"Буква Ь как показатель мягкости согласного"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Александрова Татьяна Михайловна

Обучение грамоте в старшей группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему:

«Буква Ь как показатель мягкости согласного»

Подготовила воспитатель:

Александрова Т.М.

Тема: «Буква Ь как показатель мягкости согласного. Письмо изученных элементов. Мир породы»

Программное содержание:

  • Повторить понятия  «гласные звуки и буквы», «согласные звуки и буквы», «слог», «слова», «предложение»;
  • Развивать умение делить слова на слоги;
  • Продолжать работу по составлению предложений из заданных слов;
  • Начать знакомство с буквой Ь, и его ролью в русском языке;
  • Учить печатать изученные звуки, слоги, слова
  • Развивать технику чтения;
  • Развивать устную речь;
  • Развивать мелкую моторику руки, внимание, мышление;
  • Воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях

Методические приемы:

Воспитатель: У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. На уроке у нас гости. Давайте их поприветствуем и тихонечко займем свои места.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Чтение с доски

Коля               гулять       ходить          расти

Поляна           на улице   собирать      ягоды

Лена               вместе        красные

  1. Составление предложений.

Коля и Лена вместе гуляют на улице.

На поляне растут красные ягоды.

Лена и Коля собирают ягоды.

  1. Звуковой анализ слов

Поляна        Улица

Коля             Лена

  1. Определить местоположение букв П(поляна), Л(Коля), У(улица), А(Лена)
  2. Сколько слогов в каждом слове?                  

  1. Составление вопросов.

Марина купила желтые цветы.- Кто купил желтые цветы?

Марина купила желтые цветы.- Марина что сделала?

Марина купила желтые цветы.- Марина купила какие цветы?

Марина купила желтые цветы.- Марина что купила?

  1. Найдите в этом предложении предмет, действие, признак.
  2. Скажите это предложение в прошедшем, в настоящем, в будущем времени
  1. Физкультминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,   (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел,               (туловище вперед , назад)

Шевельнулся , потянулся,              (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел,                (руки вверх вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.             (покружиться)

  1. Работа по теме

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с двумя знаками Ь, Ъ.

Доскажите словечко и угадайте о чем пойдет сегодня разговор

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква…(мягкий знак)

Послушайте весёлые стихи.

Мягкий знак –хитрый знак.    Был мягкий знак высоковат…

Не назвать его никак.               Сказали буквы строго:

Он не произносится,                 -Эй, наклонись немного!

Почему у дома угол                  у так согнулся он, чудак,

Превратился сразу в уголь       Что превратился в …твердый знак.

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

Различение звуков. Игра «Твердый –мягкий»

Воспитатель:  Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твердый- мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зеленым кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет- твердый звук, зеленый цвет- мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.

[м]-[м,]

[п]-[п,]

[з]-[з,]

[т]-[т,]

Воспитатель: Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные произносились мягко? (мягкий знак)

Знакомство с новой буквой.

Воспитатель:  Вот она буква Ь(мягкий знак). На доску вывешивается буква Ь.

Воспитатель: Вот для этого и служит буква Ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которое в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

Воспитатель: На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей)

Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.

Воспитатель: Давайте почитаем слова с Ь знаком:

День  Пень  Лось  Олень  Карась  Рысь  Осень

Воспитатель: А теперь попробуйте сделать звуковой анализ этих слов. Каждый выбирает одно слово.

Да мягкий знак- настоящий фокусник. В чем же заключается его фокус? Как произносили буквосочетания? (Иягко)

Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Слога- звуковой анализ слов «мел»- «мель»

Воспитатель: Но это еше не все фокусы мягкого знак. Внимание на доску.

На доске схемы двух слов.

-Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твердый, другой мягкий).

- Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спрятолось в первой схеме.

Белый камешек растаял

На доске следы оставил. (мел)

(На доске над схемой выставляются буквы)

-Какую букву нужно поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко? (Поставить букву мягкий знак)

-Какие фокусы и превращения вы заметил? (Заменили твердый на мягкий –изменилось звучание слова и смысл).

- Что означает слово «мел»?

Мел- мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.

-Придумайте предложение. Например  «Я пишу мелом»

-Что означает слово «мель»?

Мель- мелководное место в реке, водоеме.

«Мы плыли по реке на лодке и поплыли на мель».

-Что еще заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).

Воспитатель: Ребята, Ь знак не только смягчает согласные, но и меняет значение слова.

Вот, например:

УГОЛ-в геометрии плоская фигура, образованная лучами,  исходящими из одной точки. Угол комнаты.

УГОЛЬ- ископаемое твердое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.

БЫЛ- слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошлом времени.

БЫЛЬ-то, что было в действительности, действительное происшествие.

ПЫЛ- сильный жарот огня. Пирожки с пылу с жару.

ПЫЛЬ-мельчайшие сухие частицы,носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.

  1. Работа с конструктором.

Конструирование буквы Ь из толстой нити.

  1. Развитие мелкой моторики.

Заштрихуйте букву Ь простым карандашом. Объясните, почему мы взяли такой карандаш. (мягкий знак звука не обозначает). Напечатайте эту букву.

  1. Словарь осьминог.

Осьминог.

В океане живет чудо- юдо, у которого прямо из головы растет восемь ног! Называется оно осьминог. Залезает осьминог в нору, ноги наружу выставит т ощупывает все, что мимо плывет. Поэтому и называют его ноги щупальцами. Они  сплошь покрыты присосками. Если уж присосется осьминог к чему-нибудь, ни за что не оторвешь. Раньше люди думали, что осьминоги нападали на корабли и людей. На самом же деле осьминог пуглив. Стоит только одному из подводных врагов подплыть поближе, как осьминог «выстреливает» в него чернилами. И пока удивленный враг соображает в чернильной воде, что же случилось, осьминог успевает удрать подальше! Он может раскрашивать себя в любой цвет и узор. На песке он желтый, а на газете- он полосатый, в белую и черную полоску.

- Прочитайте слово осьминог и скажите, какую роль  выполняетв этом слове ь знак.

X. Итог.

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

-Что нового вы узнали?

-С какой буквой познакомились?

-Какую роль играет Ь в словах?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь вам и нашим гостям занятие понравилось. Спасибо всем большое

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков

Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...

Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....

Закрепление твёрдости-мягкости согласных звуков.

Методические рекомендации по логопедии...

«Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»

Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю,  Е, Ё.Формировать представление детей о воздухе и его свойствах....

Конспект ООД на тему: "Буква Ь как показатель мягкости согласного"

Материал для педагогов и родителей, как в игровой форме познакомить ребёнка-дошкольника с буквой Ь (мягкий знак)....

Конспект открытого занятия « Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков"

laquo; Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха».Цели занятия:Закрепить знания детей о йотирова...