Главные вкладки

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи. Тема: "Звуки [Й У]"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Мацегорова Зоя Викторовна

    конспект занятия по развитию речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект нод по развитию речи23.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство просвещения Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    «ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЕНОК»

    (ФГБОУ ВДЦ «Орленок»)

    Детский сад

    Конспект занятия для детей

    старшего дошкольного возраста

    по развитию речи

    Тема. "Звуки [ЙУ]"

    Подготовила воспитатель

    детского сада Мацегорова З. В.

    2017 год.

    Цель: формирование связной речи.

    Задачи:

    Образовательные: совершенствование умений производить сложный звуковой и слоговый анализ слов, производить речемыслительные операции на основе звукового и слогового состава слов; обогащение опыта чтения слогов;обогащение словаря,совершенствование грамматического строя, навыков согласования слов в словосочетании, подбирать слова к готовым схемам, составлять слова из звуков;развитие грамматического строя речи, умения составлять словосочетания по опорным словам;

    Развивающие: закрепление представления о букве Ю и звуках [Й' У]; расширение представлений о гласных звуках; различие гласных первого и второго ряда(йотированных), дифференциация йотированных гласных между собой, уточнение различий между фонемой и графемой, различение оптически сходных букв.

    Воспитательные: развитие фонетико-фонематических процессов, связной речи, памяти, внимания, воображения, тонкой моторики.

    Методические приемы:        

                                    План занятия:

    1. Закрепление материала предыдущего занятия (Звуки [Й'О]

    2. Рассказ воспитателя о приключениях игрушек.

    3. Нахождение отличий между звуками [Й' О] и [Й' У].

    4. Дидактическая игра на выявление звуков[Й' У] в словах и подбор к ним схем.

    5.Физкультминутка «Юла»

    6. Игра «Скажите со словом я»        

    7. Игра «Закончи слово в предложении».

    8. Разгадывание слова по первым звукам названий картинок и выкладывание его с помощью звуковых обозначений.

    9. Упражнение-разминка«Будь внимателен»

    10. Знакомство и штриховка буквы Ю.

    11. Превращение буквы О в букву Ю.

    12. Чтение слогов.

    13.  Итог занятия.

    Наглядность:

    - иллюстрации в пособиях;

    -обозначение звуков [[Й' У], [Й' О], [Т] и [У];

    -картинки на звуки [Й' У] в словах, изображение буквы Ю;

    - карандаши: простые, цветные.

    Предполагаемый результат: дети научатся производить сложные виды звукового и слогового анализа, осуществлять мыслительные операции; классифицировать лексический материал в соответствии с заданной схемой; согласовывать слова в словосочетании.

    Место проведения: групповая комната.

    Форма проведения: групповая.

    Количество человек: 14 - 18 человек.

    Время проведения: 9. 00 часов.

    Ход занятия.

    I. - Какие звуки обозначает буква Ё?

    -Почему звуки [Й' О] называются дружными?

    -Почему Лисёнок дрожал и ёжился?

    1) История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

            Вскоре Лисёнок уже вполне мог продолжить путешествие. Правда, он был не весел, и это очень тревожило его друзей.

            Игрушки уныло брели по улице. И вот они услышали песню:

                    Ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю

                    Я юлю, юлю, юлю,

                    Всюду я сную-ю-ю,

                    Песню вам спою-ю-ю:

                    Грустных я развеселю,

                    А весёлых огорчу,

                    Всё вокруг переверну,

                    Закручу и заверчу.

            Дверь домика буквы Ю распахнулась, и из него выкатилась юла-весела. Не прекращая свою песню, она лихо пошла в пляс, да так задорно и заразительно, что игрушки тут же присоединились к её танцу. Так они крутились -вертелись до тех пор, пока юла-весела сама не остановилась.Садитесь и посмотрите на картинку.

            - В доме какой буквы живёт юла-весела?

            - Какие два звука обозначает буква Ю?

            - Сегодня поговорим о звуках [Й' У].

            2) Дидактическая игра на выявление звуков [Й' У] в словах (в тетради).

    II. - Картинка, где изображено, как юлит юла, обозначает звуки [Й' У]. Объясните, почему эти звуки называются дружными.

            - Найдите на рисунке хозяев домика юлы.

            -Чем отличаются звуки [Й' У] и [У]?

    а) - Чем отличаются звуки [Й' О] и [Й' У]? (В конце [Й' О]- [О], а в конце [Й' У] - [У].)

            - Одинаково ли произносятся эти звуки?

    б) - При произнесении какого из этих звуков губы образуют более широкую трубочку, а при каком - узкую?

            - Догадайтесь, какие бусинки обозначают звуки [Й' О], а какие - [Й' У], расшифруйте "звуковые" бусы. (Ё-ю-ё-ю-ё-ё-ю-ю и т.д.- в 1 задании рабочей тетради)

    3). Ребята, посмотрите на доску. На картинках изображены предметы, в названии которых слышится звуки [Й' У]. В названии каких картинок звуки [Й' У] слышится в начале, середине, конце слова? Назовите, подберите схему. (Дети подбирают схемы к словам: юла, меню, утюг, юбка, ключ)

    4) Физкультминутка.

    Юля

    Юлька-Юленька-юла,                        повороты с фонариками                        

    Юлька юркая была.                                

    Усидеть на месте Юлька        

    Ни минуты не могла.                                                

    Землянику собирала,                           наклоняются, собирая ягоды

    Мыть посуду помогала.                      Моют воображаемую посуду

    Куклам косы заплела,                          плетут себе «косы»

    Пол в избе подмела.                            Метут пол

    Юля в классики играла,                     прыгают на 2 ногах                        

    Со скакалкою скакала,        

    Нашей Юлии - хвала,                                хлопают в ладоши

    Быстрой, юркой, как юла.                                                                                                                                                

    III. Восполнение звукового состава слов.

    5) Составление словосочетаний по опорным словам.

            -Скажите со словом я: играть (я играю), петь (я пою), кушать, слушать, рисовать, собирать, убрать, мыть.

            -В какой части слов слышались звуки [Й' У]?(в конце слова)

    IV. 6) Игра «Закончи слово в предложении».

            - Хочу собаку весё_(лую), доб_(рую), лохма_, сме_, отваж_.

            -Хочу куклу большу_), краси_(вую), рези_(новую), _(зую), длинноволо_(сую), говоря_(щую). (Дети четко выговаривают окончания прилагательных).

    7.Превращения слов.

    - Разгадайте слово по первым звукам названий картинок и выложите его с помощью звуковых обозначений (по словам: утка, юбка, торт)

    - Что такое уют? (Когда приятно, удобно)

    8. Упражнениена развитие слухового внимания «Будь внимателен»

    - Я подобрала слова с буквой Ю и без неё. Я буду называть эти слова. Если в них есть буква Ю, приседают мальчики, если нет – приседают девочки.

    ЮБКА, КОФТА, СЕВЕР, ЮГ, ЮНЫЙ, СТАРЫЙ, ДЕВУШКА, ЮНОША, ДОМ, ЮРТА.

    9.Знакомство с буквой Ю.

    -Эта буква Ю, которая обозначает дружные звуки [Й' У].Каким цветом нужно ее заштриховать? Почему?  Заштрихуйте ее красным карандашом сверху вниз. Не забудьте сесть прямо и правильно взять карандаш.

    -На какую букву похожа буква Ю?

    - Чем она отличается от буквы О?

    Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась ... буква Ю.

    10. Превращения буквы:

    -Превратите букву О в Ю. Возьмите простой карандаш и выполните задание. Молодцы.

    11. -Прочтите слоги. Поставьте пальчик на первый слог (чтение слогов по очереди)

    12. Итог.

    -Что вы узнали о звуках [Й' У]?

    -Почему эти звуки называются дружными?

    -Назовите слова со звуками [Й' У]. Умницы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

    Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

    Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. «Мой верный друг» «Художественно-эстетическое развитие».

    Практическая работа (продуктивная деятельность) детей Складывание бумаги по типу «Оригами»....

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Вслед за радугой" (развитие эмоциональной сферы)

    Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) на тему «Вслед за радугой». Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:...

    Конспект занятия-соревнования для детей старшего дошкольного возраста (познавательное развитие)

    Цель: закреплять представления детей о природных и физических явлениях....

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

    1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

    ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

    1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...