Главные вкладки

    "Буква Ь как показатель мягкости согласного"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Александрова Татьяна Михайловна

    Обучение грамоте в старшей группе 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему:

    «Буква Ь как показатель мягкости согласного»

    Подготовила воспитатель:

    Александрова Т.М.

    Тема: «Буква Ь как показатель мягкости согласного. Письмо изученных элементов. Мир породы»

    Программное содержание:

    • Повторить понятия  «гласные звуки и буквы», «согласные звуки и буквы», «слог», «слова», «предложение»;
    • Развивать умение делить слова на слоги;
    • Продолжать работу по составлению предложений из заданных слов;
    • Начать знакомство с буквой Ь, и его ролью в русском языке;
    • Учить печатать изученные звуки, слоги, слова
    • Развивать технику чтения;
    • Развивать устную речь;
    • Развивать мелкую моторику руки, внимание, мышление;
    • Воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях

    Методические приемы:

    Воспитатель: У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. На уроке у нас гости. Давайте их поприветствуем и тихонечко займем свои места.

    Ну-ка, проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ль на месте, все ль в порядке:

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    1. Чтение с доски

    Коля               гулять       ходить          расти

    Поляна           на улице   собирать      ягоды

    Лена               вместе        красные

    1. Составление предложений.

    Коля и Лена вместе гуляют на улице.

    На поляне растут красные ягоды.

    Лена и Коля собирают ягоды.

    1. Звуковой анализ слов

    Поляна        Улица

    Коля             Лена

    1. Определить местоположение букв П(поляна), Л(Коля), У(улица), А(Лена)
    2. Сколько слогов в каждом слове?                  

    1. Составление вопросов.

    Марина купила желтые цветы.- Кто купил желтые цветы?

    Марина купила желтые цветы.- Марина что сделала?

    Марина купила желтые цветы.- Марина купила какие цветы?

    Марина купила желтые цветы.- Марина что купила?

    1. Найдите в этом предложении предмет, действие, признак.
    2. Скажите это предложение в прошедшем, в настоящем, в будущем времени
    1. Физкультминутка «Бабочка»

    Спал цветок и вдруг проснулся,   (туловище вправо, влево)

    Больше спать не захотел,               (туловище вперед , назад)

    Шевельнулся , потянулся,              (руки вверх, потянуться)

    Взвился вверх и полетел,                (руки вверх вправо, влево)

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружится, вьется.             (покружиться)

    1. Работа по теме

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с двумя знаками Ь, Ъ.

    Доскажите словечко и угадайте о чем пойдет сегодня разговор

    Мягкий голос,

    Мягкий шаг,

    Это буква…(мягкий знак)

    Послушайте весёлые стихи.

    Мягкий знак –хитрый знак.    Был мягкий знак высоковат…

    Не назвать его никак.               Сказали буквы строго:

    Он не произносится,                 -Эй, наклонись немного!

    Почему у дома угол                  у так согнулся он, чудак,

    Превратился сразу в уголь       Что превратился в …твердый знак.

    Без пожара, просто так?

    Это буква мягкий знак.

    Различение звуков. Игра «Твердый –мягкий»

    Воспитатель:  Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твердый- мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зеленым кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет- твердый звук, зеленый цвет- мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.

    [м]-[м,]

    [п]-[п,]

    [з]-[з,]

    [т]-[т,]

    Воспитатель: Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные произносились мягко? (мягкий знак)

    Знакомство с новой буквой.

    Воспитатель:  Вот она буква Ь(мягкий знак). На доску вывешивается буква Ь.

    Воспитатель: Вот для этого и служит буква Ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которое в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

    Воспитатель: На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей)

    Буква Р перевернулась-

    Мягким знаком обернулась.

    Воспитатель: Давайте почитаем слова с Ь знаком:

    День  Пень  Лось  Олень  Карась  Рысь  Осень

    Воспитатель: А теперь попробуйте сделать звуковой анализ этих слов. Каждый выбирает одно слово.

    Да мягкий знак- настоящий фокусник. В чем же заключается его фокус? Как произносили буквосочетания? (Иягко)

    Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.

    Слога- звуковой анализ слов «мел»- «мель»

    Воспитатель: Но это еше не все фокусы мягкого знак. Внимание на доску.

    На доске схемы двух слов.

    -Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твердый, другой мягкий).

    - Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спрятолось в первой схеме.

    Белый камешек растаял

    На доске следы оставил. (мел)

    (На доске над схемой выставляются буквы)

    -Какую букву нужно поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко? (Поставить букву мягкий знак)

    -Какие фокусы и превращения вы заметил? (Заменили твердый на мягкий –изменилось звучание слова и смысл).

    - Что означает слово «мел»?

    Мел- мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.

    -Придумайте предложение. Например  «Я пишу мелом»

    -Что означает слово «мель»?

    Мель- мелководное место в реке, водоеме.

    «Мы плыли по реке на лодке и поплыли на мель».

    -Что еще заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).

    Воспитатель: Ребята, Ь знак не только смягчает согласные, но и меняет значение слова.

    Вот, например:

    УГОЛ-в геометрии плоская фигура, образованная лучами,  исходящими из одной точки. Угол комнаты.

    УГОЛЬ- ископаемое твердое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.

    БЫЛ- слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошлом времени.

    БЫЛЬ-то, что было в действительности, действительное происшествие.

    ПЫЛ- сильный жарот огня. Пирожки с пылу с жару.

    ПЫЛЬ-мельчайшие сухие частицы,носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.

    1. Работа с конструктором.

    Конструирование буквы Ь из толстой нити.

    1. Развитие мелкой моторики.

    Заштрихуйте букву Ь простым карандашом. Объясните, почему мы взяли такой карандаш. (мягкий знак звука не обозначает). Напечатайте эту букву.

    1. Словарь осьминог.

    Осьминог.

    В океане живет чудо- юдо, у которого прямо из головы растет восемь ног! Называется оно осьминог. Залезает осьминог в нору, ноги наружу выставит т ощупывает все, что мимо плывет. Поэтому и называют его ноги щупальцами. Они  сплошь покрыты присосками. Если уж присосется осьминог к чему-нибудь, ни за что не оторвешь. Раньше люди думали, что осьминоги нападали на корабли и людей. На самом же деле осьминог пуглив. Стоит только одному из подводных врагов подплыть поближе, как осьминог «выстреливает» в него чернилами. И пока удивленный враг соображает в чернильной воде, что же случилось, осьминог успевает удрать подальше! Он может раскрашивать себя в любой цвет и узор. На песке он желтый, а на газете- он полосатый, в белую и черную полоску.

    - Прочитайте слово осьминог и скажите, какую роль  выполняетв этом слове ь знак.

    X. Итог.

    -Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

    -Что нового вы узнали?

    -С какой буквой познакомились?

    -Какую роль играет Ь в словах?

    Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь вам и нашим гостям занятие понравилось. Спасибо всем большое

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков

    Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...

    Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

    Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....

    Закрепление твёрдости-мягкости согласных звуков.

    Методические рекомендации по логопедии...

    «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»

    Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю,  Е, Ё.Формировать представление детей о воздухе и его свойствах....

    Конспект ООД на тему: "Буква Ь как показатель мягкости согласного"

    Материал для педагогов и родителей, как в игровой форме познакомить ребёнка-дошкольника с буквой Ь (мягкий знак)....