Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Урок вежливости»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соколова Ирина Александровна

Тема«Урок вежливости»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

 «Социально-коммуникативное»«Речевое развитие»

«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

 

Цель занятия: учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми людьми, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов.

 

Задачи занятия:

Развивающая задача: развивать связную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, развивать коммуникативные навыки.

Обучающая задача: систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги; не перебивать говорящего, выслушивать собеседника; говорить спокойно, доброжелательно.

Воспитательная задача: воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

 

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»; рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей; решение проблемных и игровых ситуаций«Кто поступил правильно?» и т. д.; чтение пословиц и поговорок о добре и вежливости.

 

Материал и оборудование: игрушка Буратино, картинки с отрицательными и положительными поступками, карандаши, заготовки лепестков, мяч, аудиозапись, кружки красного и черного цвета по количеству детей.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей:

- Сегодня у нас на занятии будут присутствовать гости. Вы их все знаете и любите, давайте поздороваемся!

Воспитатель: - Дети давайте поиграем в игру «Что изменилось?». Вы закроете глаза, потом по сигналу откроете и скажете, что в группе изменилось. Договорились?

Дети закрывают глаза, воспитатель ставит стул с игрушкой Буратино спиной к детям.

Воспитатель: Открывайте глаза. Что изменилось?

Дети: Буратино появился.

Воспитатель: - Правильно. Но что бы сделал вежливый человек придя в гости? А Буратино это сделал? Какой он невежливый! Отвернулся от нас. Дети, как вы думаете, что нужно было сделать Буратино, прежде чем зайти в группу?

Дети: Поздороваться.

Воспитатель: Правильно. Подумайте дети и скажите кого мы можем назвать вежливым человеком?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, приветлив и внимателен. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (принести, помочь, подать и т. д., он всегда это делает охотно. Вам нравятся вежливые люди? А невежливые?

Дети: ответы.

Воспитатель: Если кто-нибудь сделает для вас что-то, то следует сказать: «Спасибо». Если кто-то скажет вам «Спасибо», то вам следует ответить «Пожалуйста». А если вы нечаянно кого-то толкнули, или обидели, то следует сказать«Извините пожалуйста».

Д/игра «Приветствие».

Воспитатель ь: Давайте поиграем в игру.

Воспитатель предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, день, вечер, здравствуйте.

Воспитатель: Давайте представим, что утром Даша встретила Настю. Как ты поздороваешься Даша? А если встретились вечером? Настя прощается со взрослым человеком, что скажешь? И т. д.

Дети: ответы.

Воспитатель: Дети, а что нужно сказать после приветствия Буратино?

Дети: Спросить разрешения пройти в группу.

Воспитатель: И еще есть одна ошибка у Буратино? Что он еще должен был сделать?

Дети: Спросить разрешение присесть.

Воспитатель: Дети, я думаю, Буратино все понял. Давайте пригласим Буратино на наше занятие и научим его вежливым и добрым словам.

Отгадывание загадок.

Встретив зайку, еж – сосед

Говорит ему «…» (Привет)

 

А его сосед ушастый

Отвечает«Ежик …» (Здравствуй)

 

Растает даже ледяная глыба,

От слова теплого «…» (Спасибо)

 

Во всех странах на прощанье,

Говорят всем «…» (До свиданья)

 

Нечаянно мы толкнули Витю

И все сказали «…» (Извините)

 

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы «…» (Спасибо)

 

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит «…»(Добрый день)

 

Когда нас бранят за шалости,

Говорим «…» (Простите пожалуйста)

 

Воспитатель: Дети, а вы знаете пословицы и поговорки о вежливости, доброте и дружбе? Кто расскажет?

Дети: ответы.

Д/ упражнение с мячом «Вежливые слова»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду вам бросать мяч, а вы ловить и говорить вежливые слова.

Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дети называют вежливые слова.

После игры дети садятся на стульчики.

Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Воспитатель: - А теперь давайте разберемся на примере что хорошо и что плохо. Я буду показывать картинки с поступками детей, а вы их рассматривать и распределять на хорошие и плохие. Если поступок хороший, вы поднимите красный кружок, а если плохой - черный.

Физминутка «Быстро встаньте»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись

Рук коленями коснулись

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Изобразительная деятельность детей

.

Воспитатель предлагает детям разукрасить лепестки для цветка вежливости.

Воспитатель: Дети у меня есть серединка цветка и не раскрашенные лепестки. Давайте их раскрасим и сделаем цветок вежливости.

-Каким цветом будем раскрашивать?

-Сколько лепестков будет в цветке?

-Желтый цвет на какое слово похож? (Здравствуйте)

-А красный?

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, выбрать цвет карандаша и приступить к работе. Включают расслабляющую мелодию. Дети рисуют и сдают работу. Собирают цветок при помощи клея или степлера.

Итог занятия.

Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали? Чем занимались? О каких особенных словах мы сегодня говорили? Почему эти слова называют «волшебными»? Почему эти слова очень важные?

Дети: ответы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, научился ли Буратино вежливым словам?

Дети: Да, научился.

Воспитатель: Давайте подарим Буратино наш прекрасный цветок вежливости, чтобы он никогда их не забывал. Скажем нашим гостям «Спасибо за внимание». А теперь можете поиграть с Буратино, показать ему нашу группу, игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №7 «Радуга» ул. 50 лет СССР 13

Кулундинского района Алтайского края

 

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Урок вежливости»

подготовила: Соколова Ирина Александровна,

воспитатель

С. Кулунда – 2019 год

Тема«Урок вежливости»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

 «Социально-коммуникативное»«Речевое развитие»

«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Цель занятия: учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми людьми, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов.

Задачи занятия:

Развивающая задача: развивать связную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, развивать коммуникативные навыки.

Обучающая задача: систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги; не перебивать говорящего, выслушивать собеседника; говорить спокойно, доброжелательно.

Воспитательная задача: воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»; рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей; решение проблемных и игровых ситуаций«Кто поступил правильно?» и т. д.; чтение пословиц и поговорок о добре и вежливости.

Материал и оборудование: игрушка Буратино, картинки с отрицательными и положительными поступками, карандаши, заготовки лепестков, мяч, аудиозапись, кружки красного и черного цвета по количеству детей.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей:

- Сегодня у нас на занятии будут присутствовать гости. Вы их все знаете и любите, давайте поздороваемся!

Воспитатель: - Дети давайте поиграем в игру «Что изменилось?». Вы закроете глаза, потом по сигналу откроете и скажете, что в группе изменилось. Договорились?

Дети закрывают глаза, воспитатель ставит стул с игрушкой Буратино спиной к детям.

Воспитатель: Открывайте глаза. Что изменилось?

Дети: Буратино появился.

Воспитатель: - Правильно. Но что бы сделал вежливый человек придя в гости? А Буратино это сделал? Какой он невежливый! Отвернулся от нас. Дети, как вы думаете, что нужно было сделать Буратино, прежде чем зайти в группу?

Дети: Поздороваться.

Воспитатель: Правильно. Подумайте дети и скажите кого мы можем назвать вежливым человеком?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, приветлив и внимателен. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (принести, помочь, подать и т. д., он всегда это делает охотно. Вам нравятся вежливые люди? А невежливые?

Дети: ответы.

Воспитатель: Если кто-нибудь сделает для вас что-то, то следует сказать: «Спасибо». Если кто-то скажет вам «Спасибо», то вам следует ответить «Пожалуйста». А если вы нечаянно кого-то толкнули, или обидели, то следует сказать«Извините пожалуйста».

Д/игра «Приветствие».

Воспитатель ь: Давайте поиграем в игру.

Воспитатель предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, день, вечер, здравствуйте.

Воспитатель: Давайте представим, что утром Даша встретила Настю. Как ты поздороваешься Даша? А если встретились вечером? Настя прощается со взрослым человеком, что скажешь? И т. д.

Дети: ответы.

Воспитатель: Дети, а что нужно сказать после приветствия Буратино?

Дети: Спросить разрешения пройти в группу.

Воспитатель: И еще есть одна ошибка у Буратино? Что он еще должен был сделать?

Дети: Спросить разрешение присесть.

Воспитатель: Дети, я думаю, Буратино все понял. Давайте пригласим Буратино на наше занятие и научим его вежливым и добрым словам.

Отгадывание загадок.

Встретив зайку, еж – сосед

Говорит ему «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает«Ежик …» (Здравствуй)

Растает даже ледяная глыба,

От слова теплого «…» (Спасибо)

Во всех странах на прощанье,

Говорят всем «…» (До свиданья)

Нечаянно мы толкнули Витю

И все сказали «…» (Извините)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы «…» (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит «…»(Добрый день)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим «…» (Простите пожалуйста)

Воспитатель: Дети, а вы знаете пословицы и поговорки о вежливости, доброте и дружбе? Кто расскажет?

Дети: ответы.

Д/ упражнение с мячом «Вежливые слова»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду вам бросать мяч, а вы ловить и говорить вежливые слова.

Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дети называют вежливые слова.

После игры дети садятся на стульчики.

Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Воспитатель: - А теперь давайте разберемся на примере что хорошо и что плохо. Я буду показывать картинки с поступками детей, а вы их рассматривать и распределять на хорошие и плохие. Если поступок хороший, вы поднимите красный кружок, а если плохой - черный.

Физминутка «Быстро встаньте»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись

Рук коленями коснулись

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Изобразительная деятельность детей

.

Воспитатель предлагает детям разукрасить лепестки для цветка вежливости.

Воспитатель: Дети у меня есть серединка цветка и не раскрашенные лепестки. Давайте их раскрасим и сделаем цветок вежливости.

-Каким цветом будем раскрашивать?

-Сколько лепестков будет в цветке?

-Желтый цвет на какое слово похож? (Здравствуйте)

-А красный?

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, выбрать цвет карандаша и приступить к работе. Включают расслабляющую мелодию. Дети рисуют и сдают работу. Собирают цветок при помощи клея или степлера.

Итог занятия.

Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали? Чем занимались? О каких особенных словах мы сегодня говорили? Почему эти слова называют «волшебными»? Почему эти слова очень важные?

Дети: ответы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, научился ли Буратино вежливым словам?

Дети: Да, научился.

Воспитатель: Давайте подарим Буратино наш прекрасный цветок вежливости, чтобы он никогда их не забывал. Скажем нашим гостям «Спасибо за внимание». А теперь можете поиграть с Буратино, показать ему нашу группу, игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»

Программное содержание:  1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".

В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию вторая младшая группа

План-конспект по речевому развитию на тему "Путешествие к бабушке в деревню" вторая младшая группа...

Открытое занятие по речевому развитию в старшей группе на тему «Поиски весны»

Если снег повсюду тает,День становится длинней.Если все зазеленело,И в полях звенит ручей.Если солнце ярче светит,Если птицам не до сна,Если стал теплее ветер,Значит к нам пришла ……(весн...