«Русская изба. Колыбель».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

детей средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №91 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт - Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

детей средней группы

на тему

«Русская изба. Колыбель».

с использованием современных образовательных технологий.

(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).

Воспитатель:

Авазова Т.Н.

Санкт – Петербург

2019

Цель:  обогащение и совершенствование речи,

 овладение конкретными речевыми умениями, а именно, построением связного развёрнутого высказывания  с использованием фольклорного материала. 

Образовательные задачи:

- учить детей составлять небольшой связный рассказ с использованием фольклора;

- закрепить произношение звука «ч»;

- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- познакомить детей с колыбелью, непременным предметом русской избы;

- познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора, открывая мир словесного искусства (ритмический склад речи, напевность, выразительность интонаций).

Развивающие задачи:

-  раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить образно, выразительно;

- развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей.

Воспитательные задачи:

- учить сочувствовать, сопереживать;

- формировать интерес к фольклорной музыке, к живописи.

Занятие проводится в музее Русской избы.

Наглядный материал:  горница в Русской избе; кукла – младенец; колыбель; иллюстрации к колыбельным песням Ю.Васнецова; аудиозапись Колыбельных песен.

Предварительная работа: посещение музея «Русской избы».

Организация непосредственно образовательная деятельность.

- Сегодня, ребята, к нам на занятие придут гости, им нужна наша помощь. Не откажем им? А в конце занятия составим рассказ о том, как мы помогли нашим гостям.

В гости к детям приходит Хозяйка русской избы с младенцем (куклой) на руках. Младенец «плачет». А Хозяйка приговаривает:

Девочка-клубничка,

Румяное личико.

Щёчки что яблочки,

Губки как ягодки.

Носик-курносик

Пуговкой.

Глазки серенькие,

Зубки беленькие.

- Ребята, а кто же это плачет? Давайте назовём Машу ласково, может, она и перестанет плакать…

- … ( Машенька, Машуля, ребёночек, девчоночка…)

  • Ребята, Маша плачет… Как вы думаете. Что мы можем ещё сделать, чтобы успокоить её? ( Уложить её в колыбель, спеть колыбельную песенку).
  • А кто из вас знает колыбельные песенки? Кто может спеть?

 Кто-нибудь из детей укладывает Машу в колыбель и поёт ей колыбельную песенку «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». Потом все дети подпевают колыбельную, но Маша всё равно плачет.

  • Что же делать? Вспомните, как вас мамы укладывают спать.

Дети рассказывают, как их или младших детей в их семьях мамы укладывают спать.

-  Давайте поиграем. (Игра –драматизация «Укладываем спать Машу»)

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик , ночевать,

 Мою Машеньку качать.

А уж я тебе , коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Баю-баю-баиньки,

Купим Маше валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Машенька ходить,

Новы валенки носить.

Ай, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

И куда-то улетели.

Ай, люли, люленьки,

Возвращайтесь, гуленьки.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Машу не буди.

Тёмна ноченька – не спится,

Наша Машенька боится…

Ты, собаченька, не лай,

Нашу Машу не пугай!

Наша Маша будет спать,

Будет глазки закрывать.

  • Всё равно Маша не спит! Какая проказница! Что же делать? Давайте Машу покачаем в колыбели и негромко  в такт будем произносить: «Ч-ч-ч».

 Ребята хором негромко произносят звуки, тихо качают колыбель. Маша засыпает.

  • Давно-давно большую часть своего времени младенец проводил в подвешенной к потолку колыбели, называвшейся также люлькой, зыбкой. Колыбель - первый дом младенца. 

    Колыбели делались в виде длинного деревянного ящика, суживающегося книзу, в виде корзины. Колыбели привешивались веревками к потолку.  Постелью младенцу служил положенный на дно люльки соломенный матрасик или просто настеленная толстым слоем солома.
    Над колыбелью всегда был полог из темного ситца или холста. Он надевался для затемнения колыбели - считалось, что ребенок в темноте лучше спит, для защиты от насекомых и для предохранения от дурного глаза, входивших в избу посторонних людей.  Сейчас колыбели тоже есть, но они изменились. Они современные, красивые, удобные и уже не привешиваются к потолку.  А вот колыбельные песни не изменились, они остались прежними.  

Звучат колыбельные песни.  Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации Ю.Васнецова к колыбельным песням.   ( Дальнейшая работа ведётся под негромкую музыку колыбельных песен).

  •  «Колыбельная» это слово образовалось от слова «колыбать» - колыхать, качать. В русском языке есть такое слово «байка» -  напевный рассказ. Как вы думаете, ребята, какое слово, относящееся к теме нашего занятия «Колыбель», образовалось от него?
  • Правильно, это слово «баюкать»,  т.е. качать, усыплять. Для маленького ребёнка  спокойный сон – непременное условие для роста и развития. При покачивании и пении колыбельной песни малыш быстро засыпает. А колыбельные песни – светлые, добрые, нежные, ласковые…
  • А теперь давайте расскажем о том, как мы укладывали спать Машу, как она нас не слушалась, какие песенки мы ей пели.
  • Смотрите-ка! А Маша-то уже проснулась! Улыбается в своей колыбельке, радуется утру! А ну-ка, покажите как Маша радуется, улыбается!

Дети изображают радость.

- У Маши наступила утро, а у нас  с вами закончилось занятие. Вы сегодня молодцы! Уложили спать Машу, вспомнили колыбельные, да ещё и рассказали об этом.  (Педагог оценивает работу детей на занятии).

Создание условий для развития самостоятельной деятельности в повседневной жизни:

  1. Организация фольклорной выставки в уголке «Знай-ка» ;
  2. Размещение иллюстраций Ю.Васнецова в уголке «Знай-ка»;
  3. Чтение фольклорных произведений;
  4. Посещение с родителями музея русского быта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект НОД на тему: «Русская изба. Колыбель». (Развитие речи) Средняя группа.

Конспект НОД на тему: «Русская изба. Колыбель». (Развитие речи) Средняя группа....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...