Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Догодькина Марина Фёдоровна

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в Королевство красивой речи"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятие по развитию речи 

в старшей группе:

 «Путешествие в Королевство красивой речи»

Подготовила: воспитатель

 первой квалификационной категории

Догодькина М. Ф.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

Задачи:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Активизировать словарь.

3. Формировать представление о фантазии.

4. Развивать фонематический слух.

5.Закреплять знания у детей о любимых сказочных персонажах.
6. Закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных и способов их образования.
7.Воспитывать интерес к отгадыванию загадок.

Материалы и оборудование: мяч, солнце с лучиками, аудиозапись волшебной мелодии, ноутбук.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро!

Ребята, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте и им мы тоже улыбнемся и скажем «Доброе утро».

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: Я хочу вас сегодня пригласить отправиться со мной в необычное сказочное путешествие. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы с вами сейчас отправимся в «Королевство красивой речи». Но так как это необычное королевство, то и отправимся мы с вами необычным способом… Мы отправимся с помощью нашей фантазии.

А что такое фантазия?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Фантазия- это наши с вами мечты, когда мы что-то выдумываем, о чем –то мечтаем, это то, чего нет на самом деле.

Давайте вместе произнесем это слово -  ФАНТАЗИЯ.

Прежде, чем мы с вами отправимся в это прекрасное путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

    На занятиях в игре,

    Четко, громко, говорим,

    Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не кричи,

    Только руку подними.

Итак, мы отправляемся в Королевство красивой речи.

(Воспитатель включает сказочную музыку, дети сидят на коврике)

Закройте глаза. Представьте себе, что мы с вами летим на воздушном шаре выше облаков. Внизу мы видим дома, леса, поля; чувствуем запах свежего воздуха, слышим журчание реки.

2. Основная часть.

Вот мы и добрались. Посмотрите, ребята, что же это?

Ворота, а что на воротах – замок.

Давайте попробуем его открыть.

А поможет нам в этом пальчиковая гимнастика «Замок»

 (Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.)

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (дети постукивают основаниями ладоней друг об друга, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)

Потянули тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

Замок открыли, молодцы!

Ребята, а здесь письмо!

Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали солнце в нашем Королевстве!

И теперь, все, что есть у нас: и лес, и цветы, и луга, и поля, и даже речка, всё уснуло!

В нашем Королевстве темно и холодно!

Помогите нам расколдовать наше солнышко!

Ну, что ж, поможем? (Да)

Ребята, эта история мне что - то напоминает, какую -  то сказку? Давайте вместе вспомним, где такое уже случалось, в какой сказке? (воспитатель помогает вопросами вспомнить сказку «Краденое солнце»)

А кто написал эту сказку?

Ответы детей: К. Чуковский.

Молодцы! А сейчас отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались.. -  это… (Солнце)

Правильно! А вот и солнце, только оно без лучиков, и очень, очень грустное… что же нам надо сделать?

Предположения детей.

Давайте найдем лучики и попробуем их расколдовать.

Дети в группе находят корзинку с лучиками.

Молодцы! Только они заколдованы, и чтобы их расколдовать, надо выполнить задания, которые на них написаны. Вы готовы спасать солнышко?

Дети: Да!

Дети достают по одному лучику из корзинки, воспитатель зачитывает задание и когда дети выполняют его, он прикрепляет лучик к солнышку.

1 задание.    

«Назови ласково» (Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок называет его ласково).

Примерные слова. Собака, кошка, солнце, река, медведь, лиса, лес, белка.

2 задание (сидя на стульчиках)

«Назови одним словом»

- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

- кошка, корова, лошадь, бык (животные)

- тюльпан, одуванчик, астра, роза (цветы)

- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

- стол, стул, диван, кровать (мебель)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

- кофта, колготки, платье, шорты (одежда)

3 задание

«Что лишнее?»

(Игра – лото «Найди лишнее»». Каждый ребёнок берет по картинке и называет лишний предмет)

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Пружинка с полуоборотом)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потянуться вверх)

Ветер дунет иногда,

Только это не беда. (Раскачиваются со стороны в сторону)

Наклоняются цветочки,

 Опускают лепесточки. (Наклониться, дотянуться до пола))

А потом опять встают

И по- прежнему цветут. (Выпрямиться)

4 задание

 Игра: «Составь цепочку» (дети стоят по кругу, воспитатель называет слово и передает мяч ребенку, тот называет подходящее слово и передает мяч следующему)

ЛЕТО – солнце, жара, цветы, зелёная трава и т.д.

ДОРОГА – машина, асфальт, трактор, светофор и т.д.

КУХНЯ – стол, посуда, еда, окно и т.д.

ЗИМА – снег, санки, Новый год, коньки т.д.

ОГОРОД – грядка, морковка, лопата, лейка и т.д.

5 задание.

«Назови признаки»

Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «Матрешка из дерева», а ребенок возвращая мяч, говорит: «Деревянная».

Матрешка из дерева…(Деревянная)

Сумка из кожи…(Кожаная)

Ваза из хрусталя… (Хрустальная)

Дом из кирпича…(Кирпичный)

Блюдце из фарфора…(Фарфоровое)

Стакан из стекла…(Стеклянный)

Рукавички из шерсти… (Шерстяные)

6 задание.

«Отгадай сказку» (После того, как дети назовут отгадку, на экране появляется картинка из сказки)

1.Маленькая девочка
По лесу идет.
Бабушке в корзинке
Пирожки несет,
За кустами прячется
Очень страшный зверь
Кто же эта девочка?
Отвечай теперь!
(Красная Шапочка)

2.На сметане он мешен.
На окошке он стужен.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
От лесных зверей удрал,
На обед лисе попал.
(Колобок)

3.Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки
Кушать не велит.
(Маша и медведь)

4.Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Эти братья …
(Поросята)

5.Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке …
(Репка)

6.Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)

7.Лечит он слонов и крыс,
Бегемотов, зайцев, лис.
Перевяжет ранку
На лапке обезьянки.
И любой вам подтвердит…
Это …
(Доктор Айболит)

8. На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь.
(Волк и семеро козлят)

7 задание

Игра: «Рифмы»

Воспитатель:

Будем в рифмы мы играть,

Слова будем подбирать.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка)

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку)

Взяла я корзину, купил ты …(картину)

Я вижу: на поле пасется баран,

А маленький мальчик несет… (барабан)

С тростинкой по полю ползет муравей,

А следом за ним летит … (воробей)

Концерты на «Бис» дает нам скрипач,

Детей веселит в цирке… (циркач)

Весной прилетают с юга грачи

Детишек всех лечат наши … (врачи)

Закрепление

Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном Королевстве. Какое оно? .

(Ответы детей)

Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и мы с вами стали добрее и ласковее. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и разбудили всё живое вокруг.

Итог.

Молодцы, ребята. Жители Королевства говорят вам: «Огромное спасибо! »

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха (Звучит музыка.)

Вот и вернулись мы в детский сад и наше занятие закончилось.

Что вам больше всего понравилось?

Что было особенно трудно?

Я тоже хочу сказать вам спасибо за ваше старание, вашу работу на занятии и подарить вам по книжке – раскраске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Урок вежливости»

Тема: «Урок вежливости»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие...

Открытое занятие по речевому развитию в старшей группе на тему «Поиски весны»

Если снег повсюду тает,День становится длинней.Если все зазеленело,И в полях звенит ручей.Если солнце ярче светит,Если птицам не до сна,Если стал теплее ветер,Значит к нам пришла ……(весн...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Купание медвежат»

Задачи: Развитие связной речи.формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием;формировать умение составлять рассказ по картине, опи...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: "Пересказ рассказа Н.Сладкова "Как медведь сам себя напугал"

Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде мнемодорожки....

Открытое занятия по речевому развитию в старшей группе «Заколдованные снежинки»

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Заколдованные снежинки» Цель:показать уровень сформировавшихся знаний детей за первое полугодие по развитию речи и ...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в карельский лес"

Конспект занятия, где дошкольники отправляясь на помощь поссорившимся лесным жителям, расширяют свои представления  об особенностях карельского леса и её обитателей., активизируют словарь по данн...