Главные вкладки

    Использование потенциала театрализованной деятельности для развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
    материал по развитию речи

    Метелкина Любовь Александровна

    Презентация опыта работы по театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование потенциала театрализованной деятельности для                развитии речи детей старшего дошкольного возраста с  ТНР

      Используя в   работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, различные технологии и анализируя результат их применения, я пришла к выводу, что совместная театрализованная  деятельность     способствует развитию звуковой культуры речи, интонационной выразительности, диалогической и монологической речи. Поэтому, учитывая особенные возможности здоровья детей с ТНР, я разработала план – программу «Сказочная страна» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.  (Приложение № 1)  Дети в группе компенсирующей направленности обучаются   с 5 до 7 лет, поэтому  план – программа рассчитана на два учебных года.

    Цель программы: Развитие культуры и техники речи, артистических способностей старших дошкольников с  ТНР  через  театрализованную деятельность.

    Задачи:

    1. развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию и эмоциональную окраску речи;
    2. создать условия для преодоления страха публичного выступления;
    3.  знакомить с некоторыми видами театрального искусства, театральными профессиями.  

    Общая система организации работы по театрализованной деятельности:

    • знакомство с театрами разного  жанра;
    • знакомство с текстом художественного произведения;
    • освоение выразительных средств передачи образа;
    • изготовление макетов, атрибутов, декораций;
    • проигрывание содержания на макете;
    • организация театрализованного представления.

    Театрализованная деятельность организуется и проводится во время, свободное от непосредственно образовательной деятельности.  На протяжении всего периода содержание и формы деятельности постепенно усложняются. Реализация программы проходит  поэтапно.

    Подготовительный этап:  в режимные моменты я включаю артикуляционные, дыхательные упражнения и пальчиковые игры для   развития звуковой культуры речи, интонационной окраски речи.  

    Во второй половине дня   я   использую: систему упражнений логоритмики для формирования темпа и ритма речи,  игры с использованием     танцевально-двигательной  техники, которые способствуют развитию фонематическое  восприятие, координация движений; этюдную  технологию  с целью преодоления у детей страха публичного выступления и развития актерских навыков.

    Детям  с ТНР в начале учебного года озвучивать героев очень сложно. Поэтому, я разработала сказку без слов «Курочка ряба». (Приложение № 2)    Использование этого приема способствует формированию у детей внутренней речи.

    В целях создания условий для самостоятельной  театрализованной деятельности детей в группе  организован театральный уголок. В уголке  находятся с различные виды театров (пальчиковый, картонажный, настольный и т.д.); костюмы героев сказок, сшитые родителями; атрибуты.  Дети в свободное время самостоятельно или по договоренности выбирают вид театра, сказку или героев для обыгрывания сказки.  В результате самостоятельной театрализованной  деятельности у детей появляется желание выступить перед зрителями  в роли актеров. Вместе с детьми мы выбираем  сказку для спектакля.  

     Основной этап: обязательно читаем оригинальный вариант сказки.  Обсуждаем   сколько героев в сказке, если героев не хватает,  дети предлагают, кого добавить, если избыток – какого героя можно убрать и как при этом измениться сказка.  Затем совместно распределяем роли по желанию детей.     По содержанию сказки составляем список декораций, костюмов и  атрибутов. В этот период дети знакомятся и с театральными профессиями. Изготовление декораций  - это трудоемкий и очень интересный для детей процесс. Сначала мы рассматриваем иллюстрации к сказке, дети рисуют эскизы, мы выбираем оптимальный вариант и приступаем к изготовлению декораций. Подбор материала, красок, кисточек – это моя работа, раскрашивание деталей – это возможность детям  выполнить работу художника – декоратора. Подготовка костюмов для героев это  направление, в котором под большим секретом участвуют родители.

    Самый сложный и трудоемкий процесс, конечно, разучивание ролевого текста. Ролевые тексты разучиваю с детьми в группе.  На этом этапе осуществляется взаимодействие  с  учителем-логопедом   по отработки  четкости произношения поставленных у детей звуков. Организую режиссерские игры с различными видами театра во время которых дети в игровой форме  отрабатывают диалоги и ролевые действия. После этого    происходит постановка сценического действия на площадке среди декораций

    Заключительный этап: премьера спектакля перед родителями воспитанников на заседании семейного клуба «Забота».  На следующий день мы обязательно выступаем перед детьми нашего детского сада.            

    Воспитанниками группы компенсирующей направленности  были показаны сказки:  сказка без слов «Курочка Ряба», кукольный театр «Теремок»,    «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Зайка ищет новый дом».

    По результатам педагогической диагностики   освоения план-программы «Сказочная страна»  есть положительная динамика:  

    • у детей развивается речевая активность;
    • дети  выбирают роли и  участвуют в театрализованных  представлениях;
    •  имеют представление о разнообразии театрального искусства, театральных профессий.  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по театрализованной деятельности "Щелкунчик" (Для детей старшего дошкольного возраста)

    Проект по театрализованной деятельности "Щелкунчик"(Для детей старшего дошкольного возраста)Актуальность:Одним из направлений развития детей в дошкольного возраста, согласно Федеральному государственн...

    Проект "Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

    В данном поекте разработана система работы по развитию речи  через разные виды деятельности с использованием мнемотаблиц....

    Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

           «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...

    План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста».

    laquo;Театрализованная деятельность в жизни детей    старшего дошкольного возраста». Цель: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной д...

    « Использование мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста »

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Колобок» станицы Выселки муниципальное образование Выселковский район....

    «Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...