Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи. Тема: "Звуки [Й У]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мацегорова Зоя Викторовна

конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект нод по развитию речи23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЕНОК»

(ФГБОУ ВДЦ «Орленок»)

Детский сад

Конспект занятия для детей

старшего дошкольного возраста

по развитию речи

Тема. "Звуки [ЙУ]"

Подготовила воспитатель

детского сада Мацегорова З. В.

2017 год.

Цель: формирование связной речи.

Задачи:

Образовательные: совершенствование умений производить сложный звуковой и слоговый анализ слов, производить речемыслительные операции на основе звукового и слогового состава слов; обогащение опыта чтения слогов;обогащение словаря,совершенствование грамматического строя, навыков согласования слов в словосочетании, подбирать слова к готовым схемам, составлять слова из звуков;развитие грамматического строя речи, умения составлять словосочетания по опорным словам;

Развивающие: закрепление представления о букве Ю и звуках [Й' У]; расширение представлений о гласных звуках; различие гласных первого и второго ряда(йотированных), дифференциация йотированных гласных между собой, уточнение различий между фонемой и графемой, различение оптически сходных букв.

Воспитательные: развитие фонетико-фонематических процессов, связной речи, памяти, внимания, воображения, тонкой моторики.

Методические приемы:        

                                План занятия:

1. Закрепление материала предыдущего занятия (Звуки [Й'О]

2. Рассказ воспитателя о приключениях игрушек.

3. Нахождение отличий между звуками [Й' О] и [Й' У].

4. Дидактическая игра на выявление звуков[Й' У] в словах и подбор к ним схем.

5.Физкультминутка «Юла»

6. Игра «Скажите со словом я»        

7. Игра «Закончи слово в предложении».

8. Разгадывание слова по первым звукам названий картинок и выкладывание его с помощью звуковых обозначений.

9. Упражнение-разминка«Будь внимателен»

10. Знакомство и штриховка буквы Ю.

11. Превращение буквы О в букву Ю.

12. Чтение слогов.

13.  Итог занятия.

Наглядность:

- иллюстрации в пособиях;

-обозначение звуков [[Й' У], [Й' О], [Т] и [У];

-картинки на звуки [Й' У] в словах, изображение буквы Ю;

- карандаши: простые, цветные.

Предполагаемый результат: дети научатся производить сложные виды звукового и слогового анализа, осуществлять мыслительные операции; классифицировать лексический материал в соответствии с заданной схемой; согласовывать слова в словосочетании.

Место проведения: групповая комната.

Форма проведения: групповая.

Количество человек: 14 - 18 человек.

Время проведения: 9. 00 часов.

Ход занятия.

I. - Какие звуки обозначает буква Ё?

-Почему звуки [Й' О] называются дружными?

-Почему Лисёнок дрожал и ёжился?

1) История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

        Вскоре Лисёнок уже вполне мог продолжить путешествие. Правда, он был не весел, и это очень тревожило его друзей.

        Игрушки уныло брели по улице. И вот они услышали песню:

                Ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю

                Я юлю, юлю, юлю,

                Всюду я сную-ю-ю,

                Песню вам спою-ю-ю:

                Грустных я развеселю,

                А весёлых огорчу,

                Всё вокруг переверну,

                Закручу и заверчу.

        Дверь домика буквы Ю распахнулась, и из него выкатилась юла-весела. Не прекращая свою песню, она лихо пошла в пляс, да так задорно и заразительно, что игрушки тут же присоединились к её танцу. Так они крутились -вертелись до тех пор, пока юла-весела сама не остановилась.Садитесь и посмотрите на картинку.

        - В доме какой буквы живёт юла-весела?

        - Какие два звука обозначает буква Ю?

        - Сегодня поговорим о звуках [Й' У].

        2) Дидактическая игра на выявление звуков [Й' У] в словах (в тетради).

II. - Картинка, где изображено, как юлит юла, обозначает звуки [Й' У]. Объясните, почему эти звуки называются дружными.

        - Найдите на рисунке хозяев домика юлы.

        -Чем отличаются звуки [Й' У] и [У]?

а) - Чем отличаются звуки [Й' О] и [Й' У]? (В конце [Й' О]- [О], а в конце [Й' У] - [У].)

        - Одинаково ли произносятся эти звуки?

б) - При произнесении какого из этих звуков губы образуют более широкую трубочку, а при каком - узкую?

        - Догадайтесь, какие бусинки обозначают звуки [Й' О], а какие - [Й' У], расшифруйте "звуковые" бусы. (Ё-ю-ё-ю-ё-ё-ю-ю и т.д.- в 1 задании рабочей тетради)

3). Ребята, посмотрите на доску. На картинках изображены предметы, в названии которых слышится звуки [Й' У]. В названии каких картинок звуки [Й' У] слышится в начале, середине, конце слова? Назовите, подберите схему. (Дети подбирают схемы к словам: юла, меню, утюг, юбка, ключ)

4) Физкультминутка.

Юля

Юлька-Юленька-юла,                        повороты с фонариками                        

Юлька юркая была.                                

Усидеть на месте Юлька        

Ни минуты не могла.                                                

Землянику собирала,                           наклоняются, собирая ягоды

Мыть посуду помогала.                      Моют воображаемую посуду

Куклам косы заплела,                          плетут себе «косы»

Пол в избе подмела.                            Метут пол

Юля в классики играла,                     прыгают на 2 ногах                        

Со скакалкою скакала,        

Нашей Юлии - хвала,                                хлопают в ладоши

Быстрой, юркой, как юла.                                                                                                                                                

III. Восполнение звукового состава слов.

5) Составление словосочетаний по опорным словам.

        -Скажите со словом я: играть (я играю), петь (я пою), кушать, слушать, рисовать, собирать, убрать, мыть.

        -В какой части слов слышались звуки [Й' У]?(в конце слова)

IV. 6) Игра «Закончи слово в предложении».

        - Хочу собаку весё_(лую), доб_(рую), лохма_, сме_, отваж_.

        -Хочу куклу большу_), краси_(вую), рези_(новую), _(зую), длинноволо_(сую), говоря_(щую). (Дети четко выговаривают окончания прилагательных).

7.Превращения слов.

- Разгадайте слово по первым звукам названий картинок и выложите его с помощью звуковых обозначений (по словам: утка, юбка, торт)

- Что такое уют? (Когда приятно, удобно)

8. Упражнениена развитие слухового внимания «Будь внимателен»

- Я подобрала слова с буквой Ю и без неё. Я буду называть эти слова. Если в них есть буква Ю, приседают мальчики, если нет – приседают девочки.

ЮБКА, КОФТА, СЕВЕР, ЮГ, ЮНЫЙ, СТАРЫЙ, ДЕВУШКА, ЮНОША, ДОМ, ЮРТА.

9.Знакомство с буквой Ю.

-Эта буква Ю, которая обозначает дружные звуки [Й' У].Каким цветом нужно ее заштриховать? Почему?  Заштрихуйте ее красным карандашом сверху вниз. Не забудьте сесть прямо и правильно взять карандаш.

-На какую букву похожа буква Ю?

- Чем она отличается от буквы О?

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась ... буква Ю.

10. Превращения буквы:

-Превратите букву О в Ю. Возьмите простой карандаш и выполните задание. Молодцы.

11. -Прочтите слоги. Поставьте пальчик на первый слог (чтение слогов по очереди)

12. Итог.

-Что вы узнали о звуках [Й' У]?

-Почему эти звуки называются дружными?

-Назовите слова со звуками [Й' У]. Умницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. «Мой верный друг» «Художественно-эстетическое развитие».

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей Складывание бумаги по типу «Оригами»....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи.

Разработка  конспекта ( занятия) для детей  старшего  дошкольного  возраста   по развитию звуковой  культуры речи.  Программное содержание:1. Основные упра...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово"....