произношения поставленных у детей звуков. Организую режиссерские игры с различными видами театра во время которых дети в игровой форме  отрабатывают диалоги и ролевые действия. После этого    происходит постановка сценического действия на площадке среди декораций

Заключительный этап: премьера спектакля перед родителями воспитанников на заседании семейного клуба «Забота».  На следующий день мы обязательно выступаем перед детьми нашего детского сада.            

Воспитанниками группы компенсирующей направленности  были показаны сказки:  сказка без слов «Курочка Ряба», кукольный театр «Теремок»,    «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Зайка ищет новый дом».

По результатам педагогической диагностики   освоения план-программы «Сказочная страна»  есть положительная динамика:  

  • у детей развивается речевая активность;
  • дети  выбирают роли и  участвуют в театрализованных  представлениях;
  •  имеют представление о разнообразии театрального искусства, театральных профессий.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности "Щелкунчик" (Для детей старшего дошкольного возраста)

Проект по театрализованной деятельности "Щелкунчик"(Для детей старшего дошкольного возраста)Актуальность:Одним из направлений развития детей в дошкольного возраста, согласно Федеральному государственн...

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Театрализованная деятельность в жизни детей    старшего дошкольного возраста». Цель: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной д...

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Дополнительная образовательная программахудожественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность)  «СКАЗОЧКА»для детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...

Роль театрализованной деятельности в жизни детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности. В статье выявлены педагогически ус...